Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Путин рассказал о ключевых целях внешней политики России
Путин выступит с речью на встрече с иностранными послами, рассказал Песков
Иран закрыл свое воздушное пространство
Трамп заявил, что США готовы продавать России нефть
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Нестабильный мир и ядерная война в Европе. Политолог Пророк о макрозонах
17.01.26 02:12 Европа: тенденции

"В прошлом Трамп несколько раз избежал прямой вооруженной конфронтации: он отправил и вернул американские авианосцы от берегов Северной Кореи, ответил ракетами на обвинение Сирии в применении химического оружия, но не разрушил на самом деле никакого производства. В Венесуэле он "выкрал" президента Мадуро, тем самым избежав, как и в случае Северной Кореи и Сирии, вооруженного вторжения, к которому его многие подталкивали", — говорит политолог и философ Владимир Пророк. По его словам, проявлением деглобализации является формирование макрозон, что мы сейчас и наблюдаем.

Parlamentni listy: Разделение территорий на зоны влияния Соединенных Штатов Америки, Российской Федерации и Китая, то есть держав с авторитарными правителями. Скажем, американское издание New York Times писало об этом еще полгода назад и продолжает публиковать подтверждения. Действительно ли это происходит?

Владимир Пророк: Нынешняя ситуация — это реакция на провал глобализации, о которой говорят с 70-х, 80-х годов ХХ века. Благодаря распространению новых технологий и универсальных, так называемых западных ценностей глобализация должна была принести процветание всему миру. Однако, как выяснилось, прибыль от глобализации оседает в основном в карманах финансовой олигархии и транснациональных корпораций, и не только на периферии капитализма, но и в развитых странах, за редким исключением, углубляется социальная пропасть между людьми. Кроме того, так называемые универсальные ценности уничтожают ценности традиционные в неевропейских странах, а в развитых государствах доминирующее место занимают ценности ЛГБТ* и зеленой повестки в ущерб социальным ориентирам широких масс.

Ответом на это стала деглобализация, одним из проявлений которой является формирование макрозон, образующихся вокруг экономически и технологически сильных государств, таких как Соединенные Штаты Америки, Россия, Китай, а также Индия (а Дональд Трамп говорит еще и о Японии). Но возникновение макрозон не влияет на первопричину нынешних проблем: новые технологии не создают рабочие места, и система, основанная на преумножении прибылей, не может расширяться до бесконечности. Предупреждением должно было послужить исчезновение рабства и феодализма в прошлом.

— Но если говорить о теории разделения мира, то в лучшем случае НАТО перестанет быть угрозой, Украину поделят пополам, а прибалтийские страны прекратят существование. Как вы оцениваете такой сценарий?

— НАТО есть порождение двуполярной модели международных отношений, конфликта западного мира и коммунистических режимов Восточной Европы. С этой точки зрения Североатлантический альянс — пережиток. После возникновения макрозон существование НАТО в ее сегодняшнем виде будет нецелесообразным, поскольку США в основном сосредоточены на Южной Америке, а Западная Европа из-за "большой перезагрузки" и "Зеленого курса" уже лишилась тяжелой и химической промышленности, которые необходимы для поддержания обороноспособности европейской части Североатлантического альянса. Вопрос, что будет с государствами на границе между макрозонами. Присовокупят ли их индивидуально к ближайшей макрозоне, или эти государства смогут объединиться и создать противовес большим игрокам?

Пока Украина ближе всего к первому сценарию, так как польско-британский проект "Трех морей" натолкнулся на интересы России и США. Государства Центральной Европы и Прибалтики могут попытаться создать улучшенные варианты Австро-Венгрии, но могут возникнуть проблемы из-за разного исторического опыта этих стран и недостатка собственных источников, которые обеспечили бы им экономическую и социальную стабильность.

— "Это дело Си Цзиньпина, как он поступит с Тайванем", — сказал Дональд Трамп, отметив, что надеется: Си Цзиньпин не сделает ничего. Но не "приглашение" ли это к фактическому объединению Китая?

— США под руководством Дональда Трампа стараются сформировать собственные макрозоны и стремятся ограничить влияние Китая и России в Южной Америке. Поэтому Трамп предлагает этим странам расширить их сферу влияния, тем самым отвлекая их внимание. Также он делает все для того, чтобы их ослабить и тем самым осложнить им создание собственных макрозон. Санкции против Российской Федерации, договоры с Украиной о поставках вооружений, захват танкеров, пошлины на китайские товары, блокировка экспорта чипов в Китай и другие меры — это часть американской стратегии. То, что Трамп отнес Японию к странам, которые могут создать собственные макрозоны, это попытка помешать присоединению Тайваня к Китаю.

