Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Путин поговорил по телефону с Трампом
Иран изучает возможность закрытия Ормузского пролива
Иран выпустил сотню баллистических ракет в сторону Израиля, сообщили СМИ
Трамп заявил о звонках из Ирана с просьбой о ядерной сделке
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Треугольник Пекин-Дели-Москва становится геополитической реальностью
15.05.15 11:59 ШОС и ситуация в Азии

В четверг, 14 мая, премьер Индии Нарендра Моди отправился в Китай на переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином. В ходе трехдневного визита Моди намерен добиться перелома в отношениях с Поднебесной, чему до сих пор мешали взаимные территориальные претензии. И, судя по косвенным признакам, визит может кардинально изменить ситуацию в отношениях Дели и Пекина.

Судите сами. Программа пребывания в Китае составлена так, чтобы принять Моди по высшему разряду. Саммит пройдет в Сиане – родном городе Си Цзиньпина, что можно расценивать, как знак открытости. Потом индийский премьер отправится в Пекин на встречу с премьером КНР Ли Кэцяном. А завершится визит в Шанхае, где индийская делегация проведет переговоры с представителями китайских деловых кругов.

"Я давно с нетерпением ждал поездки в Китай. XXI век принадлежит Азии. Надеюсь, что мой визит не только укрепит китайско-индийскую дружбу, но и станет новой вехой в отношениях развивающихся стран Азии и всего мира",– заявил Моди накануне турне.

Для России сближение Индии и Китая – тоже вопрос архиважный. Давняя идея стратегического треугольника Россия–Китай–Индия до последнего времени выглядела не слишком жизнеспособной: китайско-индийские противоречия казались неразрешимыми. Сейчас главное препятствие для экономической интеграции в Евразии будет, видимо, устранено. Это значит, что перед Москвой открываются новые перспективы на Востоке.

Весьма симптоматично, что менее чем за сутки до визита в КНР состоялся телефонный разговор индийского премьера с президентом РФ Владимиром Путиным. Как сообщила пресс-служба Кремля, Моди подтвердил свое участие в предстоящих в июле саммитах БРИКС и ШОС в Уфе, а также обсудил с российским лидером вопросы расширения российско-индийского привилегированного стратегического партнерства. А за считанные дни до этого Путин принимал в Москве председателя КНР Си Цзиньпина: по итогам саммита было подписано более 30 соглашений.

Словом, геополитическая ситуация в мире кардинально меняется. Что означает для России сближение двух ведущих экономик Азии?


– Идею треугольника Россия–Китай–Индия выдвигал еще Евгений Примаков в конце 1990-х, – напоминает директор Центра стратегических исследований Китая Российского университета дружбы народов (РУДН), заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. – Но тогда считалось, что Россия будет играть в "треугольнике" ведущую роль. Сейчас очевидно, что ведущую роль играет Китай, и это меняет общую ситуацию.

Нужно понимать: укрепление "треугольника" происходит под зонтиком китайской концепции нового "Великого шелкового пути". Другими словами, КНР объединяет страны на основе взаимного интереса, прежде всего, экономического.

"СП": – Какие конкретно проекты могли бы объединить Индию, Китай и Россию?

- Прежде всего, это переход на расчеты в единой валюте. Понятно, такая валюта возникнет не завтра – в лучшем случае, через 5-6 лет, но это очень привлекательный проект. Кроме того, наши три страны могут ввести преференции во взаимной торговле и при создании совместных предприятий. Наверняка мы может развивать общую сеть авиационных и железнодорожных перевозок.

По сути, сегодня Китай формирует новую политическую реальность, именно Пекин является и модератором этой реальности. Но на этом пути многое зависит от того, как Китай сумеет нормализовать отношения с Индией. Сделать это не просто, учитывая территориальные претензии сторон, и вызванное этим некоторое взаимное отторжение, которое проявлялось в ходе прежних индийско-китайских переговоров.

"СП": – Вы считаете, Пекину это удастся?

– Полагаю, в ходе визита Моди как раз будет заключено соглашение, которое заморозит территориальные споры. Думаю, Китай сделает и встречные экономические шаги – предоставит Индии кредиты на развитие промышленности.

Надо сказать, сегодня Индия является естественным конкурентом Китая по себестоимости продукции. Возможно, КНР переместит на индийскую территорию часть своих предприятий. Плюс, в ближайшее время начнется строительство на китайские инвестиции дорог – и железнодорожных, и автомобильных – на севере Индии.

По сути, в рамках концепции "Великий шелковый путь" Пекин надеется получить под контроль огромную территорию – от Юго-Восточной Азии до Закавказья. Замечу: эта концепция подразумевает экономическую интеграцию, финансовое и политическое взаимодействие, общую логистику и инфраструктуру.

