Ливия, ЮАР, Гана и Буркина-Фасо ведут с РЖД переговоры о строительстве и модернизации железных дорог, сообщили «Известиям» в компании. Зайти на этот рынок компания планирует вместе с российскими металлургами, говорят источники в отрасли. Это позволит начать новые проекты по добыче полезных ископаемых, в том числе ключевого для производства микроэлектроники лития, а также бокситов, кобальта, марганца и титана. Связка строительства новых дорог и освоения месторождений важна для перспектив окупаемости этих проектов, подчеркивают эксперты. С кем российским компаниям придется конкурировать на этом направлении и в чем основные риски подобных инвестиций — в материале «Известий». РЖД хочет зайти в АфрикуАфриканский континент обладает огромным потенциалом как с промышленной, так и с логистической точек зрения. Для России это особенно актуально на фоне западных санкций. Интерес к региону активно проявляет РЖД. Общая протяженность железных дорог в Африке — около 70 тыс. км, тогда как в России — 180 тыс. При этом Африка превосходит по площади РФ почти в два раза. Ресурсы для развития логистики очевидны. Россия и сейчас обеспечивает стабильное грузовое сообщение с регионом, доставляя товары к портам Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна, откуда они идут в Африку. В частности, так попадает в Египет, Алжир, Кению, Нигерию и ЮАР российское зерно. В 2025 году таким способом было доставлено 8 млн т зерновых грузов. Расширение железнодорожного сообщения, безусловно, откроет еще большие возможности. По сути, можно говорить о продолжении перспективного для РФ транспортного коридора «Север – Юг», который активно развивается по мере подключения новых партнеров. РЖД изучает возможные инфраструктурные проекты сразу в нескольких африканских странах. — Вопросы возможности строительства и модернизации железнодорожной инфраструктуры в Буркина-Фасо, Гане, ЮАР, Ливии находятся в проработке, идет переговорный процесс, — сказали «Известиям» в компании. Буркинийские власти действительно заинтересованы в модернизации и строительстве железнодорожной инфраструктуры с привлечением российских специалистов из РЖД, заявили «Известиям» в посольстве РФ в Уагадугу. — Переговоры по данному направлению ведутся между профильными структурами двух стран, — сказали там. — Представители РЖД входят в состав российских делегаций высокого уровня, посещающих Буркина-Фасо. При этом в контексте новых проектов речь идет не только о расширении возможностей российского АПК, но и добывающей промышленности. Это в первую очередь связано с намерениями РФ расширить присутствие на месторождениях африканских стран, выяснили «Известия». — Одними из ключевых игроков на этом направлении могут быть российские металлурги. Интерес для них в регионе может представлять добыча титана, лития, урана, бокситов. В Африке много ресурсов, и Россия готова добывать их за рубежом, чтобы не растрачивать свои стратегические запасы, — сообщил «Известиям» источник в транспортной отрасли. — Но для таких проектов нужна инфраструктура, комплексные решения для развития добывающих и транспортных мощностей, строительство и расширение железных дорог. Поэтому РЖД вовлечена в этот процесс. Российские дипломаты в Буркина-Фасо отметили, что «при разработке планов по реализации проектов с российским участием в области добычи полезных ископаемых на территории страны вопросы логистики имеют приоритетное значение» — потому что железные дороги наравне с автомобильными — это основные транспортные пути в стране. — Как представляется, диалог РЖД с российской металлургической отраслью ведется на территории России в рамках обсуждения потенциальных проектов, — отметили в посольстве. А власти Ливии заинтересованы не только в транспортных проектах, но и в совместной с РФ добыче полезных ископаемых, сообщил «Известиям» дипломатический источник. Россия уже пыталась построить железную дорогу в Ливии — еще при Муаммаре Каддафи, однако из-за разразившейся гражданской войны план реализовать не удалось. Привлечение металлургов к транспортным проектам кажется весьма логичным. ЮАР и другие страны региона всё же обладают достаточным опытом для управления национальной железнодорожной сетью. В августе в ЮАР решили открыть доступ к железнодорожной инфраструктуре частным операторам. Им выделены маршруты для перевозки топлива, железной руды, хрома, марганца, контейнеров. Поэтому строительство железных дорог как самоцель, без привязки к конкретным добывающим проектам, несет высокие экономические риски и может не окупиться, пояснил «Известиям» директор компании «Терминал Газ», ведущий эксперт Фонда развития