Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Госдума утвердила федеральный бюджет на 2023-2025 годы
Пашинян не подписал декларацию Совета коллективной безопасности ОДКБ
Путин предложил коллегам по ОДКБ обсудить проблемные вопросы без камер
Европарламент признал Россию "государством — спонсором терроризма"
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Мир без сверхдержав
28.10.22 20:47 Мировое правительство
ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД МЕЖДУНАРОДНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА «ВАЛДАЙ»

Мировая политика быстро начала возвращаться в анархическое состояние с опорой на силовой компонент. «Конец истории» завершился восстановлением её привычного течения – слом мирового порядка происходит в результате крупномасштабных конфликтов между центрами силы.

Предстоящий исторический период будет сопровождаться конфликтами и, весьма вероятно, военными столкновениями, неизбежными в процессе формирования нового международного порядка. Система предохранителей, которая могла хотя бы сглаживать возникающие угрозы, жизненно важна для мировой безопасности. Но её не получится разработать, если не ответить на вопрос, поставленный выше: как обеспечить сбалансированное функционирование международной системы в отсутствие гегемона и иерархии?

Особенность момента состоит в том, что сверхдержавное доминирование США и их союзников, по сути, уже не работает, но вся мировая инфраструктура, которая его обслуживала, на месте.

В результате мощная машина, созданная для «правильного» (в интересах гегемона) распределения благ и (всё-таки) содействия развитию, превратилась в механизм наказания претендентов на мировую власть или просто недовольных. Нецелевое использование ведёт к ускоренному износу системы, но и блокирует перспективы её трансформации во что-то соответствующее новым временам. Простая замена «оператора», как это случалось в прежние века (например, Соединённые Штаты вместо Великобритании), сейчас не поможет. Просто не получится это сделать.

Гипотетически следующим «кормчим» должен был бы стать Китай, однако этому есть сразу несколько препятствий. Во-первых, уступать своё место Пекину нынешний лидер категорически не намерен, и вся подконтрольная ему система, прежде всего финансово-экономическая, будет нацелена на противодействие этому. Во-вторых, КНР, кажется, совсем не готова и не собирается брать на себя бремя и риски. В-третьих, и это самое главное, структура мировой политики изменилась так, что принимать чьё бы то ни было доминирование значимые государства просто не будут.

Тем не менее необходимость международного переустройства крайне остра, поскольку и мир в целом, и конкретные страны сталкиваются с большим количеством вызовов, включая экзистенциальные. Объективные процессы подводят к зарождению мировой системы, значительно больше опирающейся на региональные пространства. «Стягивание» стран, которые образуют пространственную общность, оптимизация (упрощение и укорачивание) производственно-логистических цепочек стали способом преодоления проблем, возникших из-за пандемии. Кризис, вызванный экономической войной Запада против России, также подчеркнул ценность взаимодействия, максимально защищённого от внешнего вмешательства. А это, в том числе, и географическая близость.

Опора на региональное взаимодействие, создание пространственных общностей способны решить проблемы развития небольших и средних стран, не имеющих собственного достаточного ресурса для развития. В составе региональных объединений у них появляется хороший шанс найти собственную нишу, воспользовавшись коллективным потенциалом и внося в него свой вклад.

Объединение стран по интересам и принципу взаимной дополняемости поможет со временем решить и главную сегодняшнюю проблему – ограничить эффективность инфраструктуры, выстроенной под сверхдержавную гегемонию, а в перспективе и отказаться от неё.

Наиболее острый вопрос о зависимости всего мира от долларовой финансовой системы также легче решается в кругу нескольких заинтересованных стран, способных договориться между собой об альтернативной форме расчётов и торговле в обход сферы влияния США. В распоряжении Соединённых Штатов есть такой инструмент, как вторичные санкции, однако очевидное злоупотребление ими уже начинает расшатывать его эффективность.

В одном будущая система может быть похожа на сверхдержавную модель, как она была задумана: основную роль должна играть не военная сила, даже если общая военно-политическая напряжённость в мире на переходном этапе возрастёт. Военные конфликты, включая тот, который сейчас полыхает в Европе, – не признак построения нового порядка, а продукт дисфункции того, что существовал до сих пор. И хотя исправление перекосов мирового развития, как мы видим, может вести к применению военной силы, как таковая она не является и не должна являться решающим фактором в перспективе.

Демократизация международной среды требует соответствующей реакции – не подавления, а гармонизации интересов, уважения плюрализма мнений и оценок. Иерархия уступает место распределённому взаимодействию. Миру без сверхдержав потребуется система саморегулирования. А саморегулирование предполагает гораздо более высокую свободу действий, но и ответственность за них. Тогда от стадии окончательного осыпания мы в конце концов перейдем к следующему этапу – созидания.

Скачать доклад в pdf можно здесь.
 

astill07, RU29.10.22 23:25
Сколько можно верить в "голого короля"? А именно: верить в то, что "мир в целом, и конкретные страны сталкиваются с большим количеством вызовов, включая экзистенциальные.".

Нет таких "общих вызовов" в реальности. За исключением специально (пропагандистски) формулируемых в исключительно политических целях попыток построений "мироуправленческих" структур с сохранением (в том числе и военными методами) "своего", сложившегося на сегодня, места и роли. Могут ли быть некие договорные "международные законы" в таких "попытках"? Могут. Но лишь в пределах классического понимания "договоров": Clausula rebus sic stantibus - это принцип в международном праве.

