Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

СВР: Евросоюз готовит сербский майдан
Запад может потерять 285 миллиардов долларов при конфискации активов России
НАТО проведет операцию по усилению обороны восточного фланга
Центробанк снизил ключевую ставку до 17 процентов годовых
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Россия восстанавливает «Закавказский Транссиб»: какое место обретет Грузия?
11.01.21 15:41 Демократия и удобные режимы

Ситуацию, которая сложилась в регионе Закавказья после заключения соглашения о прекращении огня между Арменией и Азербайджаном (при посредничестве президента России В.В. Путина), по итогам карабахской войны, в Тбилиси оценивают по-разному. Часть аналитиков считает, что "новая реальность", в которой значительно усилились позиции России и еще более окрепло влияние Турции, открывает всем трем странам региона — Грузии, Азербайджану и Армении — новые возможности. Это касается открытия новых или возобновления работы старых, проходящих через Грузию транзитных путей. Особенный акцент, как пишет издание DalmaNews делается на осуществлении новых региональных проектов, в которых отныне наравне с Грузией и Азербайджаном сможет участвовать и доселе изолированная со стороны Баку и Анкары Республики Армения. Другая часть грузинских экспертов опасается уменьшения влияния и значения Грузии в тех или иных региональных проектах, а также, как следствие этого — ее окончательное обращение под влияние России.

Аналитики грузинской исследовательской организации "Центр по исследованию транспортных коридоров" считают, что Россия еще с 2000 года развивает концепцию коридора Север-Юг и ищет новые направления диверсификации грузоперевозок. Согласно им, именно с этой целью Россия в 2008 году подписала договор с Республикой Армения, согласно которому 100%-ая дочерняя компания ОАО "Российские железные дороги" ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" (ЮКЖД) получила в концессионное управление армянское государственное ЗАО "Армянская железная дорога" (на срок до 30 лет с правом пролонгации ещё на 10 лет по взаимному согласию сторон — ред.).

Согласно официальной статистике Грузии, в последние годы усилилась тенденция уменьшения грузоперевозок по государственной АО "Грузинская железная дорога". Анализируя причины этого, эксперты отмечают перенос объемов транспортировки нефти с ж/д в трубопровод. Тем не менее, в "Центре по исследованию транспортных коридоров" отмечают, что в период 2009—2012 годов прежним властям Грузии удавалось возмещать спад грузоперевозок по ж/д увеличением транзита сухих грузов — тогда объем перевозок сухих грузов возрос с 7,4 млн до 10,7 млн тонн. Однако, в 2014—2019 годах перевозки сухих грузов по ГЖД упали до 6,8 млн тонн, что в два раза сократило доходы, получаемые ежегодно Грузинской железной дорогой.

Президент "Центра по исследованию транспортных коридоров" Паата Цагареишвили в беседе с грузинскими СМИ ранее с тревогой отмечал и тот факт, что в последние годы резко упали и прямые иностранные инвестиции в транспортную сферу Грузии. Так, согласно официальной информации Грузстата, в 2015 году этот показатель достигал $ 610 млн и составлял 35,1% от общего объема прямых иностранных инвестиций в страну. Уже в 2019 году этот показатель составил $ 54 млн или 4,2% всех иностранных инвестиций. По данным за 9 месяцев 2020 года показатель инвестиций в транспортную сферу упал до $ 4,1 млн или 0,6% от общего объема иностранных инвестиций за этот период.

Вследствие такой политики резко ухудшилось состояние транспортного сектора Грузии. По "индексу эффективности логистики" Всемирного банка, Грузия переместилась с 77-го места, которое занимала в 2012 году, на 119-е место (в 2018 году). По оценке Пааты Цагареишвили, такое ухудшение позиции является для Грузии катастрофическим.

Грузинский эксперт по вопросам безопасности Вахтанг Маисая считает, что новая реальность, сложившаяся в Закавказье после достижения соглашения по Нагорному Карабаху, "открывает возможности для сбалансированного развития всех трех стран региона", включая Грузию.

