Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

"Дальше будет по-другому". Что Путин предложил Украине и Западу
В G7 достигли соглашения по кредиту для Украины, подтвердила Мелони
В России начался второй этап учения ядерных сил
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Внутренний рынок топлива РФ решительно защитили. Обобщение
21.09.23 23:13 В России

Российские власти перешли от словесных интервенций к решительным действиям на топливном рынке и сумели преподнести сюрприз всем как отечественным экспортерам топлива, так и зарубежным покупателям нефти и нефтепродуктов. Правительство РФ ввело запрет на экспорт бензина и дизельного топлива из страны с 21 сентября. Запрет временный, но сроки его пока никак не обозначены.

Такое кардинальное решение стало неожиданным для нефтяников, подготовившихся к длительным переговорам по топливным мерам. Но именно болезненный эффект неожиданности, как считают собеседники агентства, позволит правительству наконец-то достучаться от нефтяников. Длительные согласования с компаниями на фоне поступающих со всех сторон претензий (то аграрии грозят несобранным урожаем из-за нехватки топлива, то депутаты возмущены быстрым ростом цен) довели ситуацию до того, что нефтяная отрасль внезапно получила от чиновников запрет на экспорт топлива. Зато теперь, как только все осознают новую реальность, проще будет договориться. И вот уже нефтяные генералы собираются в пятницу на совещание к вице-премьеру по ТЭК Александру Новаку.

Затяжной рост оптовых цен на нефтепродукты одномоментно закончился: биржевые цены на бензин на Санкт-Петербуржской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) резко пошли вниз еще в понедельник, в четверг их падение ускорилось - так рынок ждал кардинальных мер от чиновников. За один день по национальному индексу СПбМТСБ, который учитывает цены на всех НПЗ, Аи-92 подешевел сразу на 5%, Аи-95 - на 4%, летнее дизтопливо - почти на 2%. По сравнению с концом прошлой недели Аи-92 подешевел на 11%, Аи-95 почти на 12%.

Сенсации на внутреннем топливном рынке России быстро отразились и на внешних рынках. Мировые цены на нефть перешли к уверенному росту на торгах в четверг на заявлениях правительства РФ о запрете экспортировать топливо из страны.

Для всех. И без срока действия

Главным элементом сюрприза стало то, что запрет на экспорт топлива введен для всех без исключения компаний. Ведь последние месяцы обсуждалась борьба с "серым" экспортом, то есть с теми бизнесменами, которые покупали топливо на бирже (с учетом выплаченного из бюджета демпфера) и гнали на экспорт. Считалось, что именно таким образом с внутреннего рынка вымываются необходимые ему объемы, а значит, запретить нужно было всего лишь "серый" экспорт. И даже обсуждались конкретные варианты - список экспортеров, имеющих право вывозить нефтепродукты, в который вошли бы лишь крупные нефтяники.

Вторым впечатляющим фактором внезапности стало отсутствие временных ориентиров запрета на экспорт топлива. Он хоть и имеет характеристику "временный", но не имеет срока действия, что порождает вопрос: куда нефтяники будут направлять весь объем нефтепродуктов, что производят НПЗ? Участники топливного рынка предлагают посчитать, сколько времени НПЗ смогут продолжать экспортную отгрузку по оформленным маршрутным квитанциям. По их мнению, рынок сбыта внутри России ограничен, и трудности не всегда связаны с наличием товара, а с логистическими проблемами. Дизельного топлива в России производится в два раза больше, чем потребляется, а некоторые НПЗ, например, на юге, заточены исключительно на экспортный рынок. Нефтяники опасаются, что ограничения на сбыт нефтепродуктов наряду с обязательствами по экспорту и добыче нефти в рамках сделки ОПЕК+ приведут к снижению переработки (а дальше, возможно, и добычи, ведь возможности накопления нефтепродуктов не безграничны).

Собеседники агентства в нефтяных компаниях опасаются, что на рынке начнутся манипуляции с подменой таможенных кодов и экспорт "полуфабрикатов", и выражают надежду, что от административных мер власти все же перейдут к экономическим рычагам регулирования.

