Особенностью рынка труда в России является тот факт, что при снижении темпов экономического развития предприниматели не увольняют работников, а маневрируют рабочим временем, отмечает профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. Обычно применяются три варианта - введение административных отпусков, сокращенная рабочая неделя и введение простоя. "Причина в том, что увольнение означает потерю профессионального ядра. При всей разумности такого подхода с точки зрения борьбы за возможность продолжать производство в период увеличения заказов, для работников это снижение доходов и необходимость поиска дополнительных заработков", - уточняет эксперт.
Рост скрытой безработицы несет существенные риски для рынка труда. Тенденция может привести к снижению доходов населения и спроса, а также к долгосрочным экономическим проблемам. Сотрудники на неполной ставке или с сокращенным рабочим днем получают меньший доход. Это напрямую ведет к падению потребительских расходов. Экономика попадает в ловушку слабого спроса, что тормозит рост, подчеркивает генеральный директор агентства КРОС Екатерина Мовсесян. По ее мнению, неполная загрузка и атмосфера неуверенности резко снижают мотивацию и эффективность работников. А значит, производительность труда будет падать.
Для бизнеса "скрытая безработица" также становится тревожным фактором. Компании копят избыточную численность, которая становится финансовым балластом. Когда резервы заканчиваются, наступает волна увольнений. Сокращаются инвестиции в развитие и технологии. "Ключевой задачей властей и бизнеса в текущей ситуации должно стать не просто консервирование занятости, а активное стимулирование спроса и переквалификация кадров под новые проекты, в том числе в рамках импортозамещения и несырьевого экспорта", - уверена эксперт.
На конец прошлого года число людей, оказавшихся в режиме простоя, неполной занятости или под угрозой увольнения, увеличилось до 254 тыс. человек. По данным Института международных экономических связей, наиболее уязвимыми регионами с точки зрения скрытой безработицы остаются промышленные территории - Ярославская, Самарская, Свердловская области, Татарстан и моногорода. В зоне риска - обрабатывающая промышленность, строительство и гостиничный сектор.