Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

СВР: Евросоюз готовит сербский майдан
Запад может потерять 285 миллиардов долларов при конфискации активов России
НАТО проведет операцию по усилению обороны восточного фланга
Центробанк снизил ключевую ставку до 17 процентов годовых
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Иностранный бизнес покидает Китай
24.10.13 19:24 Экономика и Финансы

Иностранные производители перестают считать Китай лучшей площадкой для своих предприятий. Motorola, Apple и другие американские гиганты строят новые заводы на родине. Немецкие компании все больше интересуются возможностями, которые им может предложить Северная Африка. Даже японские автомобильные концерны уходят из КНР. Если тенденция продолжится, лейбл "Made in China" станет чуть ли не редкостью, предрекают эксперты.

Эра мирового господства сделанных в Китае товаров, похоже, заканчивается. Почти 20 лет КНР была огромным цехом по производству всего на свете. В стране, где проживает почти пятая часть населения Земли, за гроши брались за любую работу. Китайские власти поддерживали приход иностранных инвестиций. Это решало проблему безработицы и обеспечивало появление в стране современных технологий. В результате экономика показала колоссальный рост. Сейчас он замедлился, и руководство КНР решило взять процесс под контроль. Некоторые задумки могут негативно отразиться на бизнесе иностранных компаний, отмечает эксперт ИМЭМО РАН, профессор Алексей Портанский:

"Из Китая в последнее время поступали сообщения о готовности руководства приступить к кардинальным изменениям своей экономической стратегии. В частности, Госсовет КНР опубликовал план сокращения избыточных производственных мощностей в целом ряде отраслей промышленности. Дело в том, что в Китае почти полностью исчерпан главный конкурентный ресурс – дешевая рабочая сила, которую в течение длительного времени привлекали из деревень. На этом фоне решение крупных компаний перенести производство в другие страны выглядит абсолютно логичным".

Причина еще в том, что производство становится все более сложным. Чтобы его обслуживать, требуются все более квалифицированные кадры. А они уже осознали свою цену и требуют улучшения условий труда. Несколько забастовок – и вот уже им вынуждены идти на уступки, поясняет заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский:

"В Китае происходит рост заработной платы. Фирмам, которые создают совместные предприятия в КНР, приходится повышать затраты на рабочую силу. Плюс в Китае начали реализовывать реформу социального страхования, что повлекло за собой значительное удорожание рабочей силы на предприятиях на территории Китая".

Сейчас минимальная зарплата в Китае выросла до 80 американских центов в час. В развитых приморских провинциях, где сосредоточена основная часть иностранных производств, заработки рабочих растут еще быстрее. Там минимальная часовая плата уже достигает 1 доллара. В то же время, например на Филиппинах, этот показатель составляет 61 цент – весомый повод для бизнеса, чтобы подумать о переезде туда. Или в Мьянму, Индонезию, Малайзию, Таиланд - Юго-Восточная Азия весьма привлекательна для западных инвесторов. Европейцы, в принципе, еще посматривают с этой точки зрения на Северную Африку. Там себестоимость производства вдвое выше, чем в Китае, но сокращение транспортных расходов и времени на поставку товара нивелируют разницу.

А вот разговоры о полномасштабном возвращении производства в США или Западную Европу вряд ли можно воспринимать всерьез. Конечно, какая-то часть высокотехнологичных производств может быть перенесена туда. К примеру, Motorola открывает завод по выпуску смартфонов в Техасе, Apple на родине решила делать часть линейки компьютеров Mac. Но это не столько желание данных технокорпораций, сколько результат давления властей: дескать, у нас кризис, безработица, нужно поддержать соотечественников. Полностью из Китая западные производители не уйдут. Поскольку там их основной рынок сбыта, подчеркивает эксперт по Дальнему Востоку Андрей Островский.

"Например, возьмем Германию. В Германии большое количество автомобильных компаний. Большая часть этих компаний получает доходы не с европейского рынка, а с китайского. Например, "Фольксваген", "БМВ". "Опель" своевременно не вышел на китайский рынок, в результате несет большие убытки, в то время как "Фольксваген" процветает. Все серьезные автомобильные компании Европы имеют в Китае свои производства. И никуда оттуда уводить их не собираются".