Аналитики ставят на короткий срок запрета

Россия уже долгое время не раскрывает статистику нефтяной отрасли. Открытых данных об объёме экспорта нефтепродуктов из РФ тоже нет. Аналитик "Финама" Сергей Кауфман отмечает, что, по оценкам различных международных агентств, российский экспорт ДТ в настоящее время составляет примерно 900 тыс. б/с, а бензина - в диапазоне 60-100 тыс. б/с. Дизельное топливо экспортируют практически все крупные российские нефтяники, однако наиболее значимой статьёй дохода данное направление бизнеса является для "Татнефти" и "Газпром нефти". Основным экспортёром бензина является "Сургутнефтегаз", хотя объёмы поставок относительно невелики в масштабах компании, говорит эксперт.

"Если подобную меру (запрет экспорта бензина и ДТ - ИФ) ввести на постоянной основе, то, по предварительным оценкам, ущерб для наиболее пострадавших компаний может составить 10-13% EBITDA. Однако, мы считаем маловероятными длительные ограничения, т.е. реальный ущерб может составить не более 1-2% от годовой EBITDA. Также отметим, что хотя бы частичная нормализация оптовых цен позволит нефтяникам вернуться в ту область, где они получают демпферные выплаты", - сказал Кауфман.

"РФ производит значительно больше бензина и тем более дизеля, чем потребляет, т.е. ограничение на экспорт быстро приведёт к профициту на внутреннем рынке. На этом фоне для стабилизации ситуации достаточно и ограничений на месяц", - считает он.

Старший аналитик инвестиционного банка "Синара" Кирилл Бахтин оценивает, что июле экспорт бензина из РФ мог составить 0,44 млн т (12% производства), ДТ - 3,28 млн т (42%). Введенная правительством мера, по его мнению, существенно остудит цены на бензин и дизтопливо в стране: "Полагаю, что они определённо опустятся и закрепятся ниже лимита для демпфера. Эффект на внутренние цены на нефть будет только в случае, если мощности НПЗ будут останавливаться из-за проблем со сбытом. С проблемами могут столкнуться компании с самой высокой долей переработки от добычи - "Газпром нефть" (69% добычи в 2021 г.), "Татнефть" (62%), "ЛУКОЙЛ" (54%), а также "Сургутнефтегаз", НПЗ которого ориентирован на экспорт".

Прогноз "Синары" о сроке запрета - несколько недель.

Управляющий партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин напоминает, что в 2022 г экспорт бензина из РФ был на уровне 100 тыс. б/с, дизтоплива - 750 тыс. б/с. В первой половине 2023 экспорт бензина вырос до уровня 170 тыс. б/с, дизельного топлива - до 900 тыс. б/с.

"Безусловно, ограничение окажет дополнительное давление на цену нефти и нефтепродуктов, несмотря на то что доля экспорта российских нефтепродуктов в суммарном объеме не так значительна, как в экспорте сырой нефти. Но, тем не менее, в связи со сдвигами в торговых потоках будет наблюдаться временный дисбаланс спроса и предложения. Больше всего эта история отразится на основных экспортерах ДТ - "Роснефти" и "ЛУКОЙЛе", а также на конечных рынках сбыта", - считает он.

Ожидания Kasatkin Consulting по поводу длительности запрета: решение об отказе от ограничений будет зависеть от стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке и происходить в ручном режиме.

"Мои инвестиции" считают, что если ограничения продлятся до конца 2023 года, то, исходя из понимания объемов экспорта бензина и дизельного топлива компаниями, наибольший негативный эффект данная мера окажет на "Сургутнефтегаз", который экспортирует более 80% произведённого дизельного топлива (-4,8% EBITDA), а также на "Татнефть" (-3,5% EBITDA). Меньше всех пострадают "Газпром нефть" (-1,5% EBITDA) из-за и так относительно небольшой доли экспорта бензина и ДТ по сравнению с общими продажами этих продуктов, и "Роснефть" (-1,5% EBITDA) из-за меньшего объёма производства и экспорта нефтепродуктов в общей EBITDA.

