"С конца прошлого века Китай стал  неоспоримым источником помощи иностранным государствам, спонсируя все -  от зданий оперы в Алжире до табачных ферм в Зимбабве", - пишет автор  внешнеполитического блога The Washington Post Адам Тейлор.
"Однако попытайтесь найти всеобъемлющие данные  об этих проектах, и вам, скорее всего, это не удастся. Китай относится к  помощи иностранным государствам как к государственной тайне,  отказываясь сотрудничать с международными организациями, которые  пытаются координировать и вести учет иностранных фондов развития.  Отчасти в связи с этой нехваткой информации в глазах западных критиков  Китай приобрел репутацию "непредсказуемого спонсора" - осыпающего  деньгами нелиберальные режимы, чтобы выкачивать из них сырье для  собственного экономического развития", - говорится в статье.
 
"Амбициозный новый проект, результаты которого  опубликованы на этой неделе, оспаривает эти представления, предлагая  первый в мире глобальный массив данных о расходах Китая на развитие  зарубежных стран в 2000-2014 годах", - пишет Тейлор.
Исследование лаборатории AidData из Университета  Вильгельма и Марии (США) дает представление о растущем финансовом  гиганте, бросающем вызов даже крупнейшим странам-донорам. Так, в  указанный период Китай выделил финансовую помощь в размере 354,4 млрд  долларов, что не сильно уступает 394,6 млрд, выделенным США. В некоторых  странах два государства выглядели как конкуренты, причем Китай иногда  превосходил США, становясь главным спонсором, сообщает издание.
"Китай хорошо известен как спонсор ряда  государств с недобросовестным управлением, таких как Венесуэла, Ангола,  Иран и Пакистан, - говорит Дэвид Доллар, бывший экономический  представитель Минфина США в Китае. - [Тем не менее], это  уравновешивается значительным объемом займов странам с достаточно  хорошим государственным управлением - это Бразилия, Индия, Индонезия,  государствам Восточной Африки. Выдача займов Китаем, как представляется,  не определяется государственным управлением".
"Массив данных позволяет предположить, что  оказание Китаем помощи в основном мотивируется двумя интересами: уровнем  потребности в ней принимающего государства и более широкими  внешнеполитическими целями Китая. Исследователи AidData обнаружили, что  африканские страны, голосующие вместе с Китаем в ООН, получают в среднем  86% помощи из Пекина", - передает автор статьи.
 
Интересы Китая при этом могут иметь  "политический, коммерческий или даже репутационный характер", считает Юн  Сун, эксперт Центра Стимсона в Вашингтоне.
Исследование AidData показало: когда китайское  финансирование аналогично официальной помощи в целях развития, это  усиливает экономический рост в принимающих странах так же, как и  западная помощь. Темпы экономического роста стран, получивших помощь из  Китая, аналогичны темпам роста, обусловленным помощью от США и  Организации экономического сотрудничества и развития (и заметно выше,  чем в случае помощи Всемирного банка), отмечает Тейлор.