В этой публикации специально для проекта "Русское оружие" попробуем разобраться в главном, что так или иначе было известно ранее и стало понятно сейчас. При этом сразу же оговоримся: о таких разработках, как "Буревестник" и "Посейдон", никто из вовлеченных специалистов не решится сказать больше, чем это посчитал нужным сделать президент России и Верховный главнокомандующий — сам лично или попросил кого-то публично в его присутствии доложить.
Именно так обстояло дело с новыми подробностями об испытаниях крылатой ракеты "Буревестник" с ядерным двигателем. Сначала, при посещении одного из пунктов боевого управления в зоне СВО, об этом факте сообщил президент Владимир Путин, а затем выслушал доклад начальника Генштаба Валерия Герасимова и задал несколько уточняющих вопросов.
На это и опирались коллеги-журналисты вкупе с военными экспертами, но в итоге сильно разошлись в оценках и комментариях. Во многом схожая реакция последовала и на известие об испытании "Посейдона" — беспилотного подводного аппарата с ядерной, как у "Буревестника", энергоустановкой. При всей разноголосице мнений бесспорным остается тот факт, что и "Посейдон", и "Буревестник" создавались как принципиально новые носители термоядерного боевого блока для поражения особо защищенных наземных, береговых и заглубленных объектов, надводных и подводных целей.
"Буревестник" и гиперзвукОсобенность и главное достоинство этой ракеты не в скорости, а в неограниченной дальности ее полета. И в том, что она может находиться в воздухе неопределенно долгое время — маневрируя, меняя маршрут, уходя, если требуется, "на второй круг", выбирая самые неожиданные и неудобные для средств ПРО и ПВО противника место, время, направление, угол решающей атаки.
Такие ее возможности обеспечены специально созданным для этой ракеты компактным ядерным реактором и турбореактивным двигателем на его основе. Как можно предположить, в составе такой модульной установки — реактор на быстрых нейтронах особой конструкции, с замкнутым контуром охлаждения, который выполняет ту же роль, что и газогенератор в реактивном самолете.
"Можем гордиться достижениями наших ученых, специалистов, инженеров, рабочих, которые все это делали", — такую оценку дал президент Владимир Путин уже на встрече с участниками СВО, проходящими лечение и реабилитацию в Центральном госпитале имени П. В. Мандрыка Минобороны РФ. По словам главы государства, эта ядерная двигательная установка "в тысячу раз меньше, чем ядерный реактор на подводной лодке", а по мощности сопоставима.
"Но самое-то главное даже не в этом, — добавил президент еще один важный для понимания аргумент. — Самое главное в том, что если обычный ядерный реактор запускается в течение часов и дней, недель, то этот ядерный реактор запускается в течение минут и секунд. Вот это огромное достижение".
Специалисты и коллеги по журналистскому цеху, которые за темой следят, мимо этой характеристики точно не пройдут. Понимай так, что команда на ввод реактора дается буквально за минуту или даже в момент пуска "Буревестника", а на этапе разгона, пока работает стартовая ступень, реактор и турбореактивный двигатель внутри ракеты выходят на рабочие параметры, принимают тягу на себя, после чего стартовая ступень за ненадобностью сбрасывается...
Резюме: "Буревесник" стартует как баллистическая или крылатая ракета на привычном топливе (твердом или жидком), а дальше, по всему маршруту, летит за счет энергии ядерного реактора. И вот здесь самая распространенная ошибка блогеров и комментаторов. То, о чем говорили президент и начальник Генерального штаба, — ракета дозвуковая, что однозначно следует из доклада генерала армии Герасимова: за 15 часов "Буревестник" преодолел 14 тысяч километров. Иными словами, меньше тысячи километров в час. Это не "Циркон" и не "Кинжал", она не способна передвигаться со скоростью "в несколько Махов". Ее крейсерская скорость, если так можно сказать, равна или ненамного выше средней скорости пассажирского авиалайнера, когда он набрал обычный для таких самолетов эшелон высоты в 8-10 тысяч километров.
А вот перемещается "Буревестник", напротив, на минимально возможной при таких скоростях высоте — от 120 до почти критических 20-40 метров, используя для прикрытия рельеф и отдельные складки местности по траектории полета. И в этом, если угодно, вторая главная засада для противоракетных РЛС и других средств обнаружения: попробуй такую засеки — на высоте вертолета или дрона, но со скоростью реактивного самолета.
Из всего уже сказанного следует: "Буревестник", в отличие от "Кинжала", — ракета не баллистическая, но при этом обладает межконтинентальной дальностью. Так же, как все ранее учтенные в договоре о стратегических вооружениях и подлежащие контролю МБР шахтного базирования (у нас — "Ярс", "Тополь-М", "Сармат", у США — Минитмен III) и размещенные на подводных лодках БРПЛ (у нас — "Синева", "Лайнер", "Булава", у США — Трайдент II).
"Посейдон" и его носители"28 октября провели еще одно испытание еще одного перспективного комплекса — это подводное безэкипажное изделие "Посейдон", тоже с ядерной энергетической установкой", — поделился Владимир Путин еще одной новостью со своими собеседниками в военном госпитале имени П. В. Мандрыка. И привел важные для такого дела подробности.
"Нам впервые удалось не только стартовым двигателем запустить его с подводной лодки-носителя, но и запустить атомную энергетическую установку, на которой этот аппарат прошел определенное количество времени. Это огромный успех, потому что кроме всех преимуществ, о которых я говорил в отношении "Буревестника", здесь тоже минимальные размеры. Если там в тысячу раз меньше, чем атомный реактор на подводной лодке, здесь в сто раз меньше, чем атомный реактор на подводной лодке. Но зато мощность "Посейдона" значительно превышает мощность даже нашей самой перспективной ракеты межконтинентальной дальности "Сармат"...
