Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

В Москве сочли неконструктивным европейский план урегулирования на Украине
Правки, "красные линии" и продолжение работы. Чем закончились переговоры США, Европы и Украины в Женеве
НАБУ рассказало о коррупционной схеме по незаконной продаже морского флота
Путин на заседании Совбеза прокомментировал план Трампа по Украине
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Как изменения климата влияют на развитие Северного морского пути
01.12.20 11:31 В России
Площадь морских льдов российских морей в Арктике сокращается. Уже сейчас в конце лета она колеблется от 200 до 300 тыс. кв. км, что в 4-5 раз меньше, чем в 1980-х годах. Изменение ледовой обстановки является ключевым элементом развития Северного морского пути (СМП), поскольку непосредственно влияет на себестоимость перевозок по этому маршруту.

"В июле этого года был зафиксирован новый абсолютный минимум ледовитости Арктики за всю историю наблюдений, - говорит советник президента РФ, специальный представитель президента по вопросам климата Руслан Эдельгериев. - Ее снижение в морях, где проходит СМП, как облегчит непосредственно доступность и навигацию по данному направлению, так и снизит общие эксплуатационные издержки. Изменение климатической ситуации позволит уменьшить расходы на специальное оборудование, ледоколы, соответствующий экипаж, оснащение береговых объектов. Это не только упростит проход судов через Северный морской путь, но и повысит его конкурентоспособность по сравнению с другими транзитными маршрутами".

В 2019 году по СМП было перевезено 31,5 млн тонн грузов. В 2024 году планируется увеличить трафик до 80 млн тонн грузов, в 2030 году - до 90 млн тонн, а в 2035 году - до 130 млн тонн. Это следует из утвержденной Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года. С 2025 года СМП должен быть доступен круглогодично и в западном, и в восточном направлениях. Последнее особенно важно, поскольку долгое время считалось, что восточный маршрут в зимнее время непроходим. Для решения этой задачи сейчас в том числе создается ледокольный флот.

За 30 лет температура воздуха в районе арктических морей значительно выросла. По данным Росгидромета, рост температуры в районах арктических морей, включая повышение температуры атмосферы в районе Карского моря, составил до 4,74 градуса по Цельсию. "Существует ряд исследований, прогнозирующих полное исчезновение летнего льда в районе Севморпути во второй половине этого века, - говорит Руслан Эдельгериев. - Ученые Университета Гамбурга полагают, что даже при удержании роста глобальной средней температуры приповерхностного слоя атмосферы в пределах 2 градусов Цельсия, что является целью Парижского соглашения по климату, арктический морской лед в летние периоды все равно, скорее всего, исчезнет к 2050 году".

Сейчас в сентябре площадь льда по всему СМП составляет всего 30 тыс. кв. километров, что очень мало, по сравнению с данными конца ХХ века. Например, в 1983 году в восточном секторе Арктики 9 октября был раздавлен сухогруз "Нина Сагайдак", чего сейчас бы произойти никак не могло, рассказал "РГ" заведующий лабораторией долгосрочных ледовых прогнозов и ледового режима "ААНИИ", к. г. н. Александр Юлин.

Зачем же тогда Россия создает мощный ледокольный флот? Ответ на поверхности. Зимой необходимость ледокольной проводки никто не отменял, и без нее навигация в этот период невозможна. Кроме того, Арктика - непредсказуемый регион, и возможно образование ледяных заторов в восточном направлении даже поздним летом. Также нужно принимать во внимание, что крупнейшие порты, где начинают свой путь арктические суда, находятся в морских заливах и устьях больших рек, которые промерзают значительно сильнее открытых вод. И здесь без ледокольной проводки обойтись не получится.

Как ранее заявлял "РГ" зампред правительства - полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, "мы все-таки живем сегодня и не можем сидеть, ждать потепления и ничего не делать. Арктика - это стратегическая для России территория. Она дает нам целый ряд новых возможностей. Будем строить ледоколы, а если потеплеет, накопленные компетенции пригодятся для строительства судов неледового класса".

В связи с таянием арктических льдов возникают и проблемы с погодой. "Площадь открытой воды становится больше, а арктические шторма никуда не делись, - говорит заведующая лабораторией взаимодействия атмосферы и океана Института физики атмосферы, д.ф-м.н Ирина Репина. - Сейчас они стали сильнее и чаще, что сильно осложняет навигацию. С этой точки зрения СМП в последние годы стал значительно опаснее".

Именно поэтому очень важны постоянный мониторинг и прогнозирование климатических изменений и ледовой обстановки в Арктике. Как рассказал Руслан Эдельгериев, для этого используются обширная статистическая база, прямые наблюдения и ледовая разведка. Мониторинг также осуществляется с бортов летательных аппаратов и непосредственно кораблей для дальнейшей передачи информации навигационным службам. Существуют большие возможности для дальнейшего совершенствования этой системы, включая применение беспилотных летательных аппаратов с суши или непосредственно с борта судна, а также использование данных с космических аппаратов.

