Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Страны ЕС договорились предоставить Украине 90 млрд евро
Трамп потребовал от Венесуэлы вернуть США права на нефть
ЕК сняла вопрос о конфискации активов России с саммита ЕС, заявил Орбан
Трамп объявил о блокаде нефтяных танкеров, направляющихся в Венесуэлу
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Игра на выбивание
27.05.24 08:25 Экономика и Финансы

Буквально недавно произошли знаковые события для иракского нефтяного сектора и китайско-иракских отношений. На последнем раунде распределения блоков на нефтегазовые месторождения семь компаний из КНР выиграли право вести разведку и добычу ресурсов на 10 площадках.

В этом китайские компании даже обогнали, собственно, иракские. Компания KAR Group из Иракского Курдистана будет вести работу лишь на двух месторождениях. Но еще интереснее, что китайцы оказались единственными иностранцами, принимавшими участие в тендере. И это несмотря на то, что во время недавней поездки в США премьер-министр Ирака Мохаммед Шиа Ас-Судани провел специальную встречу с представителями американского бизнеса. Однако, понимая, с какими трудностями и неприязнью местного населения им придется столкнуться, все крупнейшие американские компании от участия в проектах отказались.

Ранее от иракских проектов хотела отказаться и британская BP — в 2022 году она пыталась продать свои активы китайской государственной компании. Однако власти в Багдаде сумели отговорить ее от этого, считая, что в долгосрочной перспективе необходимо поддерживать баланс иностранного присутствия в нефтяном секторе. То же касается и российского «Лукойла», пытавшегося продать свое месторождение «Западная Курна – 2» китайской Sinopec в 2021-м. Однако и российскую компанию иракское руководство убедило остаться. Но с новыми месторождениями у иракцев выбор невелик — компании из КНР забирают себе всё большую долю рынка.

Таким образом, китайский бизнес всё лучше закрепляется на Ближнем Востоке. Это объяснимо: на фоне роста внутреннего энергопотребления и развития нефтехимической промышленности КНР значительно нарастила импорт нефти — с 2010 по 2022 год он увеличился более чем в два раза, при этом большая часть этого роста пришлась именно на арабские страны. В 2023-м в топ-5 стран, из которых КНР импортировала наибольшее количество нефти, вошли Саудовская Аравия, Ирак и ОАЭ.

Со временем китайские компании стали не только импортировать арабскую нефть, но и стремиться ее извлекать. Так они получают возможность контролировать весь процесс: от добычи из скважины до переработки на НПЗ. Еще в 2017 году китайская государственная нефтяная компания CNPC приобрела долю в 8% в самой большой концессии на добычу нефти в ОАЭ, ZhenHua Oil — еще 4%.

С другой стороны, с Саудовской Аравией КНР стала выстраивать связи иначе. Поскольку законодательство королевства не позволяет иностранным компаниям заниматься разведкой и добычей нефти, саудовского нефтегазового монополиста Aramco начали привлекать во внутрикитайские проекты. В 2023-м Aramco подписала два договора об инвестициях в предприятия КНР. Первый подразумевает строительство к 2026 году НПЗ и нефтехимического завода в северо-восточной провинции Ляонин, а второй — продажу саудовцам 10-процентной доли в частной нефтехимической компании Rongsheng Petrochemical. При этом последняя сделка также включала в себя соглашение о поставках 480 тыс. баррелей в день на один из НПЗ компании в течение 20 лет. Еще одна сделка — о покупке 10% в НПЗ китайской Shandong Yulong Petrochemical Company — сейчас обсуждается. Таким образом, китайские компании обеспечивают себе стабильность энергопоставок, а саудовская — стабильный спрос.

С другой стороны, все эти проекты отлично вписываются в долгосрочную китайскую внешнеполитическую и внешнеэкономическую стратегию — проект «Один пояс — один путь» (ОПОП, в СМИ также встречается название «Пояс и путь»). В нем Ближнему Востоку, находящемуся на перекрестке торговых путей между Азией, Европой и Африкой, отводится особая роль. В той или иной степени в него уже вовлечены Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Израиль и многие другие страны. При этом всех их объединяет выгодное географическое положение — выход к морю и наличие хорошо развитых портов.

Портовая инфраструктура наряду с нефтегазовыми проектами — одно из основных направлений китайской экономической экспансии на Ближний Восток. Лучше всего это заметно на примере Омана, который считается одним из основных экспортеров нефти в КНР — туда отправляется 80% отправляемого султанатом за рубеж черного золота. Строящийся на побережье Индийского океана оманский порт Дукм получил особый статус в рамках китайской инициативы «Пояса и пути». В 2017 году КНР представила десятилетний план инвестиций в промышленную зону вокруг порта объемом $10,7 млрд. Китайские компании планируют построить там заводы на общую сумму $3 млрд, в том числе НПЗ, чтобы перерабатывать импортируемую нефть прямо на месте добычи.