"Однако мы сомневаемся, что данный запрет может продлиться долго (даже до конца 2023 г.), поскольку эти меры приведут к быстрому перенасыщению внутреннего рынка и к необходимости коррекции выпуска, как минимум, на отдельных установках российских НПЗ, что болезненно для операционной деятельности НПЗ в частности и всей индустрии в целом", - пишут "Мои инвестиции".

Печаль для мировых рынков

Итак, оптовые цены на нефтепродукты в России развернулись вниз: быстрый эффект от жестких мер получен. Обратным образом реагируют мировые цены на нефть - они перешли к уверенному росту на новости об ограничении РФ экспорта бензина и дизтоплива.

Запрет на экспорт топлива из России накладывается на уже имеющийся дефицит нефтепродуктов на мировом рынке. Если впоследствии запрет просто отменить, не приняв взамен каких-то системных мер, есть риск, что возросшая привлекательность экспортной альтернативы быстро вернет все проблемы на внутренний рынок, опасаются собеседники "Интерфакса".

Аналитики Международного энергетического агентства (МЭА) в своем последнем отчете отмечали, что нефтеперерабатывающие заводы мира изо всех сил пытаются удовлетворить растущий спрос, особенно на дистилляты. Однако ни растущие крэк-спреды на нефтепродукты, ни находящаяся на многолетних максимумах маржа нефтепереработчиков не смогли стимулировать существенный рост производства. Неоптимальное распределение нефти после введения эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты, а также сокращения поставок нефти ОПЕК+ привело к тому, что переработка НПЗ Европы и азиатских стран ОЭСР находятся на уровнях значительно ниже прошлого года, подчеркивало МЭА.

Цены на дизельное топливо в Европе выросли после заявления России о введении ограничений в четверг почти на 5%, более чем до $1010 за тонну. Решение РФ, являющейся одним из крупнейших мировых поставщиков дизельного топлива, вероятно, усугубит его нехватку на глобальном рынке, отмечает Financial Times.

"Несмотря на то, что это временное ограничение, его последствия будут серьезными, поскольку Россия остается ключевым экспортером дизельного топлива на мировой рынок", - говорит вице-президент Wood Mackenzie по переработке, химии и нефтяному рынку Алан Гелдер.

"Глобальной нефтеперерабатывающей системе будет сложно заместить потерянные российские поставки в тот самый момент, когда мировые запасы дизельного топлива находятся на низких уровнях", - считает Гелдер.

 

Leo Leon22.09.23 10:47
А не попадала ли наша солярка в баки украинских танков и БМП? Может быть из-за этого экспорт прикрыли. Или готовят крупные резервы топлива к долгожданному наступлению?
veldinc`, RU22.09.23 12:50
Просто экспорт бензина и дизтоплива гораздо прибыльнее продажи внутри страны. Без контроля это будет постоянно. Не говоря уже о вопросе, каким образом в условиях санкций экпортеры возвращают выручку страну. И возвращают ли...
astill07, RU22.09.23 16:20
"Слезание с нефтяной иглы" включает в себя и управление сбытом. Если для этого потребуется снижение добычи, значит так тому и быть. Исключительно экспортно-ориентированная нефтянка теряет "центральный" смысл для страны в целом. И странно, что сами нефтяники-торговцы, даже не пытаются говорить о нефтехимии за пределами бензин-дизель вопросов. Она, нефтехимия, им, видимо, не нужна. Как и все научно-технологическое развитие даже в своей отрасли (долго, занудно и неинтересно). В таком разе, вопрос, - а зачем нам, РФ, столько "внешнеторговцев" в нефтянке, коим просто не интересны и непонятны любые задачи помимо и сверх "перепродать"?
argus98, RU22.09.23 19:12
> astill07 "И странно, что сами нефтяники-торговцы, даже не пытаются говорить о нефтехимии за пределами бензин-дизель вопросов. Она, нефтехимия, им, видимо, не нужна."(c) - не надо говорить ерунды, ей ведь больно..