Среди последних наибольшую ценность представляют спутники, которые могут производить измерения в радиолокационном диапазоне, то есть получать точные данные вне зависимости от времени суток, климатических условий и облачности. В 2021 году для наблюдения за ледовой обстановкой и климатическими изменениями в акватории СМП планируется запуск спутника "Арктика-М", который будет работать в радиолокационном, видимом и инфракрасном диапазонах.

 
01.12.20 11:31
Глава Минприроды: Добыча золота и меди в Арктике вырастет

Анализ двух сотен видов полезных ископаемых, которые можно добывать на территории арктической зоны России, показал, что наиболее перспективные 13 видов. Их разработка возможна в ближайшие 10-15 лет.

Такие сведения привел глава Минприроды Александр Козлов, выступая на международном форуме "Дни Арктики и Антарктики в Москве".

"Арктика - драгоценная шкатулка России, - сказал Александр Козлов. - Там уже сейчас добывают 10% извлекаемой в мире нефти, 25% природного газа. Углеводороды добывают 124 компании, им выдано 589 лицензий. С твердыми полезными ископаемыми работают почти 400 компаний, им выданы больше 700 лицензий. В перспективе 10-15 лет должна вырасти добыча золота и меди, других минералов, необходимых для импортозамещения".

Однако самое важное в развитии деятельности в Арктике - совместить интересы экологии и экономики. Для этого министр призвал рационально использовать природные ресурсы региона. А для этого - продолжать и наращивать научные наблюдения, вести мониторинг таяния вечной мерзлоты, ее влияния на промышленные объекты.

"Все наблюдения должны быть упакованы в одном месте, - продолжил министр. - Для этого Минприроды работает над комплексной системой мониторинга качества окружающей среды в Арктике, которая позволит объединить и обобщить результаты всех исследований".

Чтобы минимизировать негативное влияние человека на окружающую среду, Александр Козлов предложил усилить образование и просвещение в рамках нацпроекта "Экология".

"Нам нужен план, чтобы понять, как сформировать понимание, что экология - это безопасность, заключил Александр Козлов. - Принцип должен быть простой: сохраняй природу и она сохранит тебя".


English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Швеция захотела закупить дальнобойные крылатые ракеты для ударов по России
» Суд удовлетворил иски 12 предприятий Крыма к Украине на 5 млрд руб. за ущерб от блокад
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)

 Новостивсе статьи rss

» СВР: Лондон готовится сорвать мирный план Трампа, чтобы спасти свой ВПК
» Работа по формированию транспортного коридора "Мохэ-Найба" начата
» Польша продолжит вооружаться независимо от ситуации на Украине
» Bild: Города Германии испытывают критический дефицит бюджета
» Европарламент подготовил проект резолюции по созданию "военной Шенгенской зоны"
» Сечин оценил совокупную стоимость природных богатств в России
» Польша провела успешные испытания собственной суборбитальной ракеты
» США при Трампе больше нельзя считать союзником ЕС, заявил Боррель

 Репортаживсе статьи rss

» Его называли французским Филби
» Маршрут исследования: в России хотят разработать 3–5 моделей легких самолетов
» "Страна": Украина столкнулась с серьезнейшими проблемами в работе железных дорог
» Россия стала единственной страной с отдельным павильоном на выставке в Дубае
» Ольга Ускова: «Китай и Россия лидируют в беспилотных технологиях»
» Стартует экспедиция "Русская Антарктика - под созвездием Южного Креста"
» Снайперы выходного дня. Как европейские туристы ездили на Балканы на "человеческое сафари"
» Инъекционные чипы от MIT позволят лечить болезни мозга без хирургического вмешательства

 Комментариивсе статьи rss

» Траектория смерти. Школы Латвии массово переделывают в дома престарелых (Регнум)
» Трамп начал сомневаться из-за испытаний новых российских ракет в Венесуэле
» Мировые рынки обвалились из-за опасений по поводу пузыря в ИИ. Что пишут СМИ
» В Латвии предлагают разобрать железную дорогу в Россию
» ХАМАС выступил против американского плана по Газе
» Два этапа денацификации: о чём рассказывает выставка в Музее Победы
» Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
» Магистраль опережающего развития. Зачем в России строится ВСМ

 Аналитикавсе статьи rss

» Softbank тайно избавился от акций Nvidia, а SEC расследует деятельность OpenAI. Лопнет ли пузырь ИИ?
» Экономист Лерон: диверсификация доходов стала вопросом финансовой безопасности
» Какие китайские технологии имеют значение для России и что мы предложим взамен?
» Потеряв веру в США, саудовские шейхи и Пакистан изменили мировой баланс сил
» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"