Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Центробанк снизил ключевую ставку до 17 процентов годовых
Болсонару вынесли приговор по делу о госперевороте
В США произошло покушение на консервативного политика Чарли Кирка
Около 200 тысяч человек вышли на протесты во Франции
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Биржевой рынок зерна: в чем преимущество американских аграриев над российскими?
26.01.20 07:52 Экономика и Финансы

В начале декабря уже ушедшего года появилась интересная новость: в 2020 году Московская биржа в очередной раз попытается запустить биржевую торговлю зерном. Это уже не первая попытка повторить американский опыт с биржевыми инструментами на зерновые культуры, однако предыдущие старания Мосбиржи совершенно не увенчались успехом.

В США история биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией берет свое начало еще с конца 19 века, когда в Чикаго образовалась товарная биржа, где начали проходить первые торги фьючерсами на зерно. К 21 веку на Чикагской товарной бирже, или как она теперь называется - CME Group, присутствуют деривативы на широкий перечень активов, и зерновые культуры здесь не исключение. В распоряжении участников рынка есть стандартизированные фьючерсные и опционные контракты на основные виды сельскохозяйственной продукции: самыми популярными являются пшеница, кукуруза и соя. Стандартный контракт, к примеру, на пшеницу составляет 5000 бушелей (около 136 тонн) и предполагает физическую поставку товара. Сама же торгуемая пшеница подразделяется на разные виды в зависимости от качества – HRW, SRW, Durum и некоторые другие, что является аналогом принятого в России разделения пшеницы на классы. Контракты подразумевают различный срок исполнения, то есть поставки пшеницы, на протяжении примерно двух с половиной лет, что позволяет использовать как и спекулятивный подход к торговле, так и хеджировать свои физические поставки. Американцы даже пробовали сделать всю работу за нас и объявили о запуске фьючерсов на причерноморскую пшеницу (CBOT Black Sea Wheat Futures) в 2012 году с физической поставкой в черноморских портах России, Украины и Румынии, однако популярностью данные контракты не пользуются: к 2020 году ликвидности в этом фьючерсе совсем нет.

А как обстоят дела в России? У нас есть прекрасный пример с Санкт-Петербургской биржей, где уже давно и успешно проходит торговля нефтью и нефтепродуктами. И примерно с 2015 года Московская биржа через созданную ей Национальную Товарную биржу попыталась сделать организованную торговлю зерном с помощью поставочных форвардных контрактов. Кратко, но емко это мероприятие можно охарактеризовать словами бывшего премьер-министра РФ Виктора Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда" - точнее, на выходе получились хищения зерна с элеваторов и последовавшие за этим уголовные дела. Но обо всем по порядку.

Первая причина, по которой у Мосбиржи ничего не получилось кроется в самом подходе к организации торговли. Для того, чтобы сельхозтоваропроизводитель (далее – СХТП) имел возможность продать свое зерно через биржу, он должен был привезти его на один из аккредитованных элеваторов, что влекло за собой расходы на транспортировку и оплату услуг элеватора за хранение зерна. Это приводило к интересной дилемме: крупные сельхозпроизводители не видели в этом смысла, как у них давно есть собственные склады и им не зачем увеличивать свои издержки, а для более мелких СХТП вся процедура была излишне затратной. Если же кто то и соглашался разместить свое зерно на элеваторе для последующей продажи через биржу, то сталкивался со следующей проблемой: логистика и хранение логично увеличивали итоговую цену для покупателя, который не горел желанием переплачивать за зерно. У покупателей были и свои трудности: кроме более высокой цены продукции, была еще и комиссия, составляющая в совокупности 0,5% от суммы сделки, являющаяся достаточно существенным барьером перед покупкой и так более дорогого зерна. По итогу, это все вылилось не только в отсутствие большого объема сделок, но и в недобросовестность самих элеваторов: уголовные дела по факту хищения зерна тому доказательство.

Однако былые неудачи совершенно не останавливают отечественных финансистов от попыток создать биржевый рынок зерна, ведь этот шаг полезен для всех сторон. В первую очередь, участники рынка могут более не беспокоиться о добросовестности контрагента, так как биржа выступают гарантом исполнения обязательств. Но самое главное, что как экспортеры, так и СХТП, наконец-то получат инструмент, с помощью которого они смогут планировать свою деятельность. Показательна ситуация зернового года 2018-2019: внутренняя цена на пшеницу постоянно росла и показывала многолетние максимумы, но экспортные цены не спешили повышаться такими же темпами. Получался парадокс, при котором экспортеры, даже заключив в моменте потенциально прибыльный контракт, при его исполнении терпели убытки благодаря растущей внутренней цене, и ничего с этим поделать было нельзя. Неудачи российских экспортеров на зарубежных тендерах тому доказательство: наши компании либо просто не могли предложить конкурентно способные цены, либо же не хотели связываться с тендерами из-за высоких рисков убытка. При наличии фьючерсных и опционных контрактов на зерно этой ситуации бы не случилось, потому что у компаний была бы возможность хеджировать свои поставки. То же самое можно сказать и про сельхозтоваропроизводителей, которые в большинстве своем также не имеют представления о том, какой цены на зерно им ожидать в ближайшее время, и стоит ли реализовывать свою продукцию. Если бы у них был инструмент для управления ценовым риском, коим и являются фьючерсы и опционы, это бы сильно упростило их деятельность.