"Я бы не сказал, что роль Грузии в транзитной сфере приуменьшится. Конечно, уменьшение отмечается, но я думаю, что в конечном итоге будет задействован сбалансированный вариант, где все три актора Закавказского региона — Грузия, Армения и Азербайджан — будут наравне участвовать в реализации различных транспортных коридоров и геоэкономических проектов, которые будут касаться всего Кавказского региона, а не только его южного пространства", — заявил Вахтанг Маисая в беседе с Dalma News.

— Господин Маисая, о каких конкретно проектах идет речь?

— Я недавно ознакомился с очень интересной аналитикой, где говорилось о восстановлении т.н. "Транссиба Закавказья". В статье подчеркивалось значение этой магистрали не только для России, но и для других стран региона — Ирана, Армении и, включая Азербайджан. Эта магистраль существует давно, но последние 30 лет из-за конфликта в Нагорном Карабахе она бездействовала. Она сыграла большую роль в годы второй мировой войны, так как по этой дороге перебрасывались продукция и военная амуниция для поддержки войны с нацистской Германией.

На данном этапе следует ожидать, что статус "Транссиба Закавказья" поднимется еще выше. Восстановительные работы на этой магистрали (ее протяженность составляет около 750 километров) уже начались. Я думаю, что этот проект был заложен в числе других и в московском соглашении от 10 ноября, на основании которого был установлен мир и в Нагорном Карабахе были размещены российские миротворцы.

— А будет ли участником этого проекта Грузия?

— Грузия в маршрут "Транссиб Закавказья" напрямую не входит. Эта дорога изначально соединяла Россию с Ираном (через Азербайджан и Армению), а далее — с Турцией. Но если по инициативе Турции "Транссиб Закавказья" подключат к другому, уже действующему транзитному коридору, "Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс", то Грузия в таком контексте может стать активным участником и этого проекта.

— Что конкретно получит Грузия от реализации таких проектов?

— В результате восстановления магистрали "Транссиб Закавказья" и полного задействования железной дороги "Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс", с участием всех стран региона, как ускорятся грузоперевозки, так и возрастут их объемы по транспортным коридорам региона, которые проходят и через Грузию. Я думаю, что в этом контексте Кавказский регион в целом обретет знаковое положение в реализации многих глобальных проектов, включая проект "Один пояс — один путь".

— В соглашении от 10 ноября говорится о разблокировке всех экономических и транспортных связей в регионе. Но остается еще один маршрут, Абхазская железная дорога. Какова его перспектива?

— Задействование проходившей через Грузию железнодорожной магистрали Север-Юг, ключевой составляющей которой является "Абхазская железная дорога", еще больше повысит роль Грузии в регионе и, я думаю, она может принять участие в реализации этого проекта.

— Но мы знаем о жесткой позиции правительства Грузии, которое ставит обязательным условием задействования Абхазского участка восстановление территориальной целостности страны…

— Мы знаем, что еще более жесткой и непримиримой была позиция армянских властей в отношении восстановления "Транссиба Закавказья". Но после заключения соглашения по Нагорному Карабаху, в условиях новой реальности, Армения изменила позицию и согласилась на осуществление этого проекта. Так что, время покажет.

— Обсуждается ли вопрос восстановления Абхазской железной дороги в настоящее время?

— Нет, на практическом уровне этот вопрос пока не рассматривается. У меня складывается такое впечатление, что сейчас все перенацелены на реализацию проекта "Транссиб Закавказья". А уже после того, как этот проект примет реальные очертания, я думаю, в повестку дня встанет вопрос реализации проходящего через Грузию коридора Север-Юг, в котором ключевую роль будет играть восстановление "Абхазской железной дороги". Думаю, что стороны приложат усилия, и вторым этапом разблокирования всех транспортных коридоров может стать именно путь через Абхазию, в результате открытия которого еще больше возрастет транзитная роль Грузии.

