Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Страны ЕС согласовали бессрочную заморозку российских активов
Путин поставил правительству шесть задач на 2026 год
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Русские купили у Франции по дешевке Ван Гога и Гогена
23.09.21 03:39 История: факты и документы

Две сотни шедевров, собранных братьями Морозовыми, выставленные в основанном самым богатым французом фонде Луи Виттона, позволяют оценить подвиг потомков русских крепостных, сумевших благодаря уму, таланту и, что скрывать, колоссальной щедрости создать рынок европейского искусства в том его виде, который мы знаем сегодня.

Империя семьи Морозовых началась с пяти рублей золотом, которые основатель династии Савва Васильевич, конюх, а потом и ткач-кустарь, обратил трудом и верой в состояние, выкупив и себя, и свою семью из крепостных.
История становления фамилии Морозовых — это история России, в которой яркое, сильное и свободное третье сословие дало старт процветанию российского государства и создало условия для восхождения русского искусства.

"И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…"

Получив отменное образование и отточив вкус, как и умение разбираться в искусстве, братья, уже составившие для себя коллекцию полотен русских мастеров, решают отправиться в Париж.

Друзья Морозовых художники Серов и Коровин их в этом начинании поддерживают.

Оказавшись в столице Франции, русские купцы направились, вопреки расхожему тогда представлению, не в театр и не в ресторан, а прямиком к галеристам.
Те им показали искусство, которое, как думали местные арт-дилеры, соответствует русскому духу.

Однако Морозовы, и Михаил (старший), и Иван (младший), назвали продавцам совершенно другие имена. Тех, чьи полотна тогда никто и не думал покупать.

Первым был Ван Гог. Вторым — Гоген.

Сами французы легко отвергли и того, и другого: жестокий мир ярости и несправедливости, практически сочившийся кровью в тех же "Красных виноградниках в Арле", жизнь без неба и почти без воздуха в "Прогулке заключенных" предсказывали совершенно иную будущую реальность.

Но об этой новой реальности во Франции слышать никто не хотел. И поэтому революция, которая совершилась в искусстве, для самих французов, привыкших к галантной и гладкой живописи, прошла абсолютно в тот момент незамеченной.

Но эту боль, это страдание, это бесконечное желание вырваться на волю почувствовали потомки русского крепостного крестьянина.

Морозовы сумели это ощутить потому, что воспитаны были в русской культуре, а она — в противоположность и французской, и, если шире, европейской культуре — предполагает жертвенность и страдания: без них смысл жизни постичь невозможно.

Как из кровавого ада сопротивления ордынскому нашествию родилась "Троица" Рублева, так, пусть и с меньшими жертвами, грядущий слом прежнего порядка и Ван Гог, и Гоген, и Сезанн, и Матисс, и Пикассо ощутили и показали раньше других.

Собрание составлялось по-купечески основательно, когда нужное полотно выбиралось часами, а оплачивалось по-купечески же щедро.

"Русский, который не торгуется" — так Ивана Морозова прозвали в Париже.

Именно он, Иван Абрамович, подхватив эстафету от скоропостижно скончавшегося брата Михаила, создал рынок, где цена на полотна Ван Гога взлетела от нескольких десятков франков до многих десятков тысяч франков, где Сезанн стал знаменитым (и покупаемым) художником благодаря тому, что Морозов, не скупясь, приобретал его пейзажи и натюрморты.

Семнадцать тысяч рублей — траты только одного дня, который Морозов как-то провел в парижской галерее.

Ни один богатый европеец на такой размах способен не был, и речь шла не столько о размере состояния, сколько об умении разглядеть будущее искусства и, что еще важнее, оценить щедро — и по-русски, и по-купечески — мощь таланта.

Реакция на открывающуюся экспозицию во Франции была истинно французской. Описывая масштабы подвижничества Морозовых, пресса подробнейшим образом смакует детали экспроприации собрания после революции, изгнания и эмиграции коллекционера. С видимым удовольствием рассказывает о "разделе коллекции, хранившейся десятилетия под спудом цензуры и диктатуры" и о том, естественно, что "Бернар Арно сумел организовать выставку исключительно благодаря знакомству и личной встрече с Владимиром Путиным".