Еще более амбициозные планы по развитию транспортного сектора у КНР могли быть как раз в Ираке. В прошлом году страна объявила о планах в отношении так называемой «Дороги развития» — проекта по строительству новых авто- и железных дорог, который свяжет Турцию со странами Персидского залива через территорию Ирака. Руководство в Багдаде стремилось привлечь КНР к финансированию проекта и сделать его частью программы ОПОП, однако в итоге проект стоимостью $17 млрд будут финансировать ОАЭ и Катар.

Китайские компании всё глубже закрепляются на Ближнем Востоке. Этот процесс сталкивается с противостоящим давлением западных стран и предпочтениями местных правительств, однако факт остается фактом — ресурсы китайских компаний часто превосходят ресурсы всех остальных. Укрепляя энергетическое партнерство со странами региона, КНР одновременно устанавливает и более тесные политические отношения. В набирающем обороты противостоянии с США надежность энергетических поставок с Ближнего Востока, обеспеченная политической дружбой с ближневосточными правительствами, может сыграть важную роль.

Артем Адрианов — исследователь Института международных исследований МГИМО МИД России, проектный менеджер Центра внешнеполитического сотрудничества им. Е.М. Примакова

 

astill0728.05.24 01:33
Добывать нефть в Ираке может кто угодно.

Вот, продавать Иракскую нефть могут лишь назначенные (силами "международной коалиции"). Тем более, распределять доходы от продаж (любой) нефти могут исключительно органы "временной" (военной) администрации Ирака. Т.е., "союзные силы" на территории Ирака, для которых нефть Ирака была и остаётся "военным трофеем", добытым в бою. И который ("трофей") никогда не "отдается" добровольно. Поэтому, в частности, даже купить что-нибудь (в Ираке и для Ирака) на выручку от продаж "своей" нефти, можно только с одобрения "временной" военной администрации Ирака. До сих пор удивляют забавные термины, используемые в отчётах Лукойла, для обозначения "своих доходов" от операционной деятельности в Ираке. Расчеты, нефтяников на некое "нормальное" будущее в нефтяных делах в Ираке, после "ухода" амеров, продолжают витать в воздухе, вот уже сколько лет "временного" администрирования амерской "союзной коалицией". А конкретные, живые, примеры "ухода" амеров видны в соседних (восточных и северных) районах Сирии, где нефть также является военным трофеем (амеров). Полученным в бою, след. не отдаваемом без боя.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» О "ловушке РКН"
» Разведпризнаки образа будущего
» Почему Америка расхотела воевать с Россией?
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века

 Новостивсе статьи rss

» Танкисты "Востока" применили новую тактику прорыва обороны ВСУ
» Пашинян заявил о готовности Армении к сотрудничеству в ЕАЭС
» Ушаков заявил, что предложения Киева и Европы препятствуют долгосрочному миру
» Макрон в вопросе российских активов предал Мерца, пишет FT
» Bloomberg: США перехватили третий нефтяной танкер у берегов Венесуэлы
» В Швеции задержано судно под флагом РФ
» Telegraph: российские атомные ледоколы превосходят западные аналоги
» Путин выступил на заседании Высшего Евразийского экономического совета

 Репортаживсе статьи rss

» Крупнейший мировой производителей самолетов отказывается от сервисов Google
» Глава британской разведки испугана забытым на Западе ощущением
» «Роснано» требует миллиарды с бывшего руководства за провал производства в России оперативной памяти нового поколения
» США 2025: новая Стратегия национальной безопасности
» Проект "Арктика в лицах": кто открывал Северный морской путь
» Глава РАН Геннадий Красников: Россия должна стать суверенной и в микроэлектронике
» Как китайский экспорт победил пошлины
» Ольга Ускова: Сейчас не время создавать игрушечных роботов для различных шоу

 Комментариивсе статьи rss

» Политолог Кашин: У Китая есть дипломатический и военный ответы на захват США танкера Centuries
» SCMP: Китай утвердился в роли великой державы
» El Mundo: день саммита ЕС стал «фатальным» для Мерца и фон дер Ляйен
» Трупы НАТО и ЕС действительно принесут мир на Украину
» ЕС попал в ловушку: теперь Москва всеми руками поддержит Зеленского
» Лукашенко стал наказывать Литву за мелкие и крупные подлости
» Кризис перепроизводства контента
» Инициативы в области ИИ терпят неудачу в 95% случаев – мы находимся на грани кризиса, о котором никто не говорит

 Аналитикавсе статьи rss

» Европа готовится к войне: какие вопросы это ставит перед Россией
» Элиты Евросоюза имитируют войну с Россией
» Экономист Жак Сапир предупредил о последствиях конфискации российских активов
» Входим в зону риска: зачем России так много золота
» Европа – «больной человек» планеты
» В американской версии мира сместились центры силы
» Выборы на Украине. Контекст
» Как армия китайских роботов обнуляет торговую войну с США?
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"