Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Иран заявил об уничтожении целей в Израиле и завершении операции
Иран выпустил десятки беспилотников в сторону Израиля, сообщили СМИ
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Религиозная война: от мифов к реальности
28.08.06 19:28 Терроризм: факты и движущие силы
Сегодня в мире происходят значительные военно-политические процессы. Вспомним только войны в Ливане, Ираке и Афганистане, нагнетание обстановки вокруг КНДР и Ирана. Мы видим беспрецедентное перевооружение и глобальную перегруппировку войск США после объявления зоной американских интересов всего мира и "войны терроризму". Одновременно налицо процессы ограничения суверенитетов многих государств... И где, выражаясь командным языком, направление главного удара? Ответ на этот вопрос необходим. Ведь приведенный далеко не полный перечень конфликтов происходит по периметру границ России. Все столь значительные события в мире квалифицируются как военно-экономические, финансовые, идеологические, дипломатические, информационные и т.п. и являются, по сути, видами конкурентных международных отношений. Но войну и, как главную, ее решающую форму борьбы - вооруженную, пытаются завуалировать. А ведь если внимательно вникнуть в сводки, передающиеся всеми СМИ, то просматривается такое явление: идет подготовленная религиозная война.
Непременно возникнут возражения, даже по самому названию "религиозная война". И правомерно. Ибо каждый военный специалист на основе богатого исторического материала может показать изменения в содержании войны с древнейших времен до наших дней. И наглядно покажет, что война прошла сложный диалектический путь развития. В первобытном обществе она носила однозначно форму вооруженной борьбы, направленной на обеспечение условий существования людей (борьба за расширение пастбищ, районов охоты и т.п.); с возникновением государств ее содержание существенно изменилось в сторону преимущественно межгосударственных отношений и имело целью, как правило, борьбу за природные, энергетические, биологические и другие ресурсы. В современных условиях в различных кругах общества произошли явные изменения в понимании, а следовательно, и в толковании сущности и содержания войны. Почти ежедневно СМИ передают: против России идет, и уже не один год, война. Что же это за война, которую России не объявило ни одно государство, а людские, материальные и территориальные потери нашей страны почти за полтора десятка лет превысили потери, понесенные на фронтах Великой Отечественной войны?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо определиться терминологически, что такое "война". Да, практически в каждом словаре ее определение присутствует. Конечно же, в каждом определении имеются, в зависимости от периода издания, свои особенности. Однако отметим: в отечественной литературе в основном опираются на определение, данное Клаузевицем и расширенное Лениным. Нет сомнения в том, что данное ими определение устарело и нуждается в уточнении.

КАКОВА ЦЕЛЬ У АГРЕССОРА

С позиции эволюционного процесса необходимо посмотреть, а какие же механизмы лежат в его основе применительно к человечеству и к войнам. Война (в соответствии с используемыми ныне в большинстве стран мира определениями) представляет собой "наличие вооруженной борьбы между государствами". Но за что ведется война? Цель большинства агрессоров в том, что бы изменить существующее распределение благ как внутри страны, так и между государствами. Подобное перераспределение возможно двумя способами: противник все отдаст по-хорошему (осознает, что живет не совсем правильно и раскаивается); противник погибает - и тогда все достанется победителю.

В ходе такого перераспределения осуществляются вооруженные столкновения как индивидуумов друг с другом, так и коллективов (народов) друг с другом. Кстати, если победа достигается в ходе применения первого способа, то затем этот первый способ плавно перетечет во второй. Ибо после того, как противник все отдаст, вряд ли он сможет выжить. Но это уже будет его личное дело. Примером служит уничтожение Югославии. Для давно духовно умершей Западной Европы возрождение "национальной идеи" маловероятно. Применительно к Ираку первый способ войны перерастает в национально-освободительную войну как естественная реакция умирающей культуры на культуру восходящую.

Более точным, то есть с учетом реалий современной военно-политической обстановки, будет следующее определение: "Война - это комплекс действий государства (коалиций государств, нации, этноса или международной мафии, маскирующейся под этнос) по уничтожению объектов экономики, разрушению инфраструктуры с целью принуждения другого государства к сдаче без "боя", по овладению чужой территорией, сырьевыми и людскими ресурсами, богатствами, по истреблению или порабощению народа, заселяющего эту территорию, и вытеснению его остатков в малопригодные для жизни районы с последующей самоликвидацией ввиду недостатка средств к существованию".

