Много лет расследование вел журналист и писатель Эцио Гаваццени. Он скрупулезно собирал доказательства о "снайперах выходного дня". "Я узнал, что боснийская разведка в конце 1993 года предупредила итальянские спецслужбы, что в горах вокруг Сараево есть итальянцы, которые стреляют по мирным жителям", – рассказывает Гаваццени. Сначала говорили, что их всего пять, но потом стало известно, что "охотников" намного больше. Кровавый туризм был поставлен на поток. В период с 1993 по 1995 год в Сараево погибли 11 тысяч человек.
Кроме итальянцев среди стрелков были и французы, и американцы, и канадцы. Организаторы "сафари" собирали желающих в итальянском Триесте, после чего переправляли на Балканы. Все проходило под прикрытием сборов охотников. Убийцы были богатыми людьми, которые могли позволить себе "такое захватывающее приключение". Среди них, например, был владелец клиники пластической хирургии.
Каждый "трофей" имел свою цену. "Убийство ребенка было самым дорогим, потом ценились мужчины, желательно в форме и с оружием, затем женщины и, наконец, старики, которых можно было убить бесплатно", – указывает Гаваццени. По разным данным, цена тура могла достигать 90 тысяч долларов.
Еще в 2007 году американский пожарный Джон Джордан, работавший в то время в Сараево, рассказывал, что не раз видел людей, которые казались ему не местными. В своих показаниях на суде в Гааге он указал, что видел "человека, которого сопровождали люди, хорошо знавшие местность, а он был совершенно незнаком с ней, его одежда и оружие заставили меня принять его за стрелка-туриста". "Был парень с оружием, которое, кажется, больше подходит для охоты на кабана в Шварцвальде, чем для городского боя на Балканах", – рассказывал он. Еще тогда в прессе появился топоним "аллея снайперов". Так прозвали центральную улицу Сараева с красивым названием Змея из Боснии. На ней были застрелены снайперами 225 человек, более тысячи получили ранения. По данным миротворцев ООН, стрельбу вели и сербы, и боснийцы.
По данным Гаваццени, итальянские спецслужбы в 1994 году якобы пресекли деятельность "сафари". Но сделали это тайно, в публичную плоскость скандал не выносили. Как и не передавали боснийцам ни имен охотников, ни организаторов. Неизвестно, понес ли кто-нибудь ответственность.
Журналист Лука Леоне еще в 2014 году писал в своей книге о сараевских событиях: "Журналисты, а также все население города знали о деле снайперов. Иностранцы со всей Европы, включая итальянцев, платили и затем проводили выходные, расстреливая мирных жителей. В свои выходные они хотели испытать острые ощущения от убийства человека. Все это в полной безопасности, с гарантией побега и безнаказанности, включенной в туристический пакет".
Стоит отметить, что в западных СМИ, несмотря на отсутствие конкретики и точных данных ведущегося расследования, уже поспешили возложить всю ответственность за организацию "сафари" на боснийских сербов. История повторяется: для Запада во всех преступлениях во время югославских войн были виноваты сербы. Забыты концентрационные лагеря боснийцев. Никто уже не пишет о том, как косовские албанцы торговали человеческим органами. Ушли в тень преступления хорватов, вырезавших сербов. Во время балканских гражданских войн запредельную жестокость проявляли все. Но наказывают все равно сербов.
Итальянский эксперт по Балканам Джошуа Эвангелиста считает, что возвращение к темным эпизодам войн тридцатилетней давности показывает, что нынешняя Босния и Герцеговина глубоко расколота. "Политический класс использует прошлые травмы для сокрытия коррупции", – уверен он. "Наверняка снайперы-туристы существовали, – сказал он изданию Vita. – Но независимо от того, что обнаружит миланская прокуратура, боснийское общество в целом должно примириться со своим прошлым".
"Спустя 30 лет после подписания Дейтонских соглашений, положивших конец войне, истинный путь к примирению еще не пройден, – подчеркивает эксперт. – И боснийцы, и сербы объявляют себя жертвами. Но разговоры о призраках прошлого игнорируют проблемы настоящего, такие как разгул коррупции или растрата средств, выделяемых Евросоюзом".