П.С. По данным Всемирного банка, в рейтинге "индекса эффективности логистики" за 2012 год Грузия значительно опережала Армению, занимавшую 100-е место, и Азербайджан, находившийся на 116-м месте. В рейтинге за 2018 год Армения занимает уже 92-е место, Грузия — 119-е, а Азербайджан в этом рейтинге вообще отсутствует. Данные за 2019 год на сайте Всемирного банка пока не опубликованы.

Между тем, в последнее время азербайджанские эксперты активно говорят об усилении транзитной роли их страны и превращении Азербайджана в ближайшем будущем в международный транспортный перекресток. При этом они ссылаются на контракт, подписанный между российской РЖД и Контейнерной корпорацией Индии о перевозке грузов через Международный транспортный коридор Север-Юг, который проходит через Азербайджан. Таким образом, территория Азербайджана станет транзитным коридором для перевозок грузов между Индией, Россией и Европой, с одной стороны, и между Россией и Ираном, с другой. Затеряется ли в этих интенсивных транспортных связях транзитная роль Грузии и ее некогда объявленное стремление стать транспортным центром Южного Кавказа, покажет время и дальнейшее развитие событий.

Ирина Хачидзе (Тбилиси)

 

veldinc`11.01.21 16:21
Грузинам без покаяния ничего не выгорит. Транспортный коридор пройдет мимо них. И правильно, за русофобию и ненависть к другим народам нужно платить. Армяне долгое время пытались усидеть на трех стульях (Россия, ЕС, США). Но так не бывает в жизни и события закономерно указали им соответствующее место. Если армянское руководство подойдет к делу правильно, то возможно будет и проблему Карабаха решить, и с соседями отношения восстановить, и на транзите заработать...
baban11.01.21 20:35
По трепотажу видно, что Грузия посылает, сигналы, правда не понятно кому, о том что не против использовать сложившуюся ситуацию, ПО ПРИВЫЧКЕ, с пользой для себя и не будет чинить препятствий (хотя при этом не прочь выдвинуть какие то условия). Но с Грузии начинались все беспорядки в закавказье и Россия сто раз подумает а нужен ли в таком деле такой не надёжный партнёр. Как видно по картам, Грузия здесь выпадает из зоны благоприятствия.
"- Но мы знаем о жесткой позиции правительства Грузии, которое ставит обязательным условием задействования Абхазского участка восстановление территориальной целостности страны…".

Изложенная точка зрения вообще смехотворна. У России есть свой регион которому транзит очень даже не помешает - Дагестан
XP Best12.01.21 23:50
> baban
Изложенная точка зрения вообще смехотворна. У России есть свой регион которому транзит очень даже не помешает - Дагестан

Грузия перекрывает направление РФ - Турция. Остается только морем либо через Черное, либо через Каспий и трнзитом далее через Иран. Следует обратить внимание на название, которое употребляет автор интервью - Транссиб Закавказья и без всяких русофобских страхов. Для Грузии есть и другой путь - Военно Грузинская Дорога.

Коридор РФ - Индия более выгоднее через Ср.Азию. Там есть Турксиб, начали при царе и закончили в СССР.

Коридор Каспий - Иран - Индийский океан вообще просто неоценен российским буржуа.
Это прямой морской выход на Африку, Индию и Аравию.
Не нужно ничтоже мяться в предбаннике Европы, скоцентрировав почти всю внешнюю тоговлю через узкое горлышко замерзающего Финского залива.
Африка богата на ресурсы, мало чего производит и российские даже ниже среднего качества продукция и товары имеет шанс завоевать рынки. ЕС сваливает в Африку некондиционные товары, которые в ЕС подлежат утилизации: в помятых консервных банках, старые кондитерские изделия, перемороженые продукты, томатную пасту с наполнителями, устаревшие марки бытовой техники
Автотехника из ЕС - источник жизни для ремонтников.
Основные акторы в Африке Юж.Корея, Индия и Китай, частично Бразилия. Уже ЕС проигрывает Турции, Китаю, Ливану, Индии в Африке.
В Африке не паханное поле для энергетики.