Что под словом "мощность" имел в виду президент России в данном конкретном случае — сравнительные возможности двигательных установок подводного беспилотника и тяжелой баллистической ракеты или мощность термоядерного боевого блока, который они способны доставить и обрушить на цель, — гадать не станем.
Тем более что "Сармат", по словам Владимира Путина, еще не стоит на боевом дежурстве, но "скоро появится". А носители для "Посейдона" уже есть, и с большой вероятностью будут новые.
О спуске на воду и начале испытаний АПЛ специального назначения "Белгород" сообщали официальные лица Минобороны и ВМФ на открытой части совещаний в Северодвинске и в лаконичных комментариях для СМИ. О том, что вслед за "Белгородом" на Севмаше строится еще одна АПЛ с тем же предназначением — "Хабаровск", уже для Тихоокеанского флота, — сообщал ТАСС. Как обычно, новость подхватывали другие СМИ — в нашей стране и за рубежом.
В какой-то момент в проекте "Русское оружие" на портале RG.RU нам даже пришлось опровергать слух-версию о том, что носителем "Посейдонов" может стать АПЛ "Ульяновск", о которой в момент закладки было открыто сказано, что она и однотипная с ней "Пермь" станут первыми в подводном флоте штатными носителями гиперзвуковых ракет "Циркон"...
Как бы там ни было, но уже и две упомянутые АПЛ специального назначения ("Белгород" и "Хабаровск") способны взять на борт по шесть беспилотников "Посейдон", а вместе — дюжину.
Надо ли больше? Вопрос не праздный.
Много раз и на разных уровнях сказано, что и "Посейдон", и "Буревестник" — это оружие на самый крайний случай, когда других аргументов, военных и дипломатических, у государства уже не осталось. Хочется верить, что такое никогда не наступит — ни при нашей жизни, ни в будущем. Но как раз для того, чтобы не допустить фатального исхода, чтобы гарантированно защитить интересы и суверенную территорию нашей страны, огромное по географическим меркам пространство от любых внешних посягательств, и работают ученые, конструкторы, инженеры над совершенствованием существующих вооружений и созданием новых его видов, в том числе оружия на новых физических принципах.
Что представляет собой "Посейдон"? В чем ноу-хау, уникальность разработки?
По большому счету, это подводный управляемый аппарат-камикадзе, как и все самонаводящиеся торпеды, но с огромным преимуществом перед ними в дальности и скорости хода. А еще — в глубине, на которой может стартовать с носителя и двигаться к цели. И, конечно, в мощности доставляемого термоядерного заряда, что для оружия такого рода имеет ключевое значение.
Подтверждение этому находим в словах президента Путина: "Посейдон" значительно превышает "Сармат" по мощности. И кроме того, по скоростям и по глубинам движения этого беспилотного аппарата в мире ничего подобного нет, в ближайшее время вряд ли появится, и способов перехвата не существует".
А все по той же причине, что "Посейдон" приводится в действие и передвигается, маневрирует под водой на глубинах до 1000 метров за счет установленной на борту модульной ядерно-энергетической установки — очень компактной по габаритам и не по размеру мощной. В ее основе, как можно предположить, особая конструкция реактора на быстрых нейтронах — с замкнутым контуром охлаждения и в единой модульной компоновке с паротурбинным блоком.
Идем дальше. Про то, как передается энергия с турбины — сразу на вал и гребные винты "Посейдона" или через электродвигатель на винты и водометы, узнаем, думаю, не скоро. Эти моменты, как и устройство, детали реактора, состав и характеристики топлива для него настолько чувствительны, что сейчас их лучше не касаться…
Что в небе и как под водой
В отношении "Посейдона" можно сказать и так, что это вариант в принципе возвратный. То есть даже после запуска такого подводного беспилотника по назначенной цели в случае необходимости (отмена приказа, другая резкая перемена обстановки или какой-то технический сбой, неполадка в самом аппарате) есть шанс вернуть его "по-штатному" назад. То есть остановить, развернуть, перевести беспилотник в российские территориальные воды, снизить мощность ядерного двигателя до минимальной — так, чтобы он мог всплыть на поверхность, деактивировать его боевую часть, а после этого со всеми предосторожностями поднять на борт транспортного судна для перевозки вооружения. Такие специальные суда, в том числе современные, недавно построенные, в составе нашего ВМФ есть.
Иное дело с "Буревестником". Вернуть назад ракету, запущенную со старта разгонной ступенью на обычных компонентах топлива, когда уже введена ядерная установка и заработал маршевый турбореактивный двигатель на ее основе, реальной возможности нет. Если, конечно, конструкторы "Буревестника" не предусмотрели (а это маловероятно) что-то наподобие парашютной системы, которая используется в спускаемых капсулах пилотируемых кораблей типа "Союз" и в других возвращаемых с орбиты космических аппаратах.
На самых первых этапах испытаний и даже при так называемых "бросковых" пусках такой или в чем-то похожий вариант еще можно себе представить — для того, чтобы сберечь тестируемое оборудование и получить максимум сведений о его поведении и возможностях. Вообразить такого рода парашютно-спасательную систему в боевом варианте "Буревестника" лично я не могу. А значит, в случае отмены приказа или технического, программного сбоя, выход один — самоликвидация. С крайне неприятными, увы, последствиями на земле или где-то в океане.