Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Россия прекратила энергетическое соглашение с Финляндией по реке Вуокса
CNN: Пентагон дал Белому дому разрешение на передачу Киеву "Томагавков"
Трамп распорядился начать испытания ядерного оружия
"В мире ничего подобного нет". Путин рассказал раненным бойцам о новейшем оружии и провалах ВСУ
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
В России пора ограничить доступность платного высшего образования
23.04.25 22:08 Наука, техника, образование

Российские вузы в 2024/25 учебном году почти преодолели спад платного приема, который пришелся на период вспышки ковида. На коммерческой основе поступила ровно треть абитуриентов — 171 тысяча человек. Многие считают это безусловным успехом и недоумевают, почему же в следующем, то есть нынешнем, 2025/26 учебном году введены ограничения: вузы лишились права превышать план зачисления на платную форму обучения даже при высоком спросе на такие места.

В данном случае истина — на стороне правительства, ограничения оправданны. Как известно, бюджетными местами по очной форме обучения в прошлом году было обеспечено 60% выпускников российских школ. Это много по сравнению с подавляющим большинством других стран. К тому же доступность платного высшего образования в России с появлением льготных кредитов резко возросла. Сегодня абитуриент берет деньги на образование под три процента годовых, а государство компенсирует банку 19,38%. Это уже почти бесплатно.

Казалось бы, ничего плохого в супердоступности университетов нет: возможность для интеллектуального развития нужна всем. Однако у медали есть и обратная сторона — у многих выпускников школ появляется соблазн поступить только ради корочки. Некоторые университеты превратились в фабрики по производству недоучек с дипломами государственного образца. О перепроизводстве экономистов и юристов говорят уже не первый год, но для возврата к сбалансированной структуре университетских специальностей ограничений текущего года недостаточно — нужно идти дальше.

Долгожданные меры приняты: в начале апреля опубликованы поручения президента России по образованию — и несколько из них направлены конкретно на обуздание избыточного платного приема.

Правительству поручено ограничить образовательное кредитование профессиями, специальностями и направлениями подготовки, соответствующими задачам обеспечения технологической независимости и лидерства страны.

Кроме того, поручено представить предложения о наделении Минобрнауки полномочиями по согласованию предельного количества платных мест.

И наконец, самое действенное поручение: установить требование — стоимость обучения за счет негосударственных средств не должна быть ниже полной стоимости обучения с учетом всех расходов.

Не будем показывать пальцем, но даже в весьма престижных вузах Петербурга в 2024-м студенты экономических специальностей платили немногим более 300 тысяч рублей в год. Основная масса вузов предлагает обучаться за 50-80 тысяч рублей и даже менее.

Государство расходует на образование одного студента в год около 400 тысяч рублей. Выходит, что оно не только субсидирует банки по льготным кредитам, но и берет на себя долю расходов самого студента — зачастую львиную долю.

Правительство должно отчитаться по президентским поручениям к 1 декабря текущего года. Вполне возможно, что уже в 2026-м мы увидим действующие нормативные документы.

Безусловно, далеко не всех студентов-платников можно считать вторым сортом. Среди них есть и очень целеустремленные люди с крепкой школьной подготовкой. Рассмотрим пример. Абитуриент хорошо сдал ЕГЭ и точно знает, в какой вуз он хочет пойти и на какую специальность. Там высокий конкурс, его экзаменационный балл немного недотягивает до проходного. Можно поступить на ту же специальность в другой вуз, но наш абитуриент не склонен к компромиссам. Он берет образовательный кредит и поступает, куда планировал.

Осмысленный сценарий — такого абитуриента можно уважать за упорство. В его вузе обучают качественно, значит, стоит такое обучение, скорее всего, недешево. По крайней мере, выше среднего уровня. Для такого вуза при условии, что специальность будет находиться в перечне приоритетных, ограничения ничего не изменят.

Следующий пример — со знаком минус. Абитуриент едва смог выйти за минимальный порог ЕГЭ. Он не стремится к знаниям, но считает высшее образование для себя обязательным. Потому что мама и папа с дипломами или чтобы чувствовать себя увереннее среди сверстников. Сегодня такой абитуриент идет на платное обучение и получает статус, за которым нет ни глубоких знаний теории, ни практических навыков.

После введения ограничений цена вопроса будет уже намного выше. Слабый абитуриент оставит свои неоправданные амбиции и пойдет, например, в колледж или техникум. Спрос на среднее профессиональное образование сегодня высокий, молодого человека вполне может ожидать неплохая карьера. А государство избавится от застарелой проблемы перепроизводства экономистов и юристов.

