По свежим данным Евростата, во втором квартале текущего года ВВП снизился только в трех странах Евросоюза: Италии (0,1 процента), Германии (0,3 процента) и Финляндии (0,4 процента). У остальных был рост, и в большинстве стран довольно существенный: от 0,5 до 1,3 процента. Однако на долю Германии приходится около четверти общего ВВП ЕС, и состояние ее экономики имеет решающее значение: несмотря на значительный рост в большинстве стран, средний показатель по ЕС прибавил лишь 0,2 процента.
Ведущие экономические институты в Германии еще недавно обещали, что государственные инвестиции в оборонную промышленность выведут страну из кризиса, и ожидали увеличения ВВП на 1,5-1,7 процента по итогам следующего года. Однако этот оптимизм начинает постепенно исчезать. В частности, мюнхенский Институт экономических исследований понизил свои прогнозы роста ВВП в 2026 году с 1,5 до 1,3 процента, умерив также и прежние ожидания прироста по оборонному сектору.
По данным федеральной статистической службы Германии, в июне этого года объем промышленного производства в стране достиг самого низкого уровня с момента пандемии. Выпуск продукции за год сократился почти на пять процентов, прежде всего в машиностроении, фармацевтике, а также пищевой промышленности. От месяца к месяцу иногда проявляется небольшой рост, но разворота общего тренда на снижение пока не видно. При этом промышленные предприятия получают все меньше новых заказов, особенно в автомобильной отрасли, которая по объему все еще остается ведущей и почти в десять раз превышает производство вооружений.
"Наша промышленная база разрушается", – говорит Юрген Маттес из Института немецкой экономики. В надежде сохранить прибыль производители начинают прямо или косвенно переходить в оборонный сектор. Телеканал ZDF приводит пример предпринимателя из Баден-Вюртемберга Петера Ходаппа. Его компания выпускала комплектующие для крупных автоконцернов, но после того, как те отказались от заказов, Ходапп перевел свое производство на выпуск дверей для казарм бундесвера и заводских ворот для оборонных предприятий. "Он надеется, что оборонная промышленность хотя бы частично закроет пробел, образовавшийся в результате автомобильного кризиса", – комментирует такое перепрофилирование телеканал.
Ходапп далеко не единственный, кто надеется получить часть средств, щедро вливаемых в немецкую "оборонку". В отрасль пытаются зайти как мелкие поставщики комплектующих, лишившиеся заказов от гражданской промышленности, так и крупные компании. Из свежих новостей: немецкий химический концерн Evonik запустил отдельную программу выпуска продукции для оборонной и аэрокосмической промышленности, а известный производитель двигателей Deutz приобрел компанию Sobek, разработчика электроприводов и блоков управления для БПЛА.
С точки зрения бизнеса, производство вооружений считается одной из наиболее перспективных отраслей. И те, кто давно на этом рынке, не скрывают своего оптимизма. "Мы определенно были низшей кастой, но теперь все иначе. Надеюсь, это будет продолжаться, и люди поймут, что наша отрасль помогает защитить наше население", – говорит глава оборонного концерна Rheinmetall Армин Паппергер, имея в виду не только прямую защиту, но также новые рабочие места и экономический рост.
Однако в последнее время появляется все больше сомнений, что "оборонка" сможет спасти немецкую экономику. "Нам не следует тешить себя надеждой, что увеличение военных расходов будет сопровождаться двойными дивидендами в виде высокого общего экономического роста", – считает Штефан Коотс из Кильского института мировой экономики. По его словам, оборонная отрасль, конечно, быстро растет, но ее возможности ограничены: максимум, на что можно рассчитывать – это переток в отдаленной перспективе новых технологий из военной промышленности в гражданскую. Но и этот эффект отнюдь не гарантирован, а негативные последствия концентрации на производстве оружия могут быть весьма серьезными. "Не следует питать иллюзий, что все это в итоге будет означать плюс. Это будет стоить всем нам процветания", – говорит Коотс.
Но, скорее всего, не даст вообще ничего: финансовые вливания, по мнению экспертов, приведут не к расширению производства, а к росту цен на оружие. Деньги же в итоге осядут в карманах владельцев и акционеров оборонных компаний.
"Одно можно сказать наверняка: это перевооружение не создаст нового процветания", – соглашается деловая газета Handelsblatt, но при этом призывает не останавливаться, указывая на то, что Германия в ближайшем будущем должна будет взять на себя военное лидерство в ЕС. Газета признает, что военные расходы, которые к 2030 году планируется повысить почти в три раза, до 180 миллиардов евро, придется оплатить обычным немцам, в том числе и ценой своего благосостояния. "Отныне правило: отказывать себе ради вооружения", – пишет Handelsblatt, призывая лишь повысить эффективность производства и закупок, чтобы за эти бюджетные сотни миллиардов немецкая армия могла получить новейшую и самую эффективную военную технику.