Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Комиссия ООН признала действия Израиля в секторе Газа геноцидом
СВР: Евросоюз готовит сербский майдан
Запад может потерять 285 миллиардов долларов при конфискации активов России
НАТО проведет операцию по усилению обороны восточного фланга
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Поможет ли закон о "народном" бюджете вовлечь жителей в процесс управления городом
17.03.20 02:23 В России

"Народные" бюджеты, в формировании которых принимают участие местные жители, могут появиться во всех российских муниципалитетах. Законопроект об инициативном бюджетировании (ИБ) прошел первое чтение в Госдуме. Если документ обретет законодательную силу, граждане получат возможность разрабатывать собственные проекты и реализовать их за счет казны. Однако большинство субъектов РФ, в том числе несколько регионов СЗФО, уже создают "народные" бюджеты. Эксперты опасаются, что правила игры, спущенные сверху, могут затормозить реализацию некоторых инициатив снизу.

Кто платить будет?

Согласно законопроекту, разработать проект ИБ сможет любой житель или группа жителей муниципалитета, органы территориального общественного самоуправления (ТОС), а также сельский староста. Если идея получит одобрение собрания местных жителей, муниципальная администрация должна будет рассмотреть ее в течение 30 дней.

Вообще-то инициативное бюджетирование, то есть вовлечение жителей в решение финансовых вопросов местного значения, развивается в нашей стране и без профильного закона. Согласно недавнему докладу федерального Минфина, механизмы ИБ используют 68 российских регионов. В позапрошлом году общая стоимость "народных" проектов составила 19,3 миллиарда рублей. Сводных данных за прошлый год еще нет, но, согласно прогнозам специалистов, эта цифра должна увеличиться.

Большую часть средств, направленных на реализацию общественных инициатив, составляют расходы бюджетов субъектов РФ. В 2018 году на долю регионов пришлось 10,5 миллиарда, муниципалитеты же вложили чуть менее трех миллиардов. Оставшиеся средства - это софинансирование федерального бюджета, граждан и юридических лиц.

Однако в законопроекте ставка делается на реализацию проектов за счет муниципальных бюджетов. Возможность привлечения регионального софинансирования присутствует - в виде конкурсов субъектов РФ. Но их организация не является для регионов обязательной.

- С одной стороны, это хорошо, что у субъектов РФ и муниципалитетов появится еще больше оснований выделять деньги на реализацию инициатив местных жителей, - комментирует ситуацию Галина Курляндская, генеральный директор негосударственного Центра фискальной политики, который семь лет изучает мировые практики в сфере открытости бюджета. - С другой стороны, некоторые регионы и муниципалитеты и сейчас очень активно поддерживают "народные" проекты, разрабатывая собственные, наиболее удобные для конкретной территории форматы взаимодействия с населением. Общие для всех регламенты, насаждаемые сверху, могут забюрократизировать этот процесс. При этом, если муниципалитет не желает развивать ИБ, он и после принятия законопроекта этого делать не будет. Документ обязывает местные власти рассматривать проекты граждан, но не обязывает финансировать.

Народная тропа

Один из примеров развития ИБ на уровне региона - вологодская программа "Народный бюджет", стартовавшая в 2015 году. Она реализуется в несколько этапов. Сначала вологжане разрабатывают общественно-полезные проекты, затем их утверждают на уровне местных администраций и собраний жителей, после чего муниципалитет направляет заявку в региональную конкурсную комиссию.

Популярность программы растет: пять лет назад в регионе воплотили в жизнь 66 проектов, в 2019-м - 818. В текущем году конкурсный отбор прошли 976 инициатив, на их реализацию областной бюджет направит 210 миллионов рублей.

Примеру региона последовали муниципалитеты. В прошлом году в Вологде начали выделять деньги органам ТОС. В 2019-м распределили 36 миллионов рублей, в 2020-м - 44 миллиона. В текущем году планируется реализовать 34 проекта вологжан. К примеру, жители улицы Клубова проголосовали за строительство дорожки длиной около километра от жилых домов к остановочному пункту.

- Это настоящая "народная тропа", по которой каждый день ходит множество людей, - рассказывает председатель ТОС "Клубова" Оксана Малеева. - Согласно проекту, она будет заасфальтирована, появится "ливневка".

Не навреди

Другой яркий пример - проект "Народный бюджет", стартовавший в 2016 году в Республике Коми. Он отличается большим количеством поддерживаемых направлений и сфер деятельности. Так, финансирование могут получить инициативы бизнеса.

- В сельском поселении Шошка в Княжпогостском районе предприниматель предложил местным жителям реализовать такой проект: он покупает дисковую борону и сдает ее в аренду по умеренной цене владельцам подсобных хозяйств, - приводит конкретный пример руководитель Проектного центра инициативного бюджетирования Коми Дмитрий Сизев. - Казалось бы, какое отношение бизнес-инициатива имеет к ИБ? Но для Шошки предложение очень актуально. Это сельскохозяйственный муниципалитет, который в 90-е годы остался без лошадей. Местным жителям попросту нечем пахать свои поля. На собрании присутствовали 70 человек, и проект поддержали практически единогласно. В этом и суть "Народного бюджета" - населению во многих случаях виднее, куда необходимо вкладывать средства, чтобы территория получила развитие.