Сторонники платного высшего образования в основном приводят аргумент о его эффективной мотивирующей функции: выкладывая деньги, человек начинает больше ценить приобретаемые знания и навыки. Эта позиция превалировала и при разработке закона "Об образовании" в версии 1992 года. В условиях недостатка бюджетных средств расширение коммерческого приема казалось безальтернативным вариантом сохранения высшей школы. Закон открыл двери платникам. Существовало, по сути, одно ограничение: "Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета".

Многие университеты воспользовались возможностью поиграть в рынок: численность студентов раздувалась до неприличия, создавались специальности с привлекательными с коммерческой точки зрения названиями при отсутствии возможности обеспечить качественное преподавание. Результат мы знаем из опросов. Причем отрицательные факторы платного приема заметили не только студенты, родители и работодатели, но и сами преподаватели вузов. Почти 70% из них вынуждены были признать, что в вузах с резко возросшей долей платников общий уровень подготовки студентов снизился.

Образование и рынок — две вещи несовместные. Даже в стране, вставшей на рыночный путь. Потому что прежде всего нужно определить цель. А она для высшей школы очевидна: не просто наполнить головы знаниями, а сформировать у молодых людей целостное мировоззрение, чтобы они как минимум в рамках своей специальности имели широкий и неповерхностный взгляд на вещи. Это мировоззрение само по себе является мотивирующим фактором к самореализации в рамках выбранной специальности.

На этапе формирования мировоззрения роль внешней мотивации, конечно, трудно переоценить. Студент, занимающий бюджетное место, не должен почивать на лаврах до получения диплома. Государственная академическая стипендия как мотивирующий фактор не работает — сумма менее трех тысяч рублей в месяц вряд ли заставит кого-то прилежно учиться. Значит, остается мотивировать перспективой отчисления за неуспеваемость. В пределах десяти процентов приема — это необходимая норма для здоровой конкуренции.

Отдельной проблемой являются негосударственные вузы. Парадоксально, но факт: средняя плата за обучение в них ниже, чем в государственных (63,7 тысячи рублей за семестр против 87,7 тысячи). Вывод очевиден: качество образования в государственных вузах, как правило, выше, как и их престиж. Именно среди негосударственных вузов чаще встречаются университеты, больше похожие на конторы по продаже дипломов. Их логика — демпинг. Хочешь корочку с минимальными затратами — пожалуйста, но не рассчитывай на знания. В 2000/2001 учебном году в России действовало 965 вузов, в том числе 358 частных. К 2023/24 учебному году осталось 724 вуза, в том числе 227 частных.

Процесс сжатия вузовской системы еще далек от завершения, и здесь важно с водой не выплеснуть ребенка. В стране существует немало крепких вузов, в том числе негосударственных. Например, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов — единственное высшее учебное заведение, учрежденное Федерацией независимых профсоюзов России. Это важный элемент гражданского общества, единственный в своем роде.

В высшем образовании нельзя увлекаться элитарностью, не следует превращать университеты в закрытые клубы. Но девальвация высшего образования еще опаснее — это пустая трата бюджетных денег. Оптимальный формат лежит между этими двумя полюсами. В индустриальной стране, какой является Россия, каждому рабочему месту должна соответствовать определенная вузовская специальность — и связка эта должна очень гибко и точно регулироваться государством. Послевоенное японское экономическое чудо было основано на системе бережливого производства. Его принципы — непрерывное творческое совершенствование процессов, отказ от непроизводительных затрат и стандартизация. Примерно так должна функционировать и связка экономики и образования.

Владимир Литвиненко

 

Спящий лев24.04.25 14:42
Многие университеты воспользовались возможностью поиграть в рынок: численность студентов раздувалась до неприличия, создавались специальности с привлекательными с коммерческой точки зрения названиями при отсутствии возможности обеспечить качественное преподавание. Результат мы знаем из опросов. Причем отрицательные факторы платного приема заметили не только студенты, родители и работодатели, но и сами преподаватели вузов. Почти 70% из них вынуждены были признать, что в вузах с резко возросшей долей платников общий уровень подготовки студентов снизился.

Уровень подготовки снизился даже в тех, кто не раздувал. Вопрос материальной базы ВУЗа и её обновления, вопрос кадров. В рамках конкуренции за доступность многие абитуриенты (их родители) выбирали более доступный (финансово) ВУЗ не смотря на качество его выпускников, а это определяло конкурс и уровень базовой подготовки абитуриентов (их некондиционной заготовки гораздо сложнее, если вообще возможно сделать товар качества "экстра").

Отдельной проблемой являются негосударственные вузы. Парадоксально, но факт: средняя плата за обучение в них ниже, чем в государственных (63,7 тысячи рублей за семестр против 87,7 тысячи). Вывод очевиден: качество образования в государственных вузах, как правило, выше, как и их престиж.

