На восточном берегу Евфрата стремительно разворачивается специальная военная операция. Сирийская армия Джулани, поддержанная массовым восстанием арабских племен, молниеносно возвращает контроль над ключевыми городами и нефтяными полями северо-востока, оставляя курдские силы в стратегической изоляции и ставя под вопрос само их будущее в регионе.
Операция развивается по классическим канонам войны в пустыне: контроль над инфраструктурой и маневр, поддержанный изнутри. В считанные сутки пали ключевые объекты.
Экс-ХТШ взяли под контроль город Ракка, преследуя отступающие силы YPG/СДС. Это была бывшая столица ИГИЛ*, которую курды тяжело штурмовали при поддержке США в 2017-м. Под контроль Дамаска перешел также город Табка и стратегически важная плотина. Аэропорт Табка, бывший ключевой базой курдских сил, тоже взят.
Форсирован Евфрат (автор когда-то сам там бывал). Продвижение по западному берегу реки было стремительным. Однако теперь ставкой является контроль над восточным берегом, где находятся основные нефтяные месторождения Сирии - это был ключевой экономический источник для казны курдской автономии.
Настоящим гвоздем операции стало массовое вооруженное выступление местных арабских племен против курдских сил СДС. Племена взяли под контроль десятки населённых пунктов в провинции Дейр-эз-Зор, включая нефтяное месторождение Омар и газовое месторождение Коникo. Это - классическая тактика «пятой колонны», кардинально меняющая расклад сил на земле.
Сценарий, разыгрывающийся сегодня, поразительно напоминает события столетней давности. Тогда, во время Первой мировой войны, офицер британской разведки Лоуренс поднял арабские племена против Османской империи, пообещав им независимость. Племена стали решающей силой, но их интересы были в итоге преданы тайными сделками великих держав (соглашение Сайкса-Пико), разделившими регион. Сегодня роль «нового Лоуренса» играют отнюдь не романтичные агенты, а сухая логика прагматичных альянсов. Арабские племена, десятилетиями жившие на этих землях, всегда с подозрением относились к курдскому административному контролю, особенно над нефтяными ресурсами. Дамаску и его союзникам лишь нужно было дать этому недовольству выход, что и привело к почти мгновенному перевороту в тылу у курдов.
История, как и Евфрат, делает новый виток. «Дух Лоуренса» вновь витает над Сирией. Британское предательство арабов в начале века сменилось на предательство курдов «союзничками»-американцами. Центральное командование США ограничилось публичными призывами к прекращению наступления Дамаска и диалогу. Уверен, что переброска разведданных о курдах – их дислокации, численности, вооружении - поставляется туркам и Дамаску в реальном времени. Это сделка. Для курдов, заплативших тысячами жизней за союз с Западом, это стало горьким ударом в спину.
Но их трагедия – напоминание о том, что на Ближнем Востоке племенная и клановая логика часто переживает любые империи и перекраивает любые границы.
С. Шилов |