— Соединенные Штаты Америки во главе с Трампом нанесли удар по Венесуэле, захватили ее президента с женой, а теперь намереваются купить Гренландию и расширяться дальше. Каким может быть следующий шаг?

— США, а точнее силы, стоящие за Трампом, отвергли политику "глубинного государства", которая противоречила интересам США (успешно конкурировать с Китаем и благосостояние для рядовых американцев). Трамп предложил политику возрождения США и реиндустриализации, а для этого ему нужно сформировать собственные макрозоны.

На первом этапе была идея вытеснить Китай из Юго-Восточной Азии, но не получилось, так как США не способны конкурировать с дешевыми китайскими товарами. Альтернативой становится Южная Америка, где, однако, из-за слабого среднего класса нет покупательной способности, но зато там есть нефть, золото и редкоземельные металлы, а значит, на их перепродаже США могут заработать. Первой жертвой стала Венесуэла, в которую инвестировали Россия и Китай, конкурируя таким образом с США, которые отстаивают свое право располагать богатствами Южной Америки, ссылаясь на доктрину Монро 1823 года.

У Дональда Трампа, представляющего консервативные силы США, специфичный образ мышления. Он чистый прагматик и оценивает факты сообразно их полезности с точки зрения декларируемых целей. Будучи бизнесменом, Дональд Трамп стремится прежде всего к экономической прибыли, а как типичный американец он мыслит, как игрок в покер: он привык блефовать и надеяться, что противник ему поверит. В прошлом Трамп несколько раз избежал прямой вооруженной конфронтации: он отправил и вернул американские авианосцы от берегов Северной Кореи, ответил ракетами на обвинение Сирии в применении химического оружия, но не разрушил на самом деле никакого производства. В Венесуэле он "выкрал" президента Мадуро, тем самым избежав, как и в случае Северной Кореи и Сирии, вооруженного вторжения, к которому его многие подталкивали. Пока ничто не говорит о том, что США смогут полностью подчинить себе Венесуэлу. Сопротивление действиям Трампа растет не только в мире, но и внутри Соединенных Штатов Америки. Поэтому что будет дальше, зависит от степени рациональности элит США и уровня сопротивления политике Трампа.

— Похоже, будто державы обозначили "колышками" свои участки, словно золотодобытчики в Клондайке… Может ли мир быть "трехполярным"?

— У нынешних держав есть общий враг, и это глубинное государство, стремящееся ликвидировать современные государства, которые мешают ему преумножать прибыль. Вместе с тем формирование макрозон сопряжено с проблемой их границ. То есть в некоторых регионах возникнут разногласия, ведь всем нужны ресурсы.Санкции США против Российской Федерации, захват танкеров и ограничение поставок сырья из Китая указывают на конфликтные сферы. Кроме того, в игру вступила Индия и другие государства, которые не хотят подчиняться зачастую неоколониальным порядкам. Таким образом, мир не будет трехполярным, да и стабильным тоже.

— Значит, права человека, право на самоопределение и международное право уходят в прошлое. Власти живут по закону джунглей, по сравнению с которым закон из "Книги джунглей" Киплинга — идиллия . Насколько это может пошатнуть доверие людей к западному миру, к демократии?

— Концепция прав человека, право на самоопределение и международное право появляются в процессе формирования капитализма. Их соблюдение всегда зависело от заинтересованности определенных акторов. Если им было выгодно, они не соблюдали эти права, особенно когда имели дело с более слабыми. Политика Дональда Трампа обнажает скрытую суть западного общества, связанную через прошлое с рабством, неоколониализмом, а сегодня — с политикой управляемого хаоса. Исключение ли Дональд Трамп? Европейский союз декларирует демократические права, но и они работают избирательно. На несоблюдение языковых и религиозных прав на Украине и в Прибалтике ЕС смотрит сквозь пальцы, потому что это форма обороны от России. Так универсальны ли эти права, или их поддержка обусловлена целесообразностью? Люди рано или поздно начнут задаваться вопросом, есть ли альтернатива этому лицемерию…

— А европейские политики либо молчат о конфликте на Украине, либо вяло протестуют, но это одно и то же. Похоже, Европа действительно собирается стать периферией мира. Вы так не думаете?