Самый большой парадокс, что далеко не всегда; сильно зависит от отраслей и материально-технической и преподавательской базы ВУЗа. Даже в регионе работы ВУЗа сталкивался, что многие специалисты набираются в коммерческие структуры из негосударственных ВУЗов, а выпускников госвузов практически не берут выталкивая их на госслужбу (как не способных работать в бизнесе в принципе и "заточенных" на чиновничество). К тому же негосударственные ВУЗы были ещё в СССР, а вот то, что расплодилось в 90-е да, в большинстве случаев были способом заработка денег вообще без материальной и преподавательской базы. Еще интереснее посмотреть кто из известных чиновников и руководителей крупных предприятий (не наследников/назначенцев) где получил свое первое высшее образование, и тут вылазит определенное количество старых негосударственных ВУЗов.

Так что пора увеличивать отсев студентов за некомпетентность (независимо от того платный он или бюджетный), да и аттестацию/сертификацию ВУЗов стоит ужесточить, а то некоторые по уровню матобеспечения и подготовки могут и техникуму/колледжу уступить.
NRoss24.04.25 20:34
Высшее образование в современном виде - это далеко не совсем образование.
Если смотреть с технической т.з., то студентика нужно дообучать 2-5 лет на производстве(в лучшем случае). Это хорошо когда умник сам самоорганизуется или есть волшебный пендель в производство. А если нет, то увы и ах.
А потому, кмк., мы сильно увлеклись именно "вышкой". В своё время вышка давала академические знания - вплоть до философии и методологии. Но кто эти предметы реально учил а не мимокрокодил? Отсюда и какчество т.н. вышки.
Это т.н. эффект инфляции знаний. Когда падает качество и одновременно растёт количество. Не удивительно, что работодатели вернулись к приёму 50-ти летних специалистов, ибо младовыпускники не только необразованы, но и, как оказалось, очень трудно обучаемы, к тому же, с завышенным самомением.

Нужно сделать шаг назад, до главенства средне-специального, и уже оттуда плясать. Умудриться при этом не похоронить инженерно-конструкторский штат - это будет целое искусство, ибо с 1960-х инженеров начали гнобить на фоне средне-специальных профессий(причём везде - и в СГА и в России., за искл. "развивающихся" типа Китая). Это отдельная тема, она практически в контексте теории заговора.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!

 Новостивсе статьи rss

» Вопрос Токто остается камнем преткновения: Япония отказалась заправлять следовавшие на авиашоу южнокорейские самолеты
» Разрешенная нефтедобыча ОПЕК+ снизится в первом квартале 2026 года
» Глава Минфина США Бессент заявил, что часть американской экономики в рецессии
» Зеленский сообщил о получении Украиной новых систем Patriot
» Сербия не будет отнимать собственность России, заявил Вулин
» "Кто сошел с ума?" В польском сейме разгорелся скандал из-за Украины
» Россия прекратила энергетическое соглашение с Финляндией по реке Вуокса
» Президент Нигерии встретится с Трампом из-за ситуации с христианами

 Репортаживсе статьи rss

» Денис Мантуров: во главе угла стоит технологическая независимость автопрома
» Reuters: шатдаун правительства США затормозил работу ФБР
» "Красная команда": Что за бандиты ведут масштабные бои с полицией Бразилии
» Гонка вооружений, деятельность НАТО в Арктике и хартия многообразия: О чем говорили на конференции по евразийской безопасности в Минске
» Умный самолет. Супертехнологии определят, каким будет новое поколение российской гражданской авиации
» Пленум ЦК КПК: эффективный рынок с деятельным правительством и снятие ряда генералов с должностей
» Адвокат Густакова: русские не отступятся от своих целей, пока их не достигнут
» Наука и техника идут в разведку

 Комментариивсе статьи rss

» Ставка на прорыв: в каких технологиях Китай хочет установить гегемонию
» Исторические напёрстки:«Царь Бомба» поля боя…
» Внутрисоюзный договор: Словакия поддержит идею антиукраинского блока с Венгрией и Чехией
» США не способны «немедленно» возобновить испытания атомного оружия
» Гонка за сверхзвуком. Почему до сих пор не приняты международные нормы по звуковому удару?
» Зачем США нужны сделки по редкоземельным металлам с разными странами
» Какой эффект экономике даст субсидирование экспорта угля
» Ползучая миссия

 Аналитикавсе статьи rss

» Экономист Лерон: диверсификация доходов стала вопросом финансовой безопасности
» Какие китайские технологии имеют значение для России и что мы предложим взамен?
» Потеряв веру в США, саудовские шейхи и Пакистан изменили мировой баланс сил
» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"