Узбекистан рассматривает возможность приобретения судов у судостроительных заводов в Азербайджане и Туркменистане, заявил министр транспорта страны Илхом Махкамов. Лидеры трех стран ранее подписали трехстороннее соглашение, предусматривающее создание совместных компаний в сфере транспортно-логистических и профильных отраслей. Ташкент, Баку и Ашхабад создают новый региональный союз, однако за этим стоит не только стремление к региональной интеграции, но и соответствие стратегической инициативе Евросоюза Global Gateway, которая предполагает доступ к сырьевым ресурсам Центральной Азии и Афганистана. Подробности — в материале «Известий». Региональный альянс«В Туркменистане, как и в Азербайджане, есть судостроительный завод. Мы договорились, что рассмотрим вопрос приобретения судов на данных судостроительных заводах. Необходимо отработать все технические вопросы», — сообщил министр транспорта Узбекистана Илхом Махкамов. Он считает, что координация между странами «позволит значительно снизить транспортные издержки и логистическую нагрузку на производителей и грузоотправителей трех государств, создав более эффективный и предсказуемый коридор для грузов». Он также добавил, что в настоящее время резкий рост объемов перевозок привел к значительным логистическим заторам, из-за которых простой достигает 30–40 дней. По словам главы минтранса, цель страны — начать перевозку с помощью собственных паромов по Каспийскому морю, что позволит «усилить транспортную независимость и ускорить грузопоток». Об этом Узбекистан договорился с Азербайджаном и Туркменистаном на саммите, прошедшем в национальной туристической зоне Аваза. На этой встрече три государства заявили о рождении нового регионального союза для развития транспортной и логистической инфраструктуры. Президенты Ильхам Алиев и Шавкат Мирзиёев провели двусторонние переговоры с председателем Халк маслахаты (Народный совет) Гурбангулы Бердымухамедовым, а также провели полноформатный трехсторонний саммит. Лидеры пришли к выводу, что государства «обладают колоссальным транзитным потенциалом», а объединив существующие и новые транспортные коридоры, «можно создать надежный и эффективный маршрут, который соединит Китай с Южной Азией, Ближним Востоком и Европой через территории Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана». Алиев, Мирзиёев и Бердымухамедов обсудили развитие Срединного маршрута, включая Зангезурский коридор, в частности модернизацию портов Туркменбаши и Баку. Особое внимание лидеры уделили увеличению их пропускной способности, созданию современной логистики и единой тарифной политики, цифровизации и контролю за грузами. Узбекистан ранее подписал с Пакистаном и Афганистаном меморандум по Трансафганскому коридору — началось строительство железной дороги Китай – Узбекистан. Бердымухамедов говорил о перспективности проекта поставок «зеленой энергии» в Европу. Помимо этого, он предложил странам изучить возможности для освоения месторождений на шельфе Каспия. В интересах ЕСНынешний союз трех стран пока не оформлен, к тому же для того, чтобы партнерство обрело смысл, необходимо участие Казахстана. При этом альянс стремится к укреплению позиций своих членов на международной арене. А в случае реализации реальных транспортных и логистических проектов, которые были бы выгодны всем участникам, он может стать полноценным. Нынешняя инициатива — это не только стремление к региональной интеграции, но и соответствие европейскому стратегическому проекту Global Gateway, предполагающему доступ к сырьевым богатствам Центральной Азии и Афганистана. Следующим шагом станет саммит глав государств Центральной Азии, который состоится в сентябре в Ташкенте. На него также приглашен президент Азербайджана Ильхам Алиев. В декабре в Ашхабаде состоится международный форум «Мир и доверие», приглашение на который получили все европейские лидеры, включая главу Европейской комиссии Урсулу фон дер Ляйен, председателя Европейского совета Антониу Кошту, президентов и премьер-министров нескольких европейских стран. Помимо этого, накануне встречи Алиева, Мирзиёева и Бердымухамедова в Вашингтоне прошли переговоры министра иностранных дел Туркменистана Рашида Мередова с госсекретарем США Марко Рубио. Американские власти одобрили стремление Ашхабада активно участвовать в транскаспийских и других региональных транспортных и логистических проектах. Что думают экспертыБрюссель давно пытается отдалить Центральную Азию от России, поскольку странам ЕС интересны сырье и логистическая инфраструктура региона, отметила в беседе с «Известиями» научный сотрудник Лаборатории исследований современных Центральной Азии и Кавказа Института Востоковедения РАН Дарья Сапрынская. — Они поддерживают диверсификацию международных связей в Центральной Азии для обеспечения себя выгодными условиями при покупке сырья из региона и использовании его как транспортно-логистического хаба, — пояснила эксперт. По словам политолога, Брюссель стремится реализовать проект Global Gateway, который запустили в 2021 году в качестве альтернативы китайскому «Поясу и пути». — Он нацелен на заключение долгосрочных контрактов для реализации инфраструктурных и цифровых проектов за счет ЕС в Азии и Африке. Ранее бывший глава внешнеполитической службы Евросоюза Жозеп Боррель признавал, что программу можно рассматривать как инструмент против укрепления влияния России и Китая, — подчеркнула специалист. Азербайджанский политолог Ильгар Велизаде в разговоре с «Известиями» отметил, что трехсторонний формат, созданный в Авазе, «является скорее фактором для создания региональной устойчивости». — Этот формат не рассчитан на удовлетворение интересов внешних игроков — ни Европейского союза, ни другой страны, он нацелен на формирование среды взаимодействия, которая бы наиболее полно реализовала интересы этих государств. Для всех трех стран очень важна реализация транспортной стратегии для обеспечения выхода на внешние рынки, — пояснил эксперт. По его словам, для Азербайджана взаимодействие с Туркменистаном и Узбекистаном открывает возможности выхода на афганское, а дальше и пакистанское направление. Баку планирует реализацию крупного инвестиционного пакета в Пакистане на сумму около $2 млрд. — Надежный транзит, надежная транспортная база является одним из основных условий для реализации этих масштабных транспортных проектов. Для Узбекистана и Туркменистана важной темой остается возможность диверсификации энергетических отношений с перспективными странами, партнерами, рынками. В данном случае Азербайджан выступает для них в качестве транзитного звена в европейском направлении, — пояснил специалист. Аналитик добавил, что в этом существует пересечение интересов с программой Global Gateway. — Поскольку присутствуют интересы стран региона поставлять свои энергоресурсы на перспективный энергетический рынок Европы. Речь идет не только о традиционных источниках энергии, таких как газ, нефть, но и о больших возможностях по экспорту «зеленой энергии», — подчеркнул аналитик. Он добавил, что Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан — активные участники Организации тюркских государств. Кроме того, в последние годы стороны активно интегрируются в масштабные проекты по региональной безопасности, включая участие в работе ШОС и повышении своего статуса в этой организации. — Все три страны проводят достаточно независимую внешнюю политику, они стараются сделать так, чтобы внешние игроки не использовали их в качестве плацдарма для реализации своих целей. Но при этом они открыты для сотрудничества со всеми внешними игроками, поскольку это позволяет им реализовывать свой транспортный экономический потенциал в полной мере, — считает собеседник. |