В России могут исчезнуть 129 малых городов. В таких населенных пунктах проживает 3,4 млн человек, и за десять лет численность жителей там сократилась на 314 тыс. Такие данные приводятся в исследовании РАНХиГС, подготовленном для правительства. Согласно документу, наибольшие сложности испытывают северные угольные, металлургические и лесопромышленные, а также расположенные на периферии города некоторых регионов. Для 106 таких населенных пунктов уже готовят мастер-планы по реализации инвестпроектов с инфраструктурным развитием. Только в этом году на подобные цели выделено 4 млрд рублей. О том, почему снижается население малых городов, и какие меры принимает правительство страны для решения проблемы, — в материале «Известий». Какие города могут исчезнутьИсследование экспертов РАНХиГС, которые изучили демографические тенденции и экономический потенциал в малых городах, проведено в рамках госзаказа аппарата правительства. «Экспертно-аналитические материалы поступили в аппарат правительства Российской Федерации, в настоящее время ведется их экспертная проработка», — сообщили «Известиям» в кабмине. Среди причин авторы исследования называют сокращение населения, снижение занятости и уменьшение числа представителей малого и среднего бизнеса. Согласно документу, в общей сложности в малых городах (с населением менее 50 тыс. жителей) сегодня проживает более 3,4 млн человек. За последние десять лет численность населения в них снизилась на 314,5 тыс., подсчитали аналитики РАНХиГС. Наибольшее сокращение было зафиксировано в северных угольных, металлургических и лесопромышленных городах. Схожие проблемы отмечаются в ряде периферийных городов — в качестве примера авторы приводят Порхов (Псковская область), Заволжье (Нижегородская область), Нолинск (Кировская область). В наиболее уязвимом положении (т.е. с самым высоким риском быть утраченными), по их мнению, оказались некоторые населенные пункты Брянской, Новгородской и Кировской областей, а также Красноярского края. «Там не хватает внутренних ресурсов для развития, а в связи с большим количеством малых городов сложно равномерно распределить внешние ресурсы между ними», — утверждают авторы исследования. В тяжелой ситуации находятся и некоторые северные промышленные регионы. Наибольшее сокращение численности населения, по данным аналитиков РАНХиГС, фиксируется, например, в городах Верхний Тагил (Свердловская область), Трубчевск (Брянская область), Инта (Коми), Кемь и Медвежьегорск (Карелия), Торжок (Тверская область). К этой группе в документе отнесены и периферийные города в развитых регионах: Рошаль в Подмосковье, Оха в Сахалинской области. «Убывающие города в аграрно-индустриальных регионах находятся в чуть лучшем положении за счет продовольственной безопасности и более благоприятных условий проживания населения. Однако кризис промышленного производства и продолжающееся стягивание населения в более крупные центры повышают риски утраты населенных пунктов», — говорится в исследовании. Процесс «сжатия» малых городов может проходить на протяжении жизни нескольких поколений: в северных регионах он идет быстрее, в Черноземье — медленнее, пояснил завлабораторией исследований экономики развития Президентской академии Степан Земцов. — В результате, чаще всего, часть функций малого города утрачивается и остается сельский населенный пункт, или некий поселок, — сказал он. — Однако эти процессы не всегда необратимы. В случае появления новых экономических стимулов — например, перераспределения логистических потоков, создания промышленных или агропромышленных кластеров, инвестиционных проектов в сфере туризма или возрождения локального производства — малый город может вернуть утраченные функции. История знает немало примеров, когда небольшие населенные пункты, получив точку роста, возрождались. Многое, по его словам, зависит от способности региона, местного сообщества, в том числе предпринимателей, адаптироваться к новым условиям и от стратегических решений на уровне федеральной и местной политики. В РАНХиГС рекомендовали использовать существующий потенциал для развития ряда городов — например, специализацию на конъюнктурных отраслях, выгодное транспортно-географическое положение, естественный или миграционный прирост, в том числе за счет сезонной субурбанизации (развития пригородов больших городов и переселения в них жителей). «В северных регионах для добывающих и лесоперерабатывающих городов наиболее реалистичная стратегия — управляемое сжатие через развитие инфраструктуры в опорных населенных пунктах», — считают авторы документа. Почему люди покидают городаТема малых городов — это не про статистику, а про судьбы людей и будущее целых территорий, отметил член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский. — К сожалению, отток населения продолжается, — подчеркнул он. — В том числе он заметен и на северных территориях, например, Иркутской области. Там, где нет рабочих мест или базовой инфраструктуры, трудно говорить о создании стимулов для возвращения молодых людей, особенно тех, кто уехал учиться. Основные причины — это сокращение рабочих мест после закрытия градообразующих предприятий, устаревшая инфраструктура, то есть разрушение ЖКХ, отсутствие современного транспорта, связи, медицины и массовый отток молодежи и старение населения, согласен заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев. — Такая ситуация характерна, например, для Тотьмы или Каргополя, где