Иран заявил об уничтожении целей в Израиле и завершении операции
Иран выпустил десятки беспилотников в сторону Израиля, сообщили СМИ
Физики нашли новые подтверждения существования «пятой» фундаментальной силы
22.11.19 12:46 Наука, техника, образование

По существующим сегодня представлениям, все многообразие взаимодействий в нашем мире сводится к проявлениям четырех фундаментальных сил: гравитации, электромагнетизму, сильному и слабому ядерным взаимодействиям. Возможно, однако, что ими дело не исчерпано — и еще одна, пока что неизвестная форма взаимодействий позволит объяснить некоторые до сих пор нерешенные проблемы физики.

В 2015 году венгерские ученые сообщили о возможных указаниях на существование такой "пятой силы", обнаруженных в виде аномалий распада нестабильного изотопа бериллия-8. Годом спустя их анализ повторили — и подтвердили — физики из США. А в новой работе Атилла Кразнахоркай (Attila Krasznahorkay) и его коллеги из венгерского Института ядерных исследований (Atomki) приводят дополнительные свидетельства в пользу существования загадочной частицы, условно названной бозоном X17. Об этом они сообщают в статье, представленной в онлайн-библиотеке препринтов arXiv.org.

Сами по себе изотопы бериллия-8 крайне нестабильны, и в экспериментах их получали бомбардировкой лития-7 протонами. Короткоживущие ядра бериллия тут же распадались с испусканием фотона, который, в свою очередь, сразу распадался на электрон и позитрон. Благодаря закону сохранения, угол разлета этой пары частиц тем меньше, чем больше энергия исходного фотона. Как и ожидалось, чем шире угол — тем меньше частиц наблюдали ученые.

Однако на угле величиной около 140° обнаружился внезапный скачок образования электрон-позитронных пар. В статье 2015 года физики не нашли этому иного объяснения, кроме как существование другой, пока неизвестной частицы, распад которой создает такую аномалию. Масса ее должна составлять около 16,7 МэВ, время жизни — порядка десятых миллиардных долей секунды. По предположению ученых, X17 может оказаться калибровочным бозоном — переносчиком пятого, пока неописанного фундаментального взаимодействия.

Стандартный и аномальный распад бериллия-8 / Lucy Reading-Ikkanda, Quanta MagazineСтандартный и аномальный распад бериллия-8 / Lucy Reading-Ikkanda, Quanta Magazine

Стандартная модель современной физики элементарных частиц связывает каждую из фундаментальных сил с соответствующими калибровочными бозонами: глюоны — для сильного, фотоны — для электромагнитного и так далее. Взаимодействие, за которое может быть ответствен бозон X17 (цифра соответствует массе частицы — примерно в 33 раза тяжелее электрона), пока не известно. Тем не менее венгерские ученые еще раз подтвердили его существование в новых экспериментах.

На сей раз авторы обратились к испусканию электрон-позитронных пар возбужденными ядрами гелия, происходящем при их возвращении к более низкому энергетическому состоянию. Аномальное количество частиц обнаружилось на углах около 115°, и расчеты также позволили связать этот пик с частицей массой около 16,84 МэВ. И хотя до "официального признания" нового бозона Х17 еще далеко, Атилла Кразнахоркай и его коллеги преследуют его с завидным упорством.

Пока их статья еще готовится к отправке рецензентам авторитетного журнала, но нет сомнений, что уже в ближайшее время к анализу этих результатов — и поиску новых свидетельств существования загадочной частицы — подключатся другие команды исследователей.

nikolhaas23.11.19 13:31
Физика высоких энергий себя исчерпала... Строительство дорогостоящих приборов, чтобы забраться в ТэВ-ные области энергии.
А тут, буквально под ногами валяется открытие. На уровне пары десятков МэВ !
Удивлюсь, если им не дадут Нобеля.
vol23.11.19 15:56
" Короткоживущие ядра бериллия тут же распадались с испусканием фотона, который, в свою очередь, сразу распадался на электрон и позитрон"
nikolhaas23.11.19 23:09
> vol
Эйнштейн перевернулся в гробу...
Что конкретно не устраивает?
_STRANNIK23.11.19 23:22
> nikolhaas
> vol
Эйнштейн перевернулся в гробу...
Что конкретно не устраивает?
Формулировка дурацкая. Не распадается он. А порождает (обладая определенной энергией) электрон-позитронную пару из физического вакуума...Вблизи атомного ядра...
nikolhaas24.11.19 00:32
Верно. (зачем подсказывать? :)) Научного редактора нет. Вечный студент писал.

Однако сам эффект интересный. 7 сигма - это серьезная заявка. Удивительно, что никто до сих пор эту Х17 не заметил. Энергия смешная.
Аббе24.11.19 11:21
Историки должны завидовать физикам. И ещё больше должны ненавидеть физиков.
Представляете? Физики могут честно заявить, что их знания заведомо не полные. Что добавление "совсем чуть-чуть дополнительных сведений" может перевернуть понимание мира.
Но, попробуй в истории подсказать, что процессы в погибшем Савейском царстве оказали важнейшее влияние на создание Руси - тебя сожрут с *****.
Вот поэтому - физикам можно доверять. А историкам доверять опасно.
Alanv24.11.19 12:05
Физикам доверяют тоже только после независимых повторных подтверждений. В случае истории это хмм... куда как затруднительнее - отсюда и траблы. И не стоит жалеть о них, а то ведь иначе легко не только в Савойское царство, а и в такую фоменковщину влететь с размаху...

А по теме - эффект, действительно (если подтвердится) - крайне интересен. Ещё интереснее, за какое взаимодействие может отвечать такой калибровочный бозон, и, как выше сказали, почему ни действие самой силы, ни X17 не были обнаружены ранее... При таких небольших энергиях она должна бы была проявляться тут и там.
Biv25.11.19 10:56
> Alanv
... При таких небольших энергиях она должна бы была проявляться тут и там.
Или должны быть какие то очень "серьёзные" запреты на возникновение оной. Требованием сохранения квантовых чисел или ещё каких симметрий. Энергии низкие, сейчас все кинутся проверять и найдут скорее всего "косяк" какой в опыте.

» Минобороны Индии раскритиковало предложение оппозиции уничтожить ядерное оружие