Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Глава Euroclear заявила о готовности оспорить в суде конфискацию активов России
Норвегия отказалась выступать гарантом кредита Киеву из замороженных средств РФ
На Украине запустили процедуру отставки правительства
Первый грузовой поезд из России прибыл в сухой порт под Тегераном
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Магистраль опережающего развития. Зачем в России строится ВСМ
17.11.25 15:33 В России
Высокоскоростные железнодорожные магистрали (ВСМ) стали неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры развитых стран мира. Сложные и затратные на протяжении всего срока реализации, эти проекты порождают ощутимый экономический эффект и формируют новые инженерные компетенции — проекты ВСМ становятся трамплином для промышленного рывка. Как показывает мировой опыт, эффект есть не только экономический, но и социальный, выражающийся в росте качества жизни людей.

Скоростной импульс

К началу 2025 года совокупная протяженность ВСМ в мире превысила 70 тыс. км. Сегодня они действуют в 26 странах. За шесть десятилетий ВСМ превратились в мощный инструмент технологической трансформации транспортных систем. Первая линия появилась в Японии в 1964 году и задала новый стандарт скорости железнодорожного движения. Сегодня лидером по темпам и уровню технологического развития является Китай, где с 2008 года построено свыше 44 тыс. км линий и создана полностью локализованная инфраструктура: от производства подвижного состава до цифровых систем управления движением.

За эти годы в Китае было локализовано производство собственного оборудования и подвижного состава, который сперва поставляли европейские производители. За счет локализации снизились капитальные затраты на создание линий и сократились сроки строительства. Сейчас стоимость строительства ВСМ в Китае почти на 30% ниже, чем, к примеру, в Испании и Франции.

Мировой опыт показывает, что проекты ВСМ становятся катализатором инженерных инноваций и технологического роста. В Японии и Китае они дали импульс развитию машиностроения, материаловедения, энергетики и цифровых технологий. Европейские страны — Франция, Испания, Германия и Италия — сделали ВСМ площадкой внедрения искусственного интеллекта, автоматизированных систем сигнализации, централизации и блокировки, а также зеленых источников энергии.

Китайская модель демонстрирует «максимальный мультипликативный эффект за счет интеграции промышленных отраслей и создания транспортных хабов, объединяющих инженерию, производство и сервис», отмечает управляющий директор рейтингового агентства НКР Дмитрий Орехов. «Но европейские исследования также показывают позитивное влияние на ВВП, трудовую продуктивность, рост новых предприятий и туристических потоков. Японские и французские примеры показывают значительный рост бизнес-активности вдоль маршрута и агломерационный экономический эффект», — добавляет он.

Россия ставит перед собой амбициозную цель — войти в небольшой круг стран, строящих линии для скоростей, достигающих 400 км/ч. Такая сложная задача закономерно дает дополнительный и более мощный импульс для развития промышленности и технологий, стимулируя создавать решения, не имеющие зарубежных аналогов.

Как показывает опыт различных стран, для успешной реализации проектов ВСМ большое значение имеют плотность населения в регионах прохождения линий, контроль затрат и правильная коммерческая стратегия.

Впрочем, финансово-экономическая эффективность не всегда является главным критерием для принятия решения о строительстве ВСМ.

Оптимальной моделью финансирования таких проектов является государственно-частное партнерство. «Использование механизмов государственно-частного партнерства на примере того же Китая позволяет привлечь частные инвестиции на этапе создания линий ВСМ, а также разделить с частным партнером риски на этапе эксплуатации. Это позволяет проектам достигать окупаемости по операционным затратам как в части эксплуатации линий ВСМ, так и в части перевозки пассажиров», — отмечает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

По данным Всемирного банка, несмотря на высокие затраты на создание ВСМ (около $20 млн за 1 км пути в Китае, $30–100 млн за 1 км пути в ЕС), ряд стран продолжает реализацию этих проектов из-за получения значительного социально-экономического эффекта.

Российский путь

Первая российская ВСМ протяженностью около 700 км станет масштабной технологической платформой. Дорога строится с применением ряда инновационных разработок: от безбалластной рельсовой плиты, обеспечивающей устойчивость пути на скоростях до 400 км/ч, до цифровой системы управления движением, использующей искусственный интеллект. Реализация этого замысла мобилизует сотни российских компаний и откроет десятки тысяч высокотехнологичных рабочих мест для инженеров, производственников и IT-специалистов.

Как отмечает аналитик по суверенным и региональным рейтингам «Эксперт РА» Кирилл Лысенко, сложные инфраструктурные проекты служат катализатором для технологического рывка в смежных отраслях: машиностроении, энергетике, материаловедении и IT. Таким образом, создается современная технологическая экосистема, конкурентоспособная на мировом рынке.

ВСМ трансформирует логистическую и производственную структуру десятков субъектов федерации, которые будут интегрированы в единую высокотехнологичную систему. Это обеспечит российским производителям улучшенный доступ к рынкам сбыта и стимулирует рост объемов производства, а для страны в целом закрепит роль ВСМ как ключевого инструмента технологического суверенитета и новой фазы индустриального развития.

Российский проект ВСМ способен дать мощный толчок технологическому развитию и локализации производства современного железнодорожного оборудования, как это было в Китае.

«Масштабное строительство высокоскоростных линий стимулирует развитие машиностроения, энергетики, металлургии, строительной индустрии и цифровых технологий. В Испании программа AVE вывела национальных производителей на новый технологический уровень. Для России ВСМ может сыграть аналогичную роль», — говорит Кирилл Лысенко.