Пока эта концепция охватывает внутреннюю часть Китая, плюс близлежащие страны – Центрально-Азиатские республики и ряд стран Юго-Восточной Азии. Россия пока не присоединилась к концепции, но заявила, что готова на взаимодействие в рамках двух союзов – "Шелкового пути" и Евразийского экономического союза.

"СП": – Можно ли сказать, что при таком раскладе России особенно выгоден поворот на Восток?

– На сегодня Россия является крупнейшей страной, которая поддерживает политику "расширения" Китая. С одной стороны, это усиливает наши политические и экономические позиции. С другой – закладывает на будущее ряд рисков и конфликтов, которые можно будет решить только в случае, если Россия сумеет в равной степени взаимодействовать и с Западом, и с Востоком…


– Между Пекином и Дели имеются территориальные проблемы после китайско-индийской пограничной войны 1962 года, которая завершилась поражением Индии, – отмечает замдиректора Института Дальнего Востока РАН, член Европейской ассоциации китаеведов Андрей Островский. – В результате, Индия сейчас занимает часть китайской территории – штат Аруначал-Прадеш, а Китай – часть индийской территории на плато Аксай Чин. Пока территориальные проблемы не будут решены, добиться нормальных отношений между странами достаточно непросто.

Однако такие вопросы можно решать постепенно, путем переговоров. Возьмем, к примеру, российско-китайские отношения. Когда в 1964 году Мао Цзэдун впервые поставил вопрос о судьбе 1,5 миллиона квадратных километров, которые забрала царская Россия у Китая, этот вопрос был весьма далек от решения. Но уже в 2004 году – через 40 лет – была проведена демаркация российско-китайской границы. Этот говорит о том, что при наличии доброй воли страны вполне могут решать пограничные вопросы. Как только будут урегулированы территориальные споры между Китаем и Индией, сразу же будут решены и все вопросы политические.

Надо сказать, проблема урегулирования давно назрела, поскольку экономические связи между Индией и Китаем развиваются достаточно быстро. Объем индийско-китайской внешней торговли уже сопоставим с российско-китайским объемом внешней торговли – около 100 млрд долларов. Что важно – проблемы Индии и Китая можно будет решать не только в формате БРИКС, но и в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которой весомую роль играет Россия.

Как известно, Дели подал заявку на принятие в ряды стран-членов ШОС. И вполне возможно, что на саммите ШОС в Уфе, в июле 2015 года, заявка Индии будет удовлетворена.

"СП": – В чем заключается взаимный экономический интерес Индии и Китая?

– Интерес представляют рынки обеих стран – они огромны. По сути, едва ли не вся избыточная продукция, которая производится в Китае, может быть реализована на территории Индии, и наоборот. Причем, имеются продукты и услуги, которые производятся только в Индии или только в Китае. В Индии это, прежде всего, информационные услуги – программное обеспечение. А Китай способен построить в Индии сеть высокоскоростных железных дорог.

"СП": – Как выглядит место России в этих двух экономиках?

– Наше место в экономике Китая четко вырисовывается из 32 соглашений, подписанных в ходе майского визита в Москву председателя КНР Си Цзиньпина. Как следует из этих документов, Китай будет инвестировать в наши программы развития инфраструктуры. Помимо высокоскоростной железной дороги Москва-Пекин, которая должна быть построена в 2023 году, речь идет об инфраструктурных проектах на территории Азии: строительстве железной дороги по маршруту Кызыл-Курагино и дальневосточного морского порта. Плюс Китай предоставляет России кредитные линии. Мы же, со своей стороны, будет поставлять в Поднебесную газ по западному маршруту, и самолеты Sukhoi Superjet 100.

Российский газ интересен и Индии: территория у нее большая, энергоресурсов не хватает. Да, имеются и проблемы в организации поставок – например, сложный рельеф местности. Но, как показывает китайский опыт строительства высокоскоростной железной дороги на Тибет – это вполне преодолимые сложности…

 