- договор сохраняет для сторон силу только до тех пор, пока сохраняются обстоятельства, которые обусловили его заключение. Любой договор и, следовательно, любой "международный закон". Посколько он (такой "закон") конвенционален, и существует постольку поскольку есть "согласие сторон", и пока оно вообще есть.
veldinc`, RU02.11.22 16:19
"Объединение стран по интересам и принципу взаимной дополняемости..." - очередная модель разделения труда, теперь на региональном уровне? Для России это не работает. Любая зависимость для нее пагубна и заканчивается санкциями, конфискациями и далее, прямой агрессией. Разделение труда может существовать только в условиях наличия "гегемона", который устанавливает правила для всех, следит за их выполнением и наказывает нарушающих и несогласных. И потому главный вопрос: кто будет гегемоном? Англосаксы хотели бы, но скорей всего их время подходит к концу. Китайцы? Не факт. Слишком зациклены на себе, да и слишком провинциальны. Индийцы? Не смогут. Арабы? Слишком разобщены. Кто еще остается?...
У России построить подобную систему не получается даже на уровне бывших республик Союза. Проблема в том, что это требует прямого вмешательства в дела этих, типа "независимых" стран. А наше руководство постоянно твердит, что мы не вмешиваемся в дела других (хотя как это возможно в геополитике?!). Да и местные "элиты" уже привыкли быть местечковыми баями и так просто это не уступят. Заново собрать их можно только некой формой нового завоевания...
P.S. Для России необходима разумная автаркия, некий баланс между внутренним развитием и международным сотрудничеством. Но это требует в первую очередь транформации экномической системы, ухода от экспортно-ориентированной экономики, от частной собственности на средства производтва (в первую очередь, необходимо избавиться от частной собственности в промышленности, на транспорте, в добывающих отраслях, ВПК и т.д., перейдя к коллективной форме в виде государственно-частного партнерства, не трогая малое и среднее предпринимательство и самозанятых), кардинально снизив разрыв между богатыми и остальными гражданами страны, что даст возможность обрести общественное согласие и внутреннюю устойчивость. Однако, необходимо также еще одно: наличие четкой и понятной цели существования страны и каждого ее гражданина (не может быть целью возможность неким "бизнесменам" добывать и продавать заграницу национальное достояние и продукт, произведенных трудом всех граждан). Пока такой цели нет - страна будет топтаться на месте, наступая на те же грабли...
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Сможет ли Россия победить в Третьей Отечественной Войне?
» Стратегия США: Уничтожение капитализма
» Чем национализм отличается от нацизма
» Кризис и распад колониальной системы.
» США на Украине: "Тактика использования полезных идиотов"
» С ДНЕМ ПОБЕДЫ!
» Может ли Запад ударить по Китаю так же, как он ударил по России?
» Воюй или умри

 Новостивсе статьи rss

» Инвесторы бегут из фондов акций США
» Из украинского плена удалось освободить еще девять российских военных — Минобороны
» Российские силы за сутки поразили 56 украинских артподразделений
» Сможет ли Украина закупать электроэнергию в Евросоюзе
» СМИ: Британия намерена увеличить производство атомной энергии в три раза
» СМИ: США столкнулись с проблемой выхода из строя переданной ВСУ артиллерии
» Bloomberg сообщило о подготовке Кремлем указа о запрете продажи нефти участникам ценового ограничения
» Корабль Orion совершил маневр по выходу на дальнюю орбиту вокруг Луны

 Репортаживсе статьи rss

» Беспилотники vs бюрократия: новейшие российские разработки могут не взлететь
» Дума Краснодара беззвучно лишила полномочий депутата-предателя Азарова: а другие?
» Российские ядерщики запустили замкнутую реакцию
» Патогены Пентагона: украинский военно-биологический полигон США внедряет систему PACS
» Грузии надоело американское высокомерие
» В РФ придумали новый носитель информации на основе алмаза
» Сибирь способна прокормить планету
» Встреча с историками и представителями традиционных религий России

 Комментариивсе статьи rss

» «Мал, да удал»: к истории и современности российско-катарских отношений
» "Горький" банкет продемонстрировал гнев Европы по поводу "удара в спину" от США
» Россия и Алжир: стратегическое партнерство вопреки
» Россия добилась успеха не грабежом, а трудом
» Пророссийская пропаганда на встрече в Познани. "Польское правительство готовится к войне на востоке"
» Таджикистан подошел к транзиту власти
» Глава «АвтоВАЗа»: вопрос кооперации приобретает принципиальную важность
» «То, что Европу разденут догола, это, по-моему, совершенно очевидно»

 Аналитикавсе статьи rss

» Как управлять рабами. Практическая рекомендация
» СВО и контрбатарейная борьба
» Долговая лихорадка: больной давно потеет, но кризис все не наступает
» Мир без сверхдержав
» Останутся без металла: CША взялись за российский алюминий
» Символическая ресоветизация и низовой патриотизм
» Почему арабы помогают России
» Удобрения нашего роста
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2022 Inca Group "War and Peace"