Тремя важнейшими приоритетам новой стратегии Международного валютного фонда (МВФ) в послекризисном мире должны стать улучшение методов предотвращения кризисов, укрепление антикризисных мер и международной валютно-финансовой системы. Об этом заявил директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан, излагая обновленную стратегию фонда, которую он назвал "МВФ для XXI века", на ежегодном совещании Бреттонвудского комитета в Вашингтоне 26 февраля. Стросс-Кан пояснил, что эта "стратегия учитывает проблемы, с которыми сталкиваются государства-члены фонда в послекризисную эру, и позволяет МВФ обновить свой арсенал, с тем чтобы быть более эффективным, но в то же время оставаться прочно приверженным к основному мандату. Он добавил, что "обновленный мандат" должен охватывать весь спектр макроэкономической политики и политики в отношении финансового сектора, которая имеет отношение к глобальной стабильности в современном мире и укрепляет роль фонда как "стража общесистемной стабильности". Улучшение методов предотвращения кризисов Стросс-Кан заявил, что МВФ мог бы усовершенствовать свой надзор за системными и финансовыми рисками. "Мы выдвигаем идею новой процедуры многостороннего надзора для оценки системного воздействия экономической политики страны радикально иным образом", — отметил он. Такая процедура дополнила бы надзор МВФ на уровне отдельных стран и усилия Группы 20-ти, которая недавно ввела процесс взаимных оценок. Стросс-Кан также усматривает важную роль МВФ в содействии решению более широкого круга проблем международной политики, которые потребуют "расширенного многостороннего подхода для поиска долгосрочных решений" В отношении финансовых рисков Стросс-Кан уделил основное внимание улучшению работы по "выявлению способов распространения рисков в системе". Это должно включать усиление мониторинга нескольких десятков крупных и сложных финансовых организаций, которые образуют базовую "систему сосудов" международных финансов. Относительно либерализации счета операций с капиталом он подчеркнул "прагматическую позицию Фонда, в том числе по вопросу о мерах контроля за операциями с капиталом". Укрепление антикризисных мер Стросс-Кан подчеркнул, что в условиях общесистемного кризиса кредитование МВФ должно характеризоваться скоростью, охватом и объемом, которые намного превышают прежние ожидания. "В настоящее время мы изучаем различные варианты, в том числе краткосрочные кредитные линии с участием нескольких стран". Фонд также рассматривает способы повышения привлекательности своего страхового продукта, гибкой кредитной линии, и методы сотрудничества с региональными пулами резервов, отмечая пример "позитивной и стабилизирующей" роли, которую сыграло кредитование ЕС, предоставляемое параллельно с программами МВФ. Относительно вопроса о поддержке стран с низкими доходами Стросс-Кан подчеркнул существенные шаги, предпринятые МВФ за последний год, в том числе реформу своего кредитования и рационализацию предъявляемых условий. "Но мы можем сделать еще больше", — заявил он. Дополнительные меры могут включать расширение роли Фонда как "поставщика услуг страхования от глобальной волатильности или других шоков, в том числе от воздействия изменения климата". Следует также рассмотреть новаторские финансовые решения для стран, сталкивающихся с проблемами уязвимости и безопасности. Укрепление международной валютно-финансовой системы Несмотря на эпизодические проблемы, Стросс-Кан подчеркнул, что существующая международная валютно-финансовая система "продемонстрировала стойкость во время кризиса", при этом доллар США играл роль безопасного актива. На перспективу задача будет заключаться в нахождении способов "ограничения напряженности, возникающей из-за высокого спроса на страховые резервы, с одной стороны, и узкого предложения резервов, с другой". Здесь Фонд мог бы сыграть важную роль, предоставляя ликвидность. Относительно более долгосрочного вопроса о необходимости в новом резервном активе, выпускаемом на глобальном уровне, Директор-распорядитель заявил, что "в интеллектуальном плане сейчас целесообразно изучать такого рода идеи, учитывая то, что в какой-то момент в будущем это может потребоваться глобальной системе". Стросс-Кан также подчеркнул, что обновленный мандат МВФ не будет легитимным, если фонд не решит "давние проблемы" со своим внутренним управлением. Приветствуя твердую поддержку Группой 20-ти реформы управления в МВФ, он отметил, что "воплощение этих обязательств в реальность не всегда дается легко". Например, реформа квот и прав голоса 2008 года все еще не вступила в действие. Хотя она была утверждена почти всеми управляющими Фонда еще в апреле 2008 года, до настоящего времени лишь 64 из 186 государств-членов МВФ, представляющие примерно 70 процентов из требуемых 85 процентов числа голосов, приняли необходимое законодательство, чтобы реформа вступила в действие. "Для обеспечения надежной реформы управления Фонду необходима активная поддержка всех государств-членов", — заявил он. Директор-распорядитель также отметил важность многостороннего подхода. "Если кризис нас чему-то научил, так это тому, что мир сегодня нуждается в еще большем применении многостороннего подхода, чем во время создания Бреттонвудских учреждений в 1944 году". Отметив "беспрецедентное" международное сотрудничество в области экономической политики, которое происходило во время кризиса, он сказал, что XXI век потребует "большего, а не меньшего, сотрудничества такого рода. Большего, а не меньшего, применения многостороннего подхода. Большего, а не меньшего, участия МВФ". |