население меньше 10 тыс. человек, — рассказывает туристка по имени Ольга. — Местные жители рассказывают, что у администрации нет денег на ремонт зданий, мостов и дорог. Пытаются чинить их самостоятельно из подручных материалов, но лучше состояние объектов от этого не становится. При этом есть и положительные примеры, добавил Александр Якубовский. — В Усть-Куте сегодня реализуется проект по строительству нефтехимического завода. Появился устойчивый работодатель, пошел приток населения, — сказал депутат. — Это пример того, как целенаправленные инвестиции, ясная перспектива и реальный спрос на рабочую силу способны вернуть жизнь в малый город. Что влияет на отток населенияВ России всего 1120 городов. Из них более 70% — это малые и средние, пояснила директор по развитию федеральных программ Школы управления «Сколково» Ирина Миронова. — Во многом они — основа локальной идентичности, хранители традиций, — полагает она. — Молодые поколения хотят конкурентную зарплату, иметь доступ к высокой культуре, пользоваться благами цивилизации. Снижение внешней торговли и внутренней потребности в угле и других полезных ископаемых также повлияли на перспективы в горнодобывающих поселках и городах. Важно признать, что спасать абсолютно все малые города — дорого и неэффективно. Ситуация вокруг малых городов — непрекращающийся процесс, отметила управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева. — Сейчас мы видим результат изменений, которые постигли страну с 90-х годов, — сказала она. — Моногорода находятся в самой высокой зоне риска, поскольку их процветание сводится к вопросу благополучия одной компании. Так, по мере выработки угольных месторождений исчезает и сама необходимость в городе. Это грустный, но в принципе закономерный процесс. Проблема требует комплексного подхода: не только денежных вливаний в микробизнес, но и изменений налоговой и промышленной политики в отношении градообразующих предприятий, отметил Владимир Кошелев. Например, стоит отменить ряд налогов для градообразующих предприятий. Ввести дополнительные социальные гарантии для граждан — повышенные пенсии, льготный стаж для удержания населения и так далее. — Необходимо расширить механизмы льготной ипотеки для молодых семей в малых городах, вплоть до нулевого процента, — подчеркнул он. — Если не принять срочных мер, к 2035 году мы уже начнем терять малые города, которые в том числе имеют историческую ценность. При принятии решений о развитии таких территорий важно учитывать не только строительство новых объектов, но и вопрос их содержания, отметил Александр Якубовский. — Построить — это один этап, — подчеркнул он. — Но если у региона или муниципалитета нет средств на содержание — объект начнет разрушаться. А выйти на самоокупаемость, особенно на депрессивной территории, такие объекты могут либо очень нескоро, либо вообще никогда. Здесь необходим откровенный и серьезный разговор на уровне федерации. Либо мы стратегически выбираем путь развития таких территорий, с полным сопровождением — от инвестора до содержания детсада или больницы. Либо честно признаем, что без этого такие города не выживут. Поэтому, по его словам, вопрос содержания социальной инфраструктуры должен решаться отдельно — с созданием особых механизмов финансирования, выходящих за рамки сложившейся системы межбюджетных отношений. Без этого вся стратегия может оказаться недееспособной. Меры поддержки малых городовВ апреле 2025 года в Министерстве экономического развития России прошло первое заседание рабочей группы по развитию малых городов. Уже поступило более ста конкретных предложений по экономическому, социальному, инфраструктурному, туристическому развитию малых городов и сельских поселений, сообщал министр экономического развития России Максим Решетников. Например, в 106 малых городах разработают мастер-планы по реализации инвестпроектов с инфраструктурным развитием. До 2030 года регионам будет доступно свыше 2 трлн рублей в рамках механизмов списания 2/3 бюджетных кредитов и новых казначейских инфраструктурных кредитов. Бизнесу в малых городах уже доступен широкий спектр мер поддержки, отметили в Минэкономразвития. Это льготное кредитование, а также гарантийная, имущественная, консультационная и иная поддержка. Кроме того, там создают территории опережающего развития (ТОР), особые экономические зоны (ОЭЗ и СЭЗ), объекты парковой инфраструктуры, где бизнес может в кратчайшие сроки приступать к производству продукции. Меры поддержки малых городов разрабатывают сейчас на различных уровнях. Так, в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» реализуется федеральная программа «Комплексное развитие малых и средних городов», напомнил Владимир Кошелев. — Для повышения качества жизни планируется модернизация и строительство дорог, обновление систем водоснабжения и канализации, обеспечение доступа к современным средствам связи, включая интернет, — отметил он. — Предприятия, работающие в малых моногородах, получат финансовую поддержку на реализацию инвестиционных проектов. Распоряжение о выделении на эти цели около 4 млрд рублей в июле 2025 года подписал председатель правительства Михаил Мишустин, напомнил Владимир Кошелев. Кредиты на инвестиционные цели будут предоставляться под 7% до 200 млн рублей на срок до пяти лет. Льготные займы на пополнение оборотных средств субъекты МСП из моногородов смогут получить в объеме до 50 млн рублей под 11% на срок до трех лет. |