Полноценная триадаКак правило, выход в море стратегической подводной лодки Китай не афиширует. И то, что этот факт предан огласке, означает, что КНР демонстрирует: у нее есть внушительный арсенал.
Китай уже располагает полноценной ядерной триадой, добившись успеха в освоении всех систем для доставки спецзарядов.
У КНР есть баллистические ракеты наземного базирования межконтинентальной и средней дальности, которые могут наносить удары всеми видами боевого оснащения — гиперзвуковыми, разделяющимися головными частями индивидуального наведения, тяжелыми боеголовками мегатонного класса. Последние установлены на ракетах с жидкостными и твердотопливными двигателями.
Китай располагает атомными ракетными подводными лодками и ведет разработку новых. Причем для них готовятся ракеты с межконтинентальной дальностью стрельбы.
Наконец, он обладает самолетами, которые могут нести бомбы и ракеты со специальными боевыми частями.
Морская составляющаяВ составе ядерных сил КНР сегодня не менее шести атомных подводных лодок Type 094. Каждая из них несет 12 твердотопливных ракет, которые близки по возможностям к американским Trident-I и обладают дальностью 8000 км. По своим возможностям субмарины такого типа близки к нашим субмаринам проекта 667БДРМ.
Но Китай не стоит на месте — там идут работы над новой ракетной атомной подлодкой Type 096, которая уже должна сравняться с нашими «Бореями» и американскими Ohio.
Китайские субмарины ходят на боевые службы с ракетами с 2014 года. И, конечно, состоявшийся на днях выход лодки в море не был премьерой.
Можно предположить, что Китай действительно отвечает на ядерную эскалацию американского президента Дональда Трампа. Но, как и в случае с США, действия дежурных ядерных сил обычно расписаны на много месяцев вперед.
Воздушная составляющаяВоздушная часть китайской триады в ожидании серьезных изменений — на подходе новый самолет-носитель самого современного класса. Поднебесная уже создала две модели истребителей пятого поколения и два самолета, которые некоторые аналитики относят к шестому. В бомбардировочной авиации основу ударных сил составляют пусть модернизированные, но уже морально устаревшие самолеты H-6K/N, построенные на основе советских Ту-16.
Новейший «стелс»-бомбардировщик H-20 должен подняться в воздух в ближайшие годы, и в перспективе именно он составит основу дальней авиации КНР.
Каждый H-6K/N несет до шести крылатых ракет CJ-20 в обычном или ядерном оснащении. По своим возможностям они близки к нашим Х-55 или Х-101 и могут поражать цели на дальности до 2500 км от точки пуска. Эти же самолеты являются носителями и гиперзвуковых ракет DF-100. В отличие от российского «Кинжала» DF-100 имеет более мощный разгонный блок, так как самолеты-носители H-6 дозвуковые и не могут разогнать заряд в стратосфере подобно нашему МиГ-31. Тем не менее Китай располагает такого типа ракетами с дальностью действия до 1500–2000 км. И они технически могут нести ядерный заряд и являются крайне сложной целью для современной ПРО. Конечно, самолеты современной дальней авиации Китая даже с такими боеприпасами могут наносить удары по любым объектам в западной части Тихого океана, но дотянуться до континентальной территории США у них вряд ли получится.
Наземная составляющаяНа земле у Китая есть межконтинентальные баллистические ракеты тяжелого класса — их китайская «Сатана» — жидкостная ракета Dong Feng-5 с разделяющейся головной частью, которая содержит до восьми боеголовок. Дальность действия — до 15 тыс. км — позволяет поразить любую цель в Америке. МБР DF-5 размещены в глубине территории Китая в шахтах и являются основой ответного ядерного потенциала и гарантией ненападения на КНР других ядерных стран.
В остальных наземных системах Китай стремится взять лучшие тенденции у своего северного соседа — практически все они мобильные и твердотопливные. Новейшая тяжелая мобильная ракета DF-41 впервые показана в 2019 году. Размещается на многоосном автомобильном шасси, а также в шахтной пусковой установке и, вероятно, имеет вариант железнодорожного базирования. Она несет до десяти боеголовок на дальность в 15 тыс. км. Она более тяжелая, чем российский «Ярс».
Примерно в одном классе с нашими комплексами «Тополь-М» и американскими Minuteman-III выступают китайские МБР DF-31. Ракета также мобильная и твердотопливная. Несет от одной до трех боеголовок на дальность до 11 тыс. км. Уровень технологий примерно соответствует 1990-м годам.
Китай никто не ограничивал в создании ракет средней дальности, и там в 2000-е годы разработано несколько типов боеприпасов такого класса. DF-26 — мобильная твердотопливная ракета с дальностью действия до 5000 км, которая может держать под прицелом все районы западной части Тихого океана или любых соседей Китая. У DF-17 дальность действия 2500 км и гиперзвуковая боевая часть — планирующий блок, который невозможно сбить силами ПРО.
Китай не публикует данные о своем ядерном потенциале, и нет точных цифр по количеству боеголовок, которыми он располагает. Считается, что в 2023 году стратегические ядерные силы имели на вооружении 500 ядерных зарядов. Эти данные основаны на анализе количества боевых частей на наземных ракетах и ракетах подводных лодок. Также считается, что Китай ведет модернизацию своих ядерных сил и количество боеголовок к 2030 году может увеличиться в два раза, то есть составит около 1000 единиц. Технические возможности у страны для этого есть. Вопрос только в том, куда будут нацелены эти боеголовки в будущем.
Справка «Известий»Первое испытание атомной бомбы Китай провел в 1964 году и стал четвертой ядерной державой после США, СССР и Великобритании. К середине 1980-х годов в Китае еще складывалась полноценная ядерная триада, но по количеству специальных зарядов он существенно отставал от двух основных лидеров — США и СССР.
По этим причинам при обсуждении ограничений стратегических вооружений Китай никто не рассматривал как одну из сторон разоружения.
Теперь ситуация совершенно другая — КНР прочно занимает третье место по количеству ядерных боезарядов и стабильно двигается вперед, сокращая разрыв с лидерами.