Вот, к примеру, нефтехимические предприятия Татнефти (НЕ бензин/дизель):
АО «Нижнекамсктехуглерод»
АО «Нижнекамский механический завод»
АО «Ярполимермаш — Татнефть»
ООО „Татнефть-Пресскомпозит“
ООО „СафПэт“
ООО „Тольяттикаучук“
АО „Тольяттисинтез“

ps Вообще-то, в статье упор на подорожавшие бензин/солярку, а не про недостаток нефтехимии в стране
kotik, RU23.09.23 07:44
Я думаю что цены на бензин это лишь повод. Ну или второй заяц.
Дизель все равно шел в ВСУ через ЕС обходными путями а иногда и в наглую на прямую. И тут кран прикрыли. На днях были сообщения об ударах по нпз, как минимум по одному. Это все события из одной обоймы.
Ирвин Шаг, RU24.09.23 22:24
Нашим нефтяникам совершенно наплевать на нужды страны.
Как весна или осень так обязательно всплеск цен на ГСМ.
Но сейчас, по осени, вообще берега потеряли.
Осенью горючее нужно не только для уборки, но и для закладки урожая на хранение. А это как минимум просушка зерна. А сушится зерно исключительно солярой.
Т.е. под удар была поставлена продовольственная безопасность, а с ней и устойчивость экономики всей страны.
И резко запретить продавать это не только правильно но и мало.
Я бы этих жирных котов (вместе с замами и помами из шибко бизнес-одаренных детишек номенклатуры), рядком бы раком поставил на сцене и выпорол.
И в телевизор.
Так воспитывается государственный взгляд! И ответственность за руководство.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме
» С Днём Победы!
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!

 Новостивсе статьи rss

» WP: В ряды ВСУ вступили более 2,7 тысячи осужденных
» Делегации Турции и Сирии провели переговоры на базе "Хмеймим", пишут СМИ
» Генсек НАТО призвал к переводу ядерного арсенала альянса в режим готовности
» Без паники: датчанам рекомендовано сделать запасы воды, продуктов, лекарств и йода
» Хуситы сообщили об атаке на американский эсминец и два коммерческих судна
» Россия обогнала США по поставкам газа в Европу
» Глава Минфина США заявила, что не видит юридической проблемы в использовании доходов от активов РФ
» Швейцария выразила готовность организовать новую конференцию по Украине

 Репортаживсе статьи rss

» Страны Центральной Азии согласовали строительство гигантской ГЭС
» Президент провёл встречу с руководством Министерства иностранных дел Российской Федерации.
» Обвели вокруг пальца. Москва дерзко преподала урок Западу
» Каждый день мошенники совершают около 20 млн звонков
» Расширение "российской полки", динамика авторынка и изменения в параллельном импорте. Интервью с Антоном Алихановым
» В Институте ВЭБа предложили ввести единое пособие для малоимущих
» Субъектный фактор: на ПМЭФ массово поддержали региональные проекты
» Антон Алиханов: ключи от технологической независимости должны быть в России

 Комментариивсе статьи rss

» Триумф произвола
» «Посеять страх». Эрдоган назвал условие для нового вторжения на север Сирии
» Зеленые мечты ведут в бездну
» В России появится новая специальность - финансовый дипломат. Зачем он нужен?
» Глава "Роснефти" рассказал о "фантомных баррелях", сводящих усилия ОПЕК+ на нет
» Готова ли Россия создать собственный флот газовозов
» «Извините, затупили!»: сбежавшие из России компании просят «понять и простить»
» Американским радиоэлектронным воинам нужен мощный толчок

 Аналитикавсе статьи rss

» Всемирный банк резко повысил прогноз по ВВП РФ
» «Правила контролируемой эскалации»: RAND презентовала «стратегии победы США над Китаем»
» Да будет шторм: в США обсуждают планы Трампа по «национализации» ФРС
» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"