Полностью вывести свое производство из Китая грозятся японцы. Но у них свои причины, так сказать, националистического толка. Обострение проблем в двусторонних политических отношениях и антияпонские настроения в китайском обществе уже привели к тому, что "Хонда" и "Тойота" начали строить заводы в других странах. Когда они выйдут на полную мощность, концерны будут решать, как поступить с производством на китайской территории.

Пугает ли это Китай? Не настолько, как могло бы еще пару лет назад. Во-первых, в любом случае это вопрос не быстрый. Во-вторых, китайцы взяли курс на производство собственных товаров, отмечает замдиректора Российского института стратегических исследований Константин Кокарев:

"Сейчас речь идет уже о том, чтобы заменить лейбл Made in China на Design in China. Китайцы идут к тому, чтобы производить собственные машины, собственную электронику, собственные услуги и так далее. Это уже следующая ступень роста Китая, и она настраивает на определенные раздумья и анализ".

Пока еще исход иностранного производства из Китая не стал четко выраженной тенденцией. Но предпосылки к ней серьезные. Вполне вероятно, что скоро китайские товары станут много дороже и будут реже встречаться, а привычные бренды получат другую прописку. В любом случае за все в итоге заплатит покупатель. 

 

fancer25.10.13 03:45
> OTiondes1954
Вот и пришел конец китайскому пузырю, поматросили его людские ресурсы и бросили, загадив всю экологию, подорвав демографические тенденции. Через несколько десятилетий это будет страна пенсионеров и разрухи, а экономики не будет.
Позволю с вами не согласиться. Просто от модели производства на основе чужих технологий Китай будет (!постепенно!) переходить к модели реализации и продаже своих собственных. А потому и нужно поддерживать высокоинтеллектуальный труд. Посмотрим, как у них это получится.
Useroff26.10.13 23:53
> fancer
Просто от модели производства на основе чужих технологий Китай будет (!постепенно!) переходить к модели реализации и продаже своих собственных.
Ага, вот китайцы и импортирует дизайнеров и инженеров из Европы и США.
И на результатах их труда честно пишут: "Designed in China".
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!

 Новостивсе статьи rss

» Украина показала США потенциальные месторождения по соглашению о недрах
» Туск заявил о нейтрализации дрона над Варшавой
» У Польши нет шансов получить репарации от Германии, заявил Сикорский
» Сотни тысяч жителей Газы покидают дома из-за наступления Израиля
» CNN: большинство американских военных не умеют применять беспилотники в бою
» Европа запросила у «Газпрома» больше газа: Греция меняет СПГ на российское топливо
» Британский МИД не смог доказать факт нарушения Россией границ Польши
» Politico: ЕС не может убедить Турцию отказаться от поставок нефти из России

 Репортаживсе статьи rss

» Ирак является одним из ключевых партнеров России в арабском мире и на международной арене
» Демонстрация с силой: какое оружие показали на выставке DSEI-2025
» "Нас воспринимали как преступников". Южнокорейские рабочие вернулись домой после задержания в США
» Регионы юга РФ приступают к массовому севу озимых в условиях засухи и возросших затрат. Обзор
» Антон Алиханов: Россия планирует расширять экспорт вертолетов
» Опубликованы документы о японских планах массовых казней в Маньчжурии
» Стратостат вместо "Старлинка": в России создают альтернативный вариант связи
» ФСБ опубликовала протоколы допроса командующего Квантунской армией

 Комментариивсе статьи rss

» SZ: немецкий автопром столкнулся с огромной конкуренцией со стороны Китая
» В США убит американский Данила Багров
» Ближний Восток в ожидании: грядёт вторая фаза войны Израиля против Ирана
» Почему Россия и ОПЕК+ продолжают увеличивать предложение нефти на рынке
» Остров с сокровищами: США продолжают экспансию в Гренландии
» Трампу назло: ЕС решил укрепить сотрудничество с Индией
» Федор Лукьянов: Идея "не против Запада, но без него" обретает смысл и перспективу
» Наши «пропавшие» АПЛ, самолеты «судного дня» E-6B ВС США, и при чем тут Венесуэла?

 Аналитикавсе статьи rss

» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
» Инфраструктура Германии это: разрушенная железная дорога, школы, мосты
» России предрекли сокращение добычи газа
» Меркантильная борьба с украинским православием как архетип украинства
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"