— Проблема Европы в "большой перезагрузке", в центре которой зеленая повестка. Украина — это отдельная проблема. С помощью большой перезагрузки Европейский союз хотел вырваться в авангард развития новых, экологически чистых технологий и стать примером нового типа развития, связанного с устойчивым ростом. Однако эту стратегию отвергли как менее развитые страны, которые тогда никогда не догнали бы экономику Запада, так и США, которые в последние десятилетия теряют свое положение гегемона. Кроме того, более экологичные технологии начал производить Китай, чье производство дешевле.

На практике это вылилось в деиндустриализацию Европейского союза, рост долгов и снижение уровня жизни в государствах ЕС. Последней каплей стала неограниченная помощь Украине. Брюссель надеялся, что под грузом войны Россия наконец-то рухнет и оплатит Европе расходы на поддержание Украины на плаву. Парадокс в том, что вооруженный конфликт на Украине сначала раздули США, которые теперь от него отстраняются, поскольку Вашингтону нужно укрепить свою позицию в Тихоокеанском регионе, где он конкурирует с Пекином. Сегодня европейские элиты уже глубоко увязли и не могут выбраться из украинского конфликта, ведь общественность с них спросит, почему ей врали и кто понесет за это ответственность. Но теперь логика событий подводит Европейский союз не к "периферийности", а к ядерной войне. Вопрос, когда удастся переломить эту тенденцию.

*запрещенная в РФ экстремистская организация, прим. ред.

Ян Рихетски

 
17.01.26 02:12
ТЕС: идеологическая повестка стала главным приоритетом Еврокомиссии на 2026 год

ЕС объявил климатическую и гендерную политику приоритетом на 2026 год, пишет The European Conservative. Несмотря на целый комплекс экономических, внешнеполитических и социальных проблем, Брюссель продолжает ставить во главу угла идеологическую повестку, указывает автор статьи.

Брюссель уделяет особое внимание гендерным вопросам, разнообразию и обезуглероживанию, а стратегические и социальные проблемы Европы откладывает в долгий ящик.

Европейская комиссия только что обнародовала свои политические приоритеты на 2026 год — и едва ли их можно обосновать рационально. В международном контексте, где довлеют войны, геополитическое соперничество, энергетическая нестабильность и внутренний разлад, Брюссель вознамерился с удвоенной энергией воплощать в жизнь идеологическую повестку, напрочь оторванную от суровой материальной реальности, с которой сталкиваются простые европейцы.

Если основная часть мира переходит на всё более прагматичные позиции в вопросах внешней политики, обороны и экономического суверенитета, то Европейский союз, наоборот, старательно выстраивает свою деятельность вокруг климатической и гендерной идеологии.

Контраст разителен и говорит сам за себя. Европейская комиссия оставила без внимания вопросы, имеющие центральное значение для повседневной жизни и стратегической стабильности континента: конфликт на Украине, зависимость от российского газа, дороговизну жилья, безработицу и зреющие социальные разногласия. Вместо этого приоритеты на 2026 год сводятся к набившим оскомину идеологемам, расплывчатым и политизированным: "демократия и европейские ценности", гендерное равенство, права ЛГБТ*, ускоренное обезуглероживание, безопасность в интернете и "зеленое" финансирование. Вывод очевиден: структурные проблемы отодвигаются на второй план ради повестки дня, ориентированной на культуру и идентичность.

Такой подход — едва ли случайность. Он в точности отражает представленные председателем Комиссии Политические директивы на 2024-2029 годы, которые закрепляют преемственность "Зеленого курса", углубление политики равенства и разнообразия и воинственную трактовку "защиты демократии" — под этим термином все чаще понимается контроль над общественными дискуссиями и цифровыми пространствами.

Под лозунгом борьбы с дезинформацией и экстремизмом Брюссель усиливает привычные меры против средств массовой информации, социальных сетей и алгоритмов, тщательно увиливая при этом от сколь-либо серьезных дискуссий о подлинном плюрализме и свободе выражения мнений.

В то же время во главе угла по-прежнему стоит проблема перемены климата — вопреки всем вытекающим из этого экономическим и социальным издержкам. Еврокомиссия настаивает на ускорении процесса декарбонизации и углублении "Зеленого курса" — несмотря на то, что европейская промышленность стремительно теряет конкурентоспособность, средний класс борется с дороговизной энергоносителей, а ключевые страны за пределами ЕС безоговорочно стремятся к энергетической безопасности и экономическому росту. Официальная риторика по-прежнему рассуждает о "справедливом переходе", однако реальность такова, что нормативные акты, которые несправедливо карают фермеров, малые и средние предприятия и стратегические отрасли промышленности, продолжаются копиться.