Любые иные интенции в заранее заученном списке у узколобых камердинеров от журналистики просто отсутствуют, как они отсутствовали у тех, кто полагал живопись Матисса, Гогена или Ван Гога "яркой и пятнистой мазней".

Посредственность видит посредственность издалека — в трех километрах от залов, где развешивали полотна гениев французского искусства, собранных русскими купцами, — рабочие заматывали Триумфальную арку в тряпки линялого сизого цвета.

И это событие ровно та же пресса назвала "экспрессией свободы в эпоху постмодерна".

Заматывали не для реставрации, а для перформанса, как принято у прикормленных арт-критиков называть этот тренд: усопший не так давно автор прославился тем, что тратил много чужих денег, а еще больше — ткани из полиэстера, чтобы задрапировать известные здания или монументы.

Не создать свое, а прикрыть кем-то другим созданное, при этом громко сказав: "Я так вижу!"

Более яркую антитезу неудержимому русскому коллекционеру, оказавшемуся способным предъявить городу и миру таланты французских художников, чем стыдливо закутанный в ношеное символ славы Франции, придумать невозможно.

В Париже Россия вновь утвердила величие истинных и неоспоримых вершин европейской живописи, ну а Триумфальная арка и жители столицы Франции, ходящие мимо, сдались, как обычно, на милость крикливых дельцов от псевдоискусства.

Елена Караева
 

wiscola23.09.21 09:49
Мавзолей в драпировке - это тоже из серии "я так вижу".
Аяврик23.09.21 09:52
Чисто формально - как редакторская правка, а не историческая справка - из текста вовсе не следует, что русские купили Ван Гога и Гогена (с Сезанном и Матиссом) "по дешёвке".
Из текста следует, что русские по купечески размашисто и по нуворишески не торгуясь скупили их по бешеной цене, переплачивая их "каталожные" ценники в тысячу раз:
"....цена на полотна Ван Гога взлетела от нескольких десятков франков до многих десятков тысяч франков...."

Поэтому - пардон - заголовок вводит в заблуждение.

По сути - и факту - надо было бы как-то "Как русские создали спрос и рынок сбыта импрессионизьма и авангардизьма"
;-)

А купить по дешёвке можно было бы Ван Гога за копейки им - но тогда, без скандала и обсуждения этого в прессе и в салонах, он так бы и продолжал стоить до сих пор. Никто бы не обратил внимания - если б они не часами каждую и за десятки тысяч франков, а за полчаса все одним чохом - со скидкой! - взяли и загрузили в телегу, на пути из ресторана в Мулен Руж.
;-))
Главный Злодей24.09.21 00:01
Мавзолей в драпировке - это тоже из серии "я так вижу".
А вынести из мавзолея Генералиссимуса Победы и замазать его фамилию - это из какой серии?

из текста вовсе не следует, что русские купили Ван Гога и Гогена (с Сезанном и Матиссом) "по дешёвке".
Так это общечеловеки ртами хохлов-заголовкопридумывателей стенают, что продешевили тогда.
USSR224.09.21 19:54
Я может чего-то не понимаю, но как раз в те стародавние времена картинки этих Гогенов-Могенов считались мазнёй несостоявшихся. И на их ценообразование морозовская движуха оказала необоснованно большое позитивное влияние. Моя рука и ныне тянется к нагану, когда я слышу что это называют искусством
RML24.09.21 20:53
> Главный Злодей
Мавзолей в драпировке - это тоже из серии "я так вижу".
А вынести из мавзолея Генералиссимуса Победы и замазать его фамилию - это из какой серии?