В предложенном варианте сущности войны наряду с вооруженной борьбой, которая составляет главное содержание войны, в военное время и в предшествующий период могут также применяться экономические, дипломатические, идеологические, психологические, информационные и другие "невоенные" средства и существующие формы борьбы, которые в военное время принимают разрушительный характер. В то же время история человечества свидетельствует, что достижение конечных целей войны возможно не только посредством применения грубой военной силы или угрозой ее применения, но и иными средствами. Ранее существовала довольно простая и доходчивая классификация войны: война как особое состояние общества, связанное с резкой сменой отношений между государствами с переходом к применению вооруженного насилия для достижения политических целей (гражданская война - особое состояние общества внутри государства, характеризующееся вооруженной борьбой за власть между классами, социальными группами).

В последнее десятилетие ХХ в. эта классификация претерпела существенные изменения в сторону усложнения и "затушевывания" граней между двумя видами войн, а в настоящее время и подменой этого общественно-политического явления "борьбой с международным терроризмом". Странно, что большинство военных специалистов восприняло данное "новшество" как высшее достижение научной мысли. И в этом нет ничего особенного. Так как после любого "масштабного террористического акта" непременно следуют дискуссии в прессе, живописание допущенных ошибок и обязательные "оргвыводы" и соответствующие "научные выкладки". Общественное мнение требует сурового наказания виновных, под которым понимаются не только и не столько террористы и их прямые пособники, сколько сотрудники государственных правоохранительных служб.

Да, предельно ясно: терроризм - это форма войны и притом очень эффективная ее форма. В современных условиях террор, как нам постоянно доказывают представители государственной власти и СМИ, носит исламский характер. Однако в действительности это не вполне объективный подход. Расширение географии террора можно объяснить следующими причинами. Во-первых, резко увеличилась связанность и перемешанность мира, что позволило увеличить мобильность террористов и, следовательно, количество потенциальных объектов для проведения террористических актов. Во-вторых, интенсивно будет эксплуатироваться страх гражданского населения стран Запада в неоправданных, жестоких, безвинных людских потерях перед любыми экстремистскими группами. В-третьих, нет оснований утверждать, что столкновением европейской и исламской общности исчерпывается содержание современной террористической войны.

Подтверждением служат выводы по некоторым, наиболее "масштабным" террористическим актам на территории России в период с 2000 г. Первый вывод будет о террористических актах с четко выраженной целью: даже если они ограничены по цели и жертвам, то вписывались в стратегию "за Чечню". В этой группе терактов нет или практически нет смертников. Вторую группу терактов составляют масштабные, "зрелищные", жестокие и совершенно бессмысленные с точки зрения интересов "официального заказчика" акции. Эти теракты осуществлялись смертниками. Таким образом, в осуществляемых террористических актах нет четко выраженного "исламского" характера. Однако с теоретической точки зрения следует исходить из того, что если применительно к версии войны нового типа однозначно обозначен противник в облике "ислама", то можно с точным основанием говорить о ее религиозном характере.

"СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА"...

Какова же сущность религиозной войны? Если в политологической литературе можно найти немало определений войны как таковой, то определение "религиозная война" до сих пор не выработано. Большая советская энциклопедия и "Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия" предлагают только определение религиозной войны во Франции в ХVI в. Других определений автору найти не удалось. Но во многих культурах война признается явлением преимущественно сакральным и космическим, что отражается в представлении о "священной войне". Многочисленные исследования показывают широкую распространенность в древневосточных государствах мифологемы "священная война", которая воспринимается как ритуальное действо с тщательно разработанным сценарием. А во многих современных странах мусульманского мира это "священный джихад".

