Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Комиссия ООН признала действия Израиля в секторе Газа геноцидом
СВР: Евросоюз готовит сербский майдан
Запад может потерять 285 миллиардов долларов при конфискации активов России
НАТО проведет операцию по усилению обороны восточного фланга
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Технология лазерной сварки позволит на четверть облегчить вес самолета
26.11.21 18:41 Наука, техника, образование
Ученые новосибирского Академгородка разрабатывают технологии лазерной сварки для авиастроения. Кстати, выпускать самолеты в городе на Оби начали в годы Великой Отечественной, когда сюда эвакуировали сразу несколько предприятий авиаотрасли. Со временем роль Новосибирска как одного из центров отечественного авиастроения только возросла.

И сегодня на Новосибирском авиазаводе имени Валерия Чкалова изготавливают истребители-бомбардировщики Су-34, ставшие основой боевой мощи российских ВВС. Тут же изготавливают важнейшие узлы истребителя пятого поколения Су-57 и ближнемагистрального авиалайнера "Суперджет-100" (окончательно эти машины собирают в Комсомольске-на-Амуре).

В Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ НЭТИ) готовят инженеров для авиастроения. В Сибирском НИИ авиации имени академика Сергея Чаплыгина конструируют перспективные летательные аппараты и проводят их испытания. А в новосибирском Академгородке разрабатывают новые технологии и материалы для авиакосмической отрасли.

Одним из самых "устремленных в небо" по праву считается Институт теоретической и прикладной механики (ИТПМ) Сибирского отделения РАН имени академика Сергея Христиановича. Здесь давно и плодотворно работают над тем, чтобы отечественные самолеты и ракеты летали быстрее и лучше всех в мире. Занимаются в ИТПМ и перспективными технологиями авиастроения, например лазерной сваркой.

Конечно, сегодня широко используются композитные материалы, но наиболее сложные и ответственные детали, которые могут работать в условиях высоких температур и высоких нагрузок изготавливают из "крылатых металлов" - титана и алюминия. А скрепляют их по старинке - заклепками. Процесс этот трудоемкий и к тому же вредный для здоровья тех, кто этим занимается - слишком сильные шум и вибрация. Кроме того, заклепочная технология утяжеляет конструкцию, что в авиакосмической отрасли очень большой минус. По оценкам экспертов ВНИИ авиационных материалов, замена заклепок на сварку может снизить вес конструкции летательного аппарата почти на четверть!

"Метод заклепочного соединения давно перестал быть технологичным. Сравните: скорость автоматической клепки 0,2-0,3 метра в минуту, тогда как лазерная сварка позволяет сваривать за минуту четыре метра", - поясняет заведующий лабораторией лазерных технологий ИТПМ СО РАН Александр Маликов.

Неудивительно, что ученые уже много лет пытаются заменить клепку сваркой, но пока это не получается из-за того, что сварной шов выходит хрупким. Его прочностные характеристики, по оценкам специалистов, составляют лишь 50-80 процентов от значений исходного сплава. При создании самолета или ракеты это недопустимо.

Поэтому настоящим прорывом стали исследования специалистов ИТПМ СО РАН, позволившие значительно увеличить прочность сварного соединения. Надо отметить, что в этой масштабной работе также принимали участие ученые еще нескольких НИИ Сибирского отделения - химии твердого тела (ИХТТ), ядерной физики (ИЯФ), гидродинамики (ИГ). В этом и состоит ключевое преимущество новосибирского Академгородка.

Ведь специалисты самых разных отраслей знания работают здесь в соседних зданиях, им легко объединять усилия, а настоящие прорывы, как правило, происходят именно на стыках наук.

"При сварке металлических деталей в зоне плавления происходит перераспределение примесей, что приводит к качественным изменениям прочностных характеристик материала, - отмечает старший научный сотрудник ИХТТМ СО РАН Алексей Анчаров. - Он становится менее прочным, более твердым и, следовательно, подверженным быстрому распространению трещин в шовном материале. Наша задача состоит в том, чтобы понять, что происходит в зоне плавления, как перераспределяются примеси, какие они образуют соединения, какие интерметаллические фазы проходят, и отработать те режимы лазерной сварки, при которых все эти негативные процессы не успевали бы развиться.

Для изучения того, что происходит во время сварки титана и алюминия, ученые использовали возможности Сибирского центра синхротронного и терагерцового излучения, расположенного в ИЯФ СО РАН.

"Совместные исследования показали, что применение синхротронного излучения для диагностики создаваемых материалов - насущная необходимость, - отмечает Александр Маликов. - Высокая интенсивность и разрешающая способность источника синхротронного излучения позволили нам на качественно новом уровне понимать, как взаимодействуют сплавы. А ввод в строй Сибирского кольцевого источника фотонов (СКИФ), проект которого реализуется в Новосибирске, улучшит эти возможности в разы. Наша конечная цель - получить сварную технологию, которую можно будет внедрять в авиацию".

Научившись качественно сваривать листы алюминия и титана, исследователи пошли дальше и разработали научные основы технологии лазерной сварки уже алюминиево-литиевых сплавов. Так что самый легкий на свете металл, который нашел сегодня широкое применение в аккумуляторах, в ближайшем будущем тоже станет "крылатым".

