|  Σ Муравьёва Марина  В июле законопроект "Об образовании в  Российской Федерации" наконец-то внесут на рассмотрение в Госдуму.  Прошло почти шесть лет с того момента, как на одном из заседаний союза  ректоров возникла идея разработать новый ФЗ. Когда в 2010 году документ  впервые вынесли на широкое обсуждение, то руководители вузов высказались  о нём крайне негативно. Началась долгая и скрупулёзная работа по его  совершенствованию. Изложить свои предложения могли все желающие: сайт,  где обсуждали документ, посетило свыше 12 миллионов человек. В общей сложности на законопроект поступило несколько тысяч замечаний. Их обобщением занималась специально созданная комиссия во главе с советником Президента РФ Вениамином Яковлевым. И вот теперь всем заинтересованным лицам вроде бы удалось достичь договорённости.  "На последнем этапе экспертизы законопроекта мы расставляли акценты.  Главный вопрос касался того, как рассматривать образование – как услугу  или как деятельность, – сказал на круглом столе в ИА "Росбалт" ректор  Московской государственной юридической академии О.Е. Кутафина Виктор Блажеев. – Мы отстояли позицию, что это всё-таки деятельность".  Очень важно было убрать из закона слово "услуга", поддержал коллегу ректор Новосибирского технического госуниверситета Николай Пустовой: "Вуз – это не киоск и не парикмахерская, оказывающая услуги".  От этой трактовки во многом зависит волнующий всех вопрос о  сохранении принципа бесплатности образования. Предыдущие версии ФЗ  подвергались беспощадной критике именно из-за того, что в нём якобы была  ориентация на платное образование. "На самом деле это во многом  надумано, – заверил президент Российского государственного университета  нефти и газа им. И.М. Губкина Альберт Владимиров. – В  законопроекте написано о бесплатном дошкольном и школьном образовании. А  в отношении высшего сказано, что государство гарантирует бюджетные  места не менее 800 студентам на 10 тысяч населения в возрасте до 30 лет.  Фактически это та же самая норма, которая была и в действующем сейчас  законе об образовании".  Только от Российского союза ректоров на новый ФЗ поступило около 3  тысяч замечаний. По словам Владимирова, почти все они учтены в итоговой  версии документа. Причём некоторые из них имеют революционное значение.  Достаточно привести несколько примеров. Так, в законопроекте введён  третий уровень образования – наряду с бакалавриатом и магистратурой –  аспирантура. Её выпускники теперь будут получать не только научную  степень, но и диплом преподавателя или исследователя. Второй пример – из  законопроекта убрали уровень начального профобразования (НПО). И это  притом, что от руководства страны мы постоянно слышим о нехватке  высококвалифицированных рабочих. По мнению Альберта Владимирова,  проблемы НПО для государства не решены и вряд ли будут решены в  ближайшие годы.  "Для вузов Дальнего Востока очень важно, что в новом законе заложены  принципы развития мобильности, – сказал ректор Тихоокеанского  госуниверситета Сергей Иванченко. – Впервые прописано сетевое взаимодействие между вузами. Например, в  сентябре мы создаём ассоциацию с вузами Китая. Будем работать по  совместным программам, учебным планам. Теперь это позволяет закон".  Закон должен стимулировать развитие сильных вузов и жёстко обращаться  с теми, которые выбрасывают балласт на улицу, заявила генеральный  секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина:  "Пора заканчивать с административно-командным стилем управления в  образовании. Во многих университетах накоплен положительный опыт, и его  надо отразить в ФЗ. На мой взгляд, в документ нужно ввести две главы.  Первая: у каждого образовательного учреждения должна быть программа  развития. И вторая: нужно чётко прописать, что такое воспитание. С  советских времён этот термин воспринимается нами с идеологическим  подтекстом. Сейчас он имеет совсем другое значение. Это нужно отразить в  документе".  В целом ректоры довольны новым законом об образовании. Он удобен с  точки зрения применения, считает Виктор Блажеев. Важно, что в законе  сформулированы общие принципы и нормы, закреплены базовые положения. Все  остальные вопросы будут регулироваться в штатном порядке.  |