несырьевого неэнергетического экспорта Владимир Эскин. Преимущества и риски проектов в АфрикеВ мире растет спрос на критические минералы, необходимые для высокотехнологичных отраслей и развития зеленой энергетики. А контроль над их месторождениями обеспечивает не только экономические, но и геополитические преимущества. В Африке для России выгоднее всего проекты, связанные с разведкой и добычей кобальта, марганца и бокситов, говорит Владимир Эскин. Заняться ими могли бы «Алроса», «Русал» и «Норникель». — Гана — один из лидеров Западной Африки по залежам бокситов. Традиционно интерес российских компаний (в первую очередь РУСАЛ) был сконцентрирован в Гвинее, однако Гану не следует списывать со счетов — эта страна имеет благоприятный деловой климат, налаженную портовую инфраструктуру и не страдает от серьезных вызовов в области безопасности, — уточнил младший научный сотрудник программы «Африка в фокусе российских интересов» ИМИ МГИМО Иван Копытцев. Бокситы используются в черной металлургии, в том числе для создания алюминиевых изделий. В случае с Буркина-Фасо необходима комплексная геологоразведка: на данный момент в стране активно занимаются золотодобычей. Для РФ большой интерес представляет литий, который Россия пока самостоятельно не добывает, — в условиях гонки по электрификации он просто необходим для развития микроэлектроники. Запасы лития, а также марганца сосредоточены в том числе в Гане и ЮАР. Южно-Африканская Республика также богата залежами титана. По ряду позиций доля Африки в мировых запасах ресурсов весьма существенна: более 40% по бокситам, 50% по марганцу и кобальту, также необходимому для производства аккумуляторов. Однако РЖД всё же рассматривает новые бизнес-проекты в Африке с большой осторожностью, говорит «Известиям» источник в транспортной отрасли. Согласование инвестиций существенно осложняет политическая нестабильность на африканском континенте. Ливия до сих пор не может оправиться от серии гражданских войн: периодически там вспыхивают вооруженные конфликты. В Буркина-Фасо то и дело происходят госперевороты. После очередного из них страна вышла из западноафриканского экономического сообщества (ЭКОВАС), хотя до этого 50 лет участвовала в работе объединения. Пожалуй, в этой связке наиболее безопасными для инвестиций остаются Гана и ЮАР. — Расчет на рост товарооборота оправдан лишь при реализации комплексной стратегии, а не точечных проектов. Преимущество здесь не только в краткосрочной финансовой отдаче, но и в долгосрочном доступе к ресурсам и усилении политического влияния. Военное и политическое сопровождение проектов критически важно для защиты инвестиций в условиях высокой конкуренции и нестабильности, — считает Владимир Эскин. В целом у России налажены хорошие отношения с большинством стран Африки, в том числе через поставки зерна, а также военно-техническое сотрудничество. Но дальше возникает вопрос экономической целесообразности, подчеркивает замдиректора центра изучения Африки НИУ ВШЭ Всеволод Свиридов. — Один проект по добыче полезных ископаемых не даст достаточную загрузку для рентабельности новых железных дорог. Нужен более системный подход. Например, РЖД может как оператор участвовать в модернизации транспортных систем, цифровизации управления железнодорожным хозяйством, подготовке кадров. И только на основе этих стратегий они могли бы заходить на рынок в долгосрочной перспективе. Кроме того, строительство трансграничных железнодорожных проектов требует согласования с несколькими странами и сложных схем финансирования, — сказал эксперт. Еще один вариант — это поставки подвижного состава. Этим занимается, в частности, «Трансмашхолдинг». После этого, вероятно, можно будет переходить к полноценному строительству железнодорожных линий. Конкуренты российских компаний в АфрикеПри этом, конечно, не дремлют и конкуренты, особенно на восточном побережье Африки. Например, Китай планирует инвестировать $1,4 млрд в модернизацию железной дороги TAZARA, которая соединяет медные шахты Замбии с портом в Танзании. На западном «орудуют» США: американцы уже вложили более $500 млн в маршрут от Конго до порта Анголы для экспорта меди, кобальта и лития. Ускорить реализацию российских проектов могло бы строительство там плавучих электростанций для энергообеспечения удаленных месторождений. Это значительно повысит привлекательность российских предложений в Африке, заметил Эскин. В последнее время «Росатом» как раз активно занялся этим направлением, но пока в основном в Юго-Восточной Азии, где много островных государств. К 2030 году отечественные ПАТЭС могут полноценно выйти на международный рынок. |