 

denkarter26.11.21 18:46
Пиарить надо такие открытия и разработки. Писать на всех порталах о технологиях.

Амеры каждый чих и пук на весь мир трубят для подчёркивания своих достижений.
GSL27.11.21 06:49
Насчет "на четверть" это они подзагнули. И непонятно какой вес самолета они имели ввиду, взлетную массу, массу пустого, массу планера без двигателей и оборудования и т.д. Написали бы "существенно уменьшает вес". Было бы честнее, потому как цифра от лукавого.
киборд27.11.21 13:22
непонятно какой вес самолета они имели ввиду, взлетную массу, массу пустого, массу планера без двигателей и оборудования и т.д.
- "снизить вес конструкции летательного аппарата почти на четверть" - ясно, что именно "птичка без ничего"
Аббе27.11.21 15:56
Недавно проскочила информация про легирование алюминиевых сплавов скандием. Прочность алюминий-магниевых сплавов увеличивается в два-два с половиной раза. И это приближает их уже к титану.
Плотность алюминий-литиевых сплавов около 2,2 грамма на кубический сантиметр. В два раза легче титана. Легирование скандием в размерности 0,1% - сильно улучшает ещё и свариваемость материала.
Получается, что такие сплавы выглядят конкурентоспособными с углепластиками. По крайней мере по ремонтопригодности.
Если смогут и когда смогут сделать сварку алюминия равнопрочной с собственно материалом - технология авиастроения сдинется и сдвинется весьма серьёзно. Четверть массы конструктива, отвечающего за прочность самолёта - это много. Даже если в общей массе самолёта это составит не 25%, а всего то 5-10%, это позволит снизить расход топлива, над чем работают с самого начала авиации.
В уже устоявшийся формат самолёта вставить больше груза на эти самые 10% - мало реально.
А вот выгоды топлива, дальности, скорости полёта, для истребителя ещё и маневренности - это уже важно.
Кто то помнит ключевой момент с Фы-35? Если он взлетает вертикально - он не достигает сверхзвуковой скорости. Расход топлива "или на одно, или на другое".
У России на десятилетия вперёд не будет крупных авианесущих кораблей. Во всяком случае - с полётной палубой в 280 метров. Не по нашим это ресурсам. Остаётся только уменьшать массу взлетающего самолёта и пытаться сделать электромагнитную катапульту. При том первое - вроде бы уже в наших силах.
Дорого, неопределённо дорого, но скандий в России научились получать из "красного шлама". Сплавы с легированием 0,1% уже разработаны. Осталось сделать самолёты литий скандиевого исполнения.
МОЖЕТ быть что то достанется ещё и армии. Броня, облегченная за счёт такого легирования с покрытием какой то высокотвёрдой керамикой. Можно для бронежилетов, можно для БМП.
Реально снаряды она не выдержит. Но, выдержать удар взрывной волны от срабатывания динамической брони - задача уже ближе к реальности.
Будут ли это делать? Бог весть. Но, не попробуем - так и не узнаем, хорошо это, или же плохо.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!

 Новостивсе статьи rss

» Рассекречены документы СВР о планах Лондона бороться против СССР
» В Париже полиция разогнала протестующих слезоточивым газом и дубинками
» Роман Германии с углем затягивается: замены не видно
» Еврокомиссия приостановила финансовую поддержку Израиля
» Дания отказалась приглашать США на военные учения в Гренландии
» ФСБ сорвала убийство главы оборонного предприятия в Санкт-Петербурге
» США запретили "Белавиа" выполнять рейсы в Россию на лайнерах Boeing
» Американские компании инвестируют в экономику Великобритании более $200 млрд

 Репортаживсе статьи rss

» "Новый законопроект изменит саму культуру правосудия". Профессор Гасан Мирзоев - об изменениях в работе адвокатов
» Ирак является одним из ключевых партнеров России в арабском мире и на международной арене
» Демонстрация с силой: какое оружие показали на выставке DSEI-2025
» "Нас воспринимали как преступников". Южнокорейские рабочие вернулись домой после задержания в США
» Регионы юга РФ приступают к массовому севу озимых в условиях засухи и возросших затрат. Обзор
» Антон Алиханов: Россия планирует расширять экспорт вертолетов
» Опубликованы документы о японских планах массовых казней в Маньчжурии
» Стратостат вместо "Старлинка": в России создают альтернативный вариант связи

 Комментариивсе статьи rss

» «Сила Сибири — 2» подыграет Европе: производителям СПГ в США придется отрезвиться
» Почему Европа платит за газ в пять раз дороже, чем США
» SZ: немецкий автопром столкнулся с огромной конкуренцией со стороны Китая
» В США убит американский Данила Багров
» Ближний Восток в ожидании: грядёт вторая фаза войны Израиля против Ирана
» Почему Россия и ОПЕК+ продолжают увеличивать предложение нефти на рынке
» Остров с сокровищами: США продолжают экспансию в Гренландии
» Трампу назло: ЕС решил укрепить сотрудничество с Индией

 Аналитикавсе статьи rss

» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
» Инфраструктура Германии это: разрушенная железная дорога, школы, мосты
» России предрекли сокращение добычи газа
» Меркантильная борьба с украинским православием как архетип украинства
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"