Тот же подход мы наблюдаем в области идентичности. Активное насаждение гендерной политики и ЛГБТ*-идеологии подается непреходящим приоритетом, не подлежащим обсуждению в ходе демократических дебатов на уровне стран-членов. Речь давно уже идет не о гарантии основополагающих прав — с ними как раз мало кто спорит — а о навязывании особого антропологического и культурного взгляда под видом неоспоримого европейского консенсуса. Этот идеологический дрейф не только не способствует сплоченности, но и разжигает недовольство общественности и льет воду на мельницу тех, кто считает, что ЕС оторван от проблем реальных семей — особенно в разгар беспрецедентного демографического кризиса.

Все это происходит на этапе, когда сама Европейская комиссия недвусмысленно признает серьезность международной ситуации и необходимость наращивать инвестиции в оборону и безопасность. Стратегические документы подчеркивают шаткость мирового порядка, миграционное давление и внешние угрозы, однако эти признания беспардонно затмеваются совершенно иной иерархией приоритетов — и в реальности им отводится лишь второстепенная роль.

В результате мы имеем поистине шизофреническую европейскую политику: риторика о геополитической катастрофе причудливым образом сочетается с упражнениями в социальной инженерии и максималистскими целями по борьбе с изменением климата.

Хавьер Вильямор — испанский журналист и аналитик. Живет в Брюсселе и освещает вопросы НАТО и ЕС в журнале The European Conservative. Имеет более чем 17-летний опыт работы в области международной политики, обороны и безопасности. Также работает консультантом, предоставляя стратегическую информацию о мировых делах и геополитике

* Движение признано экстремистским и запрещено на территории России

Хавьер Вильямор (Javier Villamor)


English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Что осветила павшая звезда Мадуро?
» С Новым Годом!
» О "ловушке РКН"
» Разведпризнаки образа будущего
» Почему Америка расхотела воевать с Россией?
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)

 Новостивсе статьи rss

» Командующий «Западом»: Купянск полностью перешел под контроль российских войск
» Цены на газ в Европе установили рекорд впервые с июня 2025 года
» Китайские ученые разгадали возможный ключ к пониманию темной материи
» Израиль сообщил о скором ударе США по Ирану
» СМИ назвали возможную стоимость линкора нового класса «Трамп»
» Тимошенко назвала режим Зеленского фашистским
» Уиткофф перечислил четыре требования США к Ирану, пригрозив альтернативой
» Суд в Париже отменил решение по иску Ахметова к России по активам в Крыму

 Репортаживсе статьи rss

» Валерий Половинкин: Россия уже сегодня способна противостоять украинским дронам и разведке НАТО в Черном море
» Россия получила четыре повода для гордости за свою авиацию
» В Южной Корее появился доклад о тайных агентах Сеула, которых забыло государство
» Трамп дал интервью телеканалу Fox News: главное из заявлений президента США
» Союзник шейхов ОАЭ провалил войну и сбежал из Йемена
» Погоня в океане: США захватили танкер под российским флагом
» В гости к пингвинам: ученые из СССР внесли огромный вклад в исследования Антарктиды
» Ровно полвека назад Венесуэла национализировала нефтедобычу. Трамп хочет всё вернуть на исходные позиции

 Комментариивсе статьи rss

» Нестабильный мир и ядерная война в Европе. Политолог Пророк о макрозонах
» Чадаев: Про войну
» Рынок нефти кардинально не изменился: Зачем США нападают на танкеры в Атлантике на самом деле
» Почему захват нефтяных ресурсов Венесуэлы может обернуться стратегической ловушкой для США
» Россия поразила цели на Украине с помощью «Орешника». Что пишут СМИ
» Притязания Трампа на Гренландию поставили перед Европой сложный вопрос
» В Минтрансе РФ прокомментировали захват нефтяного танкера «Маринера»
» Эксперт: США не смогут взять под контроль Латинскую Америку

 Аналитикавсе статьи rss

» По ком звонит европейский колокол?
» ИМЭМО РАН: Пашинян тратит все силы на зачистку политического поля перед выборами
» Запад отказался от военной победы над Россией. Теперь ставка — на переворот
» Атака США на Венесуэлу: карибский фактор нефтяной интервенции
» «Вчерашняя война» уже завтра. Черная полоса Ирана продолжится в новом году
» Игра на нервах: зачем Китай проводит масштабные учения вокруг Тайваня
» Газопровод, о котором забыли. Почему молчание Берлина по “Северным потокам” назвали суицидальным курсом
» Россия взяла под контроль главную проблему в экономике
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"