из текста вовсе не следует, что русские купили Ван Гога и Гогена (с Сезанном и Матиссом) "по дешёвке".
Так это общечеловеки ртами хохлов-заголовкопридумывателей стенают, что продешевили тогда.
Из чисто коммунистической и социалистической. Каждый коммунист должен уметь делиться на разных там меньшевиков и большевиков, на правильных коммунистов и плохих (применяя изделия для альпинизма) и конечно же уметь обличать и развенчать, перестраивать)
RML24.09.21 21:05
> Аяврик
Чисто формально - как редакторская правка, а не историческая справка - из текста вовсе не следует, что русские купили Ван Гога и Гогена (с Сезанном и Матиссом) "по дешёвке".
Из текста следует, что русские по купечески размашисто и по нуворишески не торгуясь скупили их по бешеной цене, переплачивая их "каталожные" ценники в тысячу раз:
"....цена на полотна Ван Гога взлетела от нескольких десятков франков до многих десятков тысяч франков...."

Поэтому - пардон - заголовок вводит в заблуждение.

По сути - и факту - надо было бы как-то "Как русские создали спрос и рынок сбыта импрессионизьма и авангардизьма"
;-)

А купить по дешёвке можно было бы Ван Гога за копейки им - но тогда, без скандала и обсуждения этого в прессе и в салонах, он так бы и продолжал стоить до сих пор. Никто бы не обратил внимания - если б они не часами каждую и за десятки тысяч франков, а за полчаса все одним чохом - со скидкой! - взяли и загрузили в телегу, на пути из ресторана в Мулен Руж.
;-))


Ван Гог получил популярность в середине 20го века, а тогда его картины стоили намного дешевле... как картины известного, но "ничего особенного" художника. Поэтому они "физически" стоили дешево)
Это называется коммерческий талант, который у русского человека есть... оценить, так сказать, перспективное направление.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» О "ловушке РКН"
» Разведпризнаки образа будущего
» Почему Америка расхотела воевать с Россией?
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века

 Новостивсе статьи rss

» Ушаков: Россия будет резко возражать против неприемлемых требований Киева
» Зеленский высказался о результатах переговоров в Берлине
» Путин продлил запрет на экспорт нефти по потолку цен
» В Черноморском флоте заявили, что диверсия ВСУ в Новороссийске не достигла целей
» ЕС и США договорились о гарантиях безопасности Киеву, утверждает Мерц
» Мишустин рассказал о российских разработках в нефтегазовом секторе
» В США подсчитали урон своему бизнесу от антироссийских санкций
» Volkswagen впервые за 88 лет принял решение закрыть завод в Германии

 Репортаживсе статьи rss

» «Роснано» требует миллиарды с бывшего руководства за провал производства в России оперативной памяти нового поколения
» США 2025: новая Стратегия национальной безопасности
» Проект "Арктика в лицах": кто открывал Северный морской путь
» Глава РАН Геннадий Красников: Россия должна стать суверенной и в микроэлектронике
» Как китайский экспорт победил пошлины
» Ольга Ускова: Сейчас не время создавать игрушечных роботов для различных шоу
» Уникальная крепость рубля стала вызовом для России
» Историк рассказал, как лидеры "Большой тройки" спорили из-за Нюрнберга

 Комментариивсе статьи rss

» Лукашенко стал наказывать Литву за мелкие и крупные подлости
» Кризис перепроизводства контента
» Инициативы в области ИИ терпят неудачу в 95% случаев – мы находимся на грани кризиса, о котором никто не говорит
» В петле дезинформации
» Арабская зима: интересы ОАЭ и Саудовской Аравии пересеклись в Йемене
» Украина стала поставщиком американского оружия для мексиканских наркокартелей
» Внезапно прозревшие финны должны заплатить за три года русофобии
» Федор Лукьянов: Россия и Индия являются державами, без которых невозможно ничего

 Аналитикавсе статьи rss

» Экономист Жак Сапир предупредил о последствиях конфискации российских активов
» Входим в зону риска: зачем России так много золота
» Европа – «больной человек» планеты
» В американской версии мира сместились центры силы
» Выборы на Украине. Контекст
» Как армия китайских роботов обнуляет торговую войну с США?
» Береза-Картузская – продолжение
» Substack: Лишь христианство поможет Западу спастись от развала
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"