SergejL15.05.15 20:24
При таком раскладе Берлин уже отдыхает. В этом случае Меркель еще хорошо выглядела 10 мая в Москве. Про...ть такие возможности, это надо постараться. Немцы, в благодарность, должны разместить ее портрет в каждом унитазе. Старательные то они - старательные, а вот фантазии - маловато, и интуиция подводит.
beijing201515.05.15 20:59
Берлин не отдыхает. У Берлина Индастри 4.0 и плотнейшая кооперация с США. Запад будет самоустраняться от экономического патронажа РФ-КНР-Индии, соответственно, возникает некоторый вакуум, заполняемый политической конфигурацией треугольника. Но реально, это треугольник только со стороны РФ. КНР и Индия считают себя пупом Земли каждый.
Размышлизм16.05.15 09:23
> beijing2015
Берлин не отдыхает. У Берлина Индастри 4.0 и плотнейшая кооперация с США. Запад будет самоустраняться от экономического патронажа РФ-КНР-Индии, соответственно, возникает некоторый вакуум, заполняемый политической конфигурацией треугольника. Но реально, это треугольник только со стороны РФ. КНР и Индия считают себя пупом Земли каждый.
Ну порадовали, коллективизация Запада становится реальностью! И даже, без сомнения, происходит это традиционным методом - деспотично - авторитарным, как и положено при либеральном рыночном хозяйствовании (там единственный пуп Земли). Приветствую кристально независимый взгляд на события!
USSR217.05.15 15:13
Не уверен что главный индус за три дня решит все территориальные проблемы. Россия с Китаем вела долгий диалог лет 10, прежде чем стороны начали доверять друг другу. И вообще у русских к китайцам симпатий всегда было в достатке. А вот у индксов всё совсем не так.
Так что период устаканивания китайско-индусских отношений должен быть более длительным.
Tumi17.05.15 16:47
> beijing2015
Но реально, это треугольник только со стороны РФ. КНР и Индия считают себя пупом Земли каждый.
. Так этот треугольник только нам и нужен, по-большому счёту. Чтоб Китай в партнёрстве не зарывался - уравновесить его Индией.
USSR217.05.15 22:14
> beijing2015
Берлин не отдыхает. У Берлина Индастри 4.0 и плотнейшая кооперация с США. Запад будет самоустраняться от экономического патронажа РФ-КНР-Индии, соответственно, возникает некоторый вакуум, заполняемый политической конфигурацией треугольника. Но реально, это треугольник только со стороны РФ. КНР и Индия считают себя пупом Земли каждый.
Китайцам не свойственна переоценка своих возможностей и места в мире. Иначе бы они не смогли последовательно развивать свою экономику.
А вот индусы со своей заносчивой элиткой постоянно наступают на эти грабли. Хотя как раз известны тем, что у них руки растут прямо из жопы. Но пафос всегда господский)))
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» С Днем Победы!
» О типологическом сходстве-ловушке либералов, марксистов, масонов. Реплика к войне окололевых против всех
» О советских предателях и немецкой бюрократии
» Марксисты и искусственный "интеллект"
» 8 марта!
» Почему США мирятся с Россией, а Европа хочет воевать?
» С днем защитника Отечества!
» С Новым Годом!

 Новостивсе статьи rss

» Израиль заявил об ударе по иранским пусковым установкам
» Россия перейдет на новую модель высшего образования, заявил Фальков
» В США прошел военный парад по случаю 250-летнего юбилея армии на фоне протестов
» Пакистан призвал к объединению арабского мира против Израиля
» Иран готов заключить соглашение, гарантирующее отсутствие у него ЯО
» МИД Ирана заявил, что Тегеран прекратит удары по Израилю при таком же решении израильтян
» МВФ призвал Украину добиться прогресса в реструктуризации долга
» Boeing 787 компании American Airlines совершил четыре аварийные посадки за месяц

 Репортаживсе статьи rss

» Историк рассказал, как ЦРУ потеряло всю сеть агентов в СССР
» Глава Ростеха — о создании Госкорпорации, текущем международном военно-техническом сотрудничестве и преимуществах российского оружия
» Историк рассказал, как 40 лет назад ЦРУ лишилось своего супершпиона в СССР
» Суда да дела: Сколько танкеров и газовозов нужно России в Арктике
» Маск сброшен
» Айти на право: Минюст неэффективно потратил 3 млрд рублей на цифровизацию
» Wired: Европа и США испугались конкуренции китайского автопрома
» Возьмут не всех: как меняется модель высшего образования

 Комментариивсе статьи rss

» Почему Индия не поддержала заявление ШОС в связи с ударами Израиля по Ирану
» Новое правительство Южной Кореи активно ищет пути сближения с Пхеньяном
» Геополитические последствия войны между Израилем и Ираном
» Экономика 7 июня 2025, 00:02 Звездный час для Airbus: почему Китай скупает европейские лайнеры
» Англосаксы и германский нацизм. Часть III
» Можно выйти: почему каждый третий студент бросает вуз
» Транзит по Севморпути востребован не только Китаем
» Балтийские манёвры НАТО – отработка сценария вторжения в Россию

 Аналитикавсе статьи rss

»  Америка грозит миру самым страшным
» Режим экономии в США закончился?
» Тарифная война Трампа: всё, что вы хотели узнать о ней, но боялись спросить у рынка облигаций
» Справиться с мировым кризисом смогут только инженеры
» Закрепление мифов
» Российские нефтегазовые доходы показали живучесть
» Целью геноцида был весь народ Советского Союза
» Какая доля промышленности в американской экономике?
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"