Можно возразить - в Египте создали технопарк, центр торговли. Но Египет это Север Африки мало имеющий отношения к Суб-Сахарской Африке. Кроме того, транспортные связи на юг от Египта не развиты и перекрыты полосой неспокойствия и войн от Индийского до Атлантики. Египет ошибочно назвали воротами в Африку. И режим держится лично на Сиси, а он не вечен.
Не удивлюсь, что Египет подсунули амеры через московскую пятую колонну.
argus9813.01.21 00:06
> XP Best -
а) РФ-Азербайджан-Армения-Нахичевань-Турция - вполне себе нормальная ЖД-трасса. Без всякой Грузии
б) похоже Вас египтяне шибко обидели... РФ в Африке есть и много. Не только в Египте. Но европцам об этом знать совсем не обязательно.
Что мы и наблюдаем на Вашем примере.
Нехороший человек17.01.21 11:35
Мы знаем, что еще более жесткой и непримиримой была позиция армянских властей в отношении восстановления "Транссиба Закавказья".

Армяне сами себе злобные Буратины. Россия будет развивать внешнеэкономические связи с Азербайджаном и странами Персидского залива. Армяне постоят в сторонке. Армяне теперь не нужны, от слова совсем.
Ирина18.01.21 12:50
еще более жесткой и непримиримой была позиция армянских властей в отношении восстановления "Транссиба Закавказья".

Вообще-то категорически против были как раз Баку и Анкара, т.к. Армения таким образом прорывает блокаду.
Но, видимо, пришлось согласиться ради дороги из Нахичевани в Турцию через территорию Армении.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!

 Новостивсе статьи rss

» Полувоенный ледокол США зашел на Северный морской путь
» Россия наращивает бартер с Китаем, обменивая свое зерно на технику
» Путин провел совещание по экономическим вопросам
» Израиль начал наступление на Газу, пишут СМИ
» Некоторые страны ЕС хотят полностью запретить въезд россиянам, пишут СМИ
» Швеция увеличит расходы на оборону в 2026 году
» Ростех передал Минобороны новую партию истребителей-бомбардировщиков Су-34
» ЕС отказался поддержать требование Трампа о пошлинах против Китая

 Репортаживсе статьи rss

» Ирак является одним из ключевых партнеров России в арабском мире и на международной арене
» Демонстрация с силой: какое оружие показали на выставке DSEI-2025
» "Нас воспринимали как преступников". Южнокорейские рабочие вернулись домой после задержания в США
» Регионы юга РФ приступают к массовому севу озимых в условиях засухи и возросших затрат. Обзор
» Антон Алиханов: Россия планирует расширять экспорт вертолетов
» Опубликованы документы о японских планах массовых казней в Маньчжурии
» Стратостат вместо "Старлинка": в России создают альтернативный вариант связи
» ФСБ опубликовала протоколы допроса командующего Квантунской армией

 Комментариивсе статьи rss

» SZ: немецкий автопром столкнулся с огромной конкуренцией со стороны Китая
» В США убит американский Данила Багров
» Ближний Восток в ожидании: грядёт вторая фаза войны Израиля против Ирана
» Почему Россия и ОПЕК+ продолжают увеличивать предложение нефти на рынке
» Остров с сокровищами: США продолжают экспансию в Гренландии
» Трампу назло: ЕС решил укрепить сотрудничество с Индией
» Федор Лукьянов: Идея "не против Запада, но без него" обретает смысл и перспективу
» Наши «пропавшие» АПЛ, самолеты «судного дня» E-6B ВС США, и при чем тут Венесуэла?

 Аналитикавсе статьи rss

» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
» Инфраструктура Германии это: разрушенная железная дорога, школы, мосты
» России предрекли сокращение добычи газа
» Меркантильная борьба с украинским православием как архетип украинства
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"