Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

НАБУ рассказало о коррупционной схеме по незаконной продаже морского флота
Путин на заседании Совбеза прокомментировал план Трампа по Украине
В Белом доме подтвердили, что Трамп поддерживает новый план по Украине
Герасимов на командном пункте доложил Путину об освобождении Купянска
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Воздушный мост: как в 1943 году планеры спасли партизан Беларуси
07.03.21 13:41 История: факты и документы
На третий год Великой Отечественной войны партизанское движение в Беларуси оказалось на грани уничтожения: охранные части СС и карательные части из коллаборационистов загнали партизан в глухие леса и болота. Бойцы остро нуждались в продовольствии, медикаментах, а также оружии и боеприпасах. Центральный штаб партизанского движения принял решение - организовать воздушный мост. 

6 марта 1943 года на Калининском фронте началась уникальная операция по снабжению партизан силами 3-й воздушной армии генерал-майора Михаила Громова. Миссия спасения была возложена на сформированный городе Киржач Ивановской области 2-й отдельный авиапланерный полк ВДВ, а главным средством доставки грузов стали десантные планеры "Грибовский-29" (Г-11).

Особенно эффективным оказался аппарат конструкции Владислава Грибовского, который кроме пилота мог брать на борт 11 десантников или нести 2400 килограммов груза. Впрочем, иногда в десантном отсеке размещалось даже 16 человек. Г-11 изготавливался из фанеры, ткани и с минимальным использованием металла. Благодаря удачной конструкции и размаху крыльев 18 метров планер мог лететь за самолетом буксировщиком со скоростью 220 километров в час, а в свободном планировании - 146 километров в час. Планер мог взлетать с колесного шасси, а садиться на лыжу, что резко сокращало пробег при посадке.

Вылеты к партизанам проводились по ночам с аэродрома Старая Торопа. Местом назначения стала Витебская область - леса вокруг поселков Селявщина и Бегомль.

"На летном поле самолеты и планеры, словно на параде, были выстроены в ряды на линии предварительного старта. Стальные тросы длиной 95 - 110 метров примыкались концами к замкам на хвостах самолетов и к носам планеров. Замки пломбировались. Если буксировщик не привозил из полета трос или прилетал с нарушенной пломбой, то пилот мог попасть под трибунал "за преднамеренную отцепку планера" , - написали в своих воспоминаниях "Третья воздушная" военные летчики Пантелеймон Анищенков и Василий Шуринов.

Немецкая авиация не могла эффективно противодействовать ночным полетам и пыталась на земле дезориентировать советских пилотов - разжигала ложные костры для посадки, устраивала засады и т.д. Поэтому сразу после приземления и разгрузки планеры Г-11 партизаны сжигали.

Другую смертельную опасностью для планеристов представляли ночные посадки - минимальное количество приборов и малые размеры площадок могли привести к катастрофе. В одной из них погиб опытный летчик-планерист майор Дмитрий Кошиц. В предвоенные годы он был популярен как бессменный комментатор всех воздушных парадов, которые проводились тогда на Тушинском аэродроме в Москве.

Тем не менее воздушный мост действовал. За 12 суток было совершено 96 боевых вылетов. Партизанам были доставлены 150 саперов и диверсантов, 106 офицеров-инструкторов, три тонны медикаментов и четыре тонны взрывчатки, 12 тысяч ручных гранат, 100 противотанковых ружей, 95 минометов, 1900 автоматов, 700 винтовок, а также 95 тысяч патронов.

Кроме того, партизаны получили пять полевых типографий и 16 радиостанций. При выполнении операции из-за невозможности возвращения было потеряно 65 планеров, но почти всех летчиков-планеристов удалось успешно вернуть "на большую землю". Из партизанского района самолетами было вывезено 19 партизан, 800 килограммов ценного груза и два миллиона рублей, собранных населением на постройку самолетов.

В августе 1944-го конструктор Владислав Грибовский за доставку грузов в Беларусь планерами Г-11 одним из первых в Советском Союзе был награжден медалью "Партизану Отечественной войны".

 

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!

 Новостивсе статьи rss

» США в ближайшие дни начнут новый этап операции в Венесуэле
» Киев попытается повлиять на результаты выборов в Венгрии, заявил посол
» В Болгарии прокомментировали планы по созданию новой военной базы НАТО
» Судан рассчитывает на поддержку России в восстановлении страны
» СМИ: ЕС, Британия, Франция и ФРГ примут участие в консультациях по Украине
» Келлог раскритиковал заявления украинского дипломата в ООН
» Кения спустя годы отворачивается от США в сторону Китая
» ХАМАС уведомило США о готовности возобновить боевые действия в секторе Газа

 Репортаживсе статьи rss

» "Страна": Украина столкнулась с серьезнейшими проблемами в работе железных дорог
» Россия стала единственной страной с отдельным павильоном на выставке в Дубае
» Ольга Ускова: «Китай и Россия лидируют в беспилотных технологиях»
» Стартует экспедиция "Русская Антарктика - под созвездием Южного Креста"
» Снайперы выходного дня. Как европейские туристы ездили на Балканы на "человеческое сафари"
» Инъекционные чипы от MIT позволят лечить болезни мозга без хирургического вмешательства
» Антон Алиханов - о новых форматах торговли, винной карте ресторанов и "русской полке"
» Андрей Черновол: создание базы ВМС России в Судане поставлено на паузу

 Комментариивсе статьи rss

» Траектория смерти. Школы Латвии массово переделывают в дома престарелых (Регнум)
» Трамп начал сомневаться из-за испытаний новых российских ракет в Венесуэле
» Мировые рынки обвалились из-за опасений по поводу пузыря в ИИ. Что пишут СМИ
» В Латвии предлагают разобрать железную дорогу в Россию
» ХАМАС выступил против американского плана по Газе
» Два этапа денацификации: о чём рассказывает выставка в Музее Победы
» Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
» Магистраль опережающего развития. Зачем в России строится ВСМ

 Аналитикавсе статьи rss

» Экономист Лерон: диверсификация доходов стала вопросом финансовой безопасности
» Какие китайские технологии имеют значение для России и что мы предложим взамен?
» Потеряв веру в США, саудовские шейхи и Пакистан изменили мировой баланс сил
» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"