Новый законопроект эксперт оценивает позитивно. По мнению Дмитрия Сизева, документ может подтолкнуть регионы, которые еще не используют механизмы ИБ, к разработке собственных "народных" бюджетов. Однако важно, чтобы законодательное новшество не навредило субъектам РФ, уже развивающим инициативное бюджетирование. Для этого необходимо дать региональным властям право расширять и дополнять порядок реализации "народных" инициатив, прописанный в законопроекте, утверждать собственные проектные направления и так далее.

Цифровой сервис

- В одном из районов, Ижемском, мы в прошлом году начали тестировать такой инструмент управления финансами, как бюджетные комиссии, - продолжает Сизев. - Суть в том, что отбор проектов на уровне района осуществляют не местные власти, а группа жителей, представляющих города и поселки. Это очень непростой механизм, чтобы его запустить, мы провели множество встреч, обучающих мероприятий. В текущем году начнем создавать бюджетные комиссии еще в двух районах. Очевидно, что многие регионы, особенно новички в вопросах бюджетного финансирования, еще долгое время не смогут пойти по такому пути. Но важно, чтобы новый законопроект не запрещал субъектам РФ создавать бюджетные комиссии, используя отработанные регламенты.

Крупные проекты, направленные на развитие ИБ, реализуются в нашей стране и на федеральном уровне. Так, Центр фискальной политики запустил в 2018 году портал "Интерактивный бюджет для граждан". Власти городских округов и муниципальных районов заводят там личные кабинеты, наполняют их информацией и взаимодействуют с гражданами. А местные жители благодаря цифровому сервису могут понять, как и на что тратятся бюджетные деньги, предложить свои варианты расходования, получить обратную связь. За два года участниками проекта стали 70 муниципалитетов.

- В 2018 и 2019 годах мы получали финансирование Фонда президентских грантов, - отмечает Курляндская. - В текущем году грант не выделили, нужно искать другое финансирование. Хотим расширить формат проекта, включив в него мероприятия по повышению квалификации муниципальных финансистов. Портал продолжает работать, мы предоставляем местным администрациям инструкции, заводим для них личные кабинеты, при необходимости консультируем. Для муниципалитетов, которые никогда ранее не занимались бюджетным финансированием, наш цифровой сервис может стать хорошей стартовой площадкой, особенно в свете обсуждения нового законопроекта.

 

Спящий лев18.03.20 14:18
ИБ действует уже много лет (сам вкладывался еще в 2012 году) и относительно успешно.
Да оно частично решает проблему поддержания инфраструктуры во дворах и домах - жильцы (как и в советских домах этажностью не более 2 этажей) своими силами и за свой счет поддерживают её, а потому кровно заинтересованы в обеспечении её сохранности.
Но есть проблемы:
1) систематические попытки чиновничества разного уровня "пожать там где не сеяли", от навязывания поставщиков/подрядчиков, до противодействия применению санкций за нарушения допущенные подрядчиками при проведении работ.
2) отдельные неадекватные жители, призвать к ответу которых, за повреждение тоже проблема - администрации зачастую просто наплевать, т.к. на ремонт можно собрать и освоить деньги еще раз.

P.S. Вообще-то второй пример из статьи - "Не навреди" это совсем не ИБ, а получение под видом ИБ субсидии на бизнес в духе артели - производственной или потребительской кооперации.
argus9818.03.20 21:50
Там, где командуют более одного человека, порядка быть не может. По определению и по практике.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!

 Новостивсе статьи rss

» Польша подтвердила, что в дом на востоке страны попала ракета из F-16
» Мишустин: 75 аэропортов приведут в порядок до 2030 года
» Прямая линия, объединенная с большой пресс-конференцией, пройдет в декабре
» Красников рассказал, как спецоперация стимулировала научные разработки
» Рассекречены документы СВР о планах Лондона бороться против СССР
» В Париже полиция разогнала протестующих слезоточивым газом и дубинками
» Роман Германии с углем затягивается: замены не видно
» Еврокомиссия приостановила финансовую поддержку Израиля

 Репортаживсе статьи rss

» "Новый законопроект изменит саму культуру правосудия". Профессор Гасан Мирзоев - об изменениях в работе адвокатов
» Ирак является одним из ключевых партнеров России в арабском мире и на международной арене
» Демонстрация с силой: какое оружие показали на выставке DSEI-2025
» "Нас воспринимали как преступников". Южнокорейские рабочие вернулись домой после задержания в США
» Регионы юга РФ приступают к массовому севу озимых в условиях засухи и возросших затрат. Обзор
» Антон Алиханов: Россия планирует расширять экспорт вертолетов
» Опубликованы документы о японских планах массовых казней в Маньчжурии
» Стратостат вместо "Старлинка": в России создают альтернативный вариант связи

 Комментариивсе статьи rss

» «Сила Сибири — 2» подыграет Европе: производителям СПГ в США придется отрезвиться
» Почему Европа платит за газ в пять раз дороже, чем США
» SZ: немецкий автопром столкнулся с огромной конкуренцией со стороны Китая
» В США убит американский Данила Багров
» Ближний Восток в ожидании: грядёт вторая фаза войны Израиля против Ирана
» Почему Россия и ОПЕК+ продолжают увеличивать предложение нефти на рынке
» Остров с сокровищами: США продолжают экспансию в Гренландии
» Трампу назло: ЕС решил укрепить сотрудничество с Индией

 Аналитикавсе статьи rss

» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
» Инфраструктура Германии это: разрушенная железная дорога, школы, мосты
» России предрекли сокращение добычи газа
» Меркантильная борьба с украинским православием как архетип украинства
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"