Однако, при всех плюсах запуска биржевой торговли зерном, проблемы подобного мероприятия также очевидны. Для начала, не совсем понятно, что считать за базис цены. Прямо сейчас цена на зерно в России определяется согласно прайс-листам ведущих экспортеров, которые выкладывают их на своих сайтах. Экспортеры же регулируют цены согласно как своим внутренним потребностям, например, повышая цену на определенный класс пшеницы ввиду его нехватки на складах, так и с оглядкой друг на друга: если один из них меняет цену на продукцию, то остальным приходится подстраиваться под него, дабы не упустить товар. Поэтому остается открытым вопрос, как будет согласовываться разница между биржевой ценой и ценой, предлагаемой самими экспортерами в портах, ведь при существенных расхождениях биржевая цена оказывается бесполезной. Эту проблему можно решить только в тесном сотрудничестве с ведущими зерновыми экспортерами.

Вторым же насущным вопросом остается привлечение на биржу продавцов, то есть производителей сельхозпродукции. Как показал опыт, продажа зерна на элеваторах невыгодна для СХТП, поэтому необходимо наладить аккредитацию их собственных складов. Это потребует намного больших усилий, хотя бы в разрезе контроля за остатками на складах, но по-другому сделать систему удобной не выйдет. Стоит обратить внимание на возможность снижение кредитных ставок для тех производителей, кто решил продавать свою продукцию через биржу, либо субсидирование издержек тех, кто будет поставлять зерно на аккредитованный элеватор для последующей реализации с помощью биржи.

Самой же главной проблемой остается низкий уровень финансовой грамотности участников зернового рынка. Если крупнейшие из них прекрасно разбираются в специфике биржевой работы, то более мелким еще предстоит познакомиться с такими понятиями как фьючерс и опцион, и осознать преимущества подобных инструментов. Но все вышеописанное не значит, что нам нужно оставить попытки запустить биржевую торговлю зерном, ведь, как говорилось ранее, она принесет огромную пользу всем сторонам. Остается надеяться, что у Московской биржи все получится.

 

Спящий лев28.01.20 11:57
Всё просто.
Чикаго является исторически крупнейшим транспортным хабом продовольствия в США,
Порты Финского залива стратегическим экспортным хабом расположенным вблизи Санкт-Петербурга.
Но Москва не является ни транспортным хабом по продовольствию. Оно потребитель (причем не ключевой даже в стране) и не является производителем.
Вся логистика по зерну завязана на южную Сибирь через ж/д перевозки и южные регионы Европейской части России (как для поставок впо России, так и на экспорт через Новороссийск), при таком положении вещей торговля со складированием товаров вне региона производства и потребления вообще не имеет смысла, что и видно в реальности.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!
» О типологическом сходстве-ловушке либералов, марксистов, масонов. Реплика к войне окололевых против всех

 Новостивсе статьи rss

» Bloomberg: политическое насилие в США достигло рекордных показателей
» TNI: патрульный ледокол "Иван Папанин" официально ввели в состав ВМФ России
» Мексика подтвердила увеличение пошлин на товары из России и Китая
» США выделят Армении 145 миллионов долларов для реализации "маршрута Трампа"
» ВС России получили партию БМП-3 и БМП-2
» Министры финансов G7 обсудили новые меры давления на Россию
» Иностранные заказчики проявляют большой интерес к Бе-200, заявил Алиханов
» Включили заднюю: Варшава не видит причин для разрыва дипотношений с Россией

 Репортаживсе статьи rss

» Регионы юга РФ приступают к массовому севу озимых в условиях засухи и возросших затрат. Обзор
» Антон Алиханов: Россия планирует расширять экспорт вертолетов
» Опубликованы документы о японских планах массовых казней в Маньчжурии
» Стратостат вместо "Старлинка": в России создают альтернативный вариант связи
» ФСБ опубликовала протоколы допроса командующего Квантунской армией
» Израиль и США договорились о будущем палестинского сектора Газа
» Российские БПЛА научились уничтожать крупнокалиберную артиллерию врага
» Президент Аргентины находится в шаге от политической катастрофы

 Комментариивсе статьи rss

» В США убит американский Данила Багров
» Ближний Восток в ожидании: грядёт вторая фаза войны Израиля против Ирана
» Почему Россия и ОПЕК+ продолжают увеличивать предложение нефти на рынке
» Остров с сокровищами: США продолжают экспансию в Гренландии
» Трампу назло: ЕС решил укрепить сотрудничество с Индией
» Федор Лукьянов: Идея "не против Запада, но без него" обретает смысл и перспективу
» Наши «пропавшие» АПЛ, самолеты «судного дня» E-6B ВС США, и при чем тут Венесуэла?
» Разделённый суверенитет: как наркокартели перекраивают Мексику

 Аналитикавсе статьи rss

» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
» Инфраструктура Германии это: разрушенная железная дорога, школы, мосты
» России предрекли сокращение добычи газа
» Меркантильная борьба с украинским православием как архетип украинства
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"