Инновационное инженерное решение проекта — безбалластная рельсовая плита, созданная группой «Нацпроектстрой». В отличие от традиционных шпал и балласта, она выдерживает экстремальные нагрузки и перепады температур на скоростях до 400 км/ч и обеспечивает повышенную устойчивость пути. Причем по ключевым параметрам она превосходит зарубежные аналоги. Для ее производства строятся два завода в Новгородской и Тверской областях мощностью свыше 150 тыс. сборочных единиц в год.

Специально для высокоскоростной магистрали ЕВРАЗ совместно с РЖД разработал рельсы, способные выдерживать скорости до 400 км/ч. Они отличаются исключительной стабильностью геометрии и прямолинейностью, что позволяет обеспечить плавность хода на высоких скоростях. Ключевые элементы для поездов, включая силовые приводы, передаточные механизмы, преобразователи тока и тормозные системы, выпускаются в кооперации РЖД и холдинга «Синара». Производство кузовов вагонов для первых составов уже развернуто на предприятии «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме.

Система диспетчеризации ВСМ включает в себя элементы искусственного интеллекта. Ее «мозг» — отечественная система управления движением поездов, которая обеспечивает предиктивную диагностику и оптимизацию энергопотребления.

Экономический эффект

По данным Центра экономики инфраструктуры, от реализации первого этапа ВСМ ожидается прирост ВВП в 10,5 трлн руб. Совокупный эффект для бюджетов за период стройки и 20 лет эксплуатации составит 2,7 трлн руб. для федерального бюджета и 1,4 трлн руб. для регионов.

По оценке Дмитрия Орехова, перевод пассажирских перевозок на ВСМ «высвобождает существующие железнодорожные пути для грузового движения, увеличивая грузооборот на 30 млн тонн в год». По его словам, «каждый рубль, вложенный в инфраструктуру ВСМ, приносит до 3,5 руб. прироста ВВП в смежных отраслях».

Создание ВСМ аккумулирует передовые инженерные кадры России и закладывает базу для качественного роста национальной школы транспортного машиностроения.

К 2050 году протяженность сети ВСМ в России должна составить 4,5 тыс. км и охватить ключевые направления: московско-петербургское, восточное, южное и международный маршрут до Минска.

Опыт реализации ВСМ создает фундамент для экспортного потенциала российских технологий, устойчивых к экстремальным климатическим условиям. Проект объединяет инженерию, цифровизацию и промышленное производство, становясь символом технологического суверенитета и новой фазы индустриального развития страны.

 

Аббе, RU17.11.25 15:52
Пока что это не более, как макет. Чем то важным станет после начала работы трассы "Мурманск-Петербург-Москва-Черноморское побережье"
плюс "Петербург-Москва-Красноярск"
Первый - на летний отдых с Севера на Юг.
Второй - замыкание всего, что западнее Енисея на Европейскую часть России. С гарантиями отправления в отличие от самолётов с зависимостью от погоды.
Если смогут держать среднюю на маршруте скорость в 150 км/час и поток в три поезда в час - почему бы и нет?
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!

 Новостивсе статьи rss

» Писториус сделал заявление о войне с Россией
» Франция и Германия могут отказаться от проекта истребителя FCAS, пишут СМИ
» Bloomberg: новые санкции против России привели к росту цен на топливо в США
» Conversation: ЕС не отдает Киеву активы РФ, чтобы сохранить отношения с Москвой
» СМИ: Швейцария добилась снижения пошлин от США необычным способом
» В Финляндии начались военные учения недалеко от границы с Россией
» Маск заявил, что его робот-гуманоид Optimus уничтожит бедность
» Трамп поддержал идею ввести санкции против торговых партнеров РФ

 Репортаживсе статьи rss

» Стартует экспедиция "Русская Антарктика - под созвездием Южного Креста"
» Снайперы выходного дня. Как европейские туристы ездили на Балканы на "человеческое сафари"
» Инъекционные чипы от MIT позволят лечить болезни мозга без хирургического вмешательства
» Антон Алиханов - о новых форматах торговли, винной карте ресторанов и "русской полке"
» Андрей Черновол: создание базы ВМС России в Судане поставлено на паузу
» Боевой подсчет: математическая модель предскажет сценарий развития военного конфликта
» "Посейдон" и "Буревестник" с ядерными двигателями: Что у них общего и как это работает
» В РФ готовится масштабное обновление портов

 Комментариивсе статьи rss

» Магистраль опережающего развития. Зачем в России строится ВСМ
» Сирийский генерал-«мясник» работал на три страны, но ему никто не помог
» Безопасность превыше эффективности. Как меняется глобальная внешняя торговля
» Война с картелями не смогла уменьшить наркотрафик в США
» L’Antidiplomatico: ЕС будет выдавать украинских беженцев Киеву через Интерпол
» Разгром «смотрящих»: Украину сотрясает крупнейший коррупционный скандал
» Ради чего Венгрия пошла на атомную сделку с США
» Опередить Израиль: Пентагон задумался над передачей Саудовской Аравии самолетов F-35

 Аналитикавсе статьи rss

» Экономист Лерон: диверсификация доходов стала вопросом финансовой безопасности
» Какие китайские технологии имеют значение для России и что мы предложим взамен?
» Потеряв веру в США, саудовские шейхи и Пакистан изменили мировой баланс сил
» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"