Религиозная война - общественно-политическое явление, связанное с переходом от процессов мирной экспансии одной религии в отношении основных сфер жизни общества или государства, исповедующего другие религиозные виды духовности, к применению вооруженного насилия в целях завоевания и духовного преобразования одних народов другими (в целях формирования соответствующей государственности, народности, а затем и нации). Можно ли выделить признаки (компоненты - кому что больше нравится) религиозной войны? К ним следует отнести: ритуальные религиозные отправления военнослужащих; участие священников в боевых действиях; применение священных знамен и сигналов; непосредственное привлечение духовных образов богов в войне: И все же первейшим и не подлежащим сомнению признаком религиозной войны будет являться принадлежность противоборствующих группировок к разным религиям. Другим характерным признаком религиозных войн является полное вовлечение в военные действия всех слоев населения противоборствующих государств, национально-этнических групп. Война в таком случае предстает своего рода ритуалом, имеющим большие социально-политические и даже космические последствия.

В настоящее время отсутствуют какие-либо наработки по классификации религиозных войн, так как слишком много факторов необходимо учитывать. К таким факторам в первую очередь следует отнести: национально-этнические; политические; религиозные, пограничные и т.д. Приоритетность какого-либо даже из только что названных факторов в предлагаемой классификации будет выглядеть достаточно уязвимой. Однако это не должно приостанавливать поиски в выработке классификации религиозных войн. Пусть даже на начальном этапе оно будет иметь исключительно одномерное изображение.

Можно выделить следующие типы религиозных войн:

1. Автономистские войны, в основе которых лежат требования политической автономии или полное отделение инорелигиозных общин. Религия в данных условиях выполняет генерирующую функцию, подыгрывая идее национального государства.

2. Национально-иредентисткие войны, вызванные объединительным стремлением народа, оказавшегося разбросанным по территории нескольких соседних государств. При этом разделенный народ исповедует религию, отличную от принятой в государстве, на территории которого он проживает.

3. Религиозно-общинные конфессиональные конфликты происходят в границах одного государства между религиозными группами или между религиозными направлениями (сектами) в рамках одной религии. В конфессионально однородных регионах приверженцы разных толков и сект борются против ущемления их прав со стороны представителей государственной религии или господствующего религиозного направления (толка) секты.

4. Религиозно-абсолютисткие конфликты возникают на почве абсолютизации одной религии и вытекающей из одной религиозной нетерпимости к другим конфессиональным группам. В чистом виде таких конфликтов не бывает; причины абсолютизации какой-то одной религии и религиозной нетерпимости вообще имеют политический характер.

5. Миаленаристские конфликты представляют собой коллективные движения, возглавляемые каким-либо "мессией" и обеспечивающие полное социальное изменение чудотворными средствами.

Несмотря на то что рельефно все события (прежде всего по окраинам России) подходят под большинство из выделенных типов, руководство нашей страны старается на них не реагировать. Мнения большинства исследователей о природе назревающих конфликтов и конфликтов, протекающих уже десятилетия, базируются, к сожалению, на интернационалистских позициях. Сторонники гипотезы о религиозном характере происходящих событий находятся в меньшинстве и под постоянным прессингом.

Сторонники атеистической ветви религиоведения считают, что "любые человеческие чувства могут стать религиозными, если они связываются с религиозными верованиями и тем самым приобретают специфическую направленность". Это тем более актуально, если вспомнить расхожее мнение, что на войне нет неверующих. И в тылу и на фронте религиозные чувства обостряются. Это показывает опыт всех войн. Этому тезису необходимо дать некоторое пояснение. Следует исходить из того, что любая религия - есть общественный институт, тогда как религиозность - это находящийся с ней в сложной взаимосвязи элемент массового и индивидуального сознания, включая социальную социологию. Даже в обществе с глубоко укорененной конфессиональной традицией бытовая религиозность часто не ограничивается ее рамками. А в обществе с разрушенной или деформированной религиозной традицией (особенно с государственным атеизмом) бытовая религиозность, отнюдь не исчезая, приобретает выстраданные формы (неязыческие и индивидуализированные).

Для дореволюционной России было характерно наибольшее распространение православия и соответствующих ему форм бытовой религиозности. Распространение атеизма в советское время отнюдь не ликвидировало все формы массового религиозного сознания, однако вытеснило религиозность за рамки традиционно-нормативных форм в "область бытовой мистики" (суеверия, приметы и т.д.). Но существуют определенные общественные ситуации, при которых масштаб распространения и интенсивность проявления религиозности резко возрастают. К ним относятся практически все социальные катаклизмы и особенно войны (подобная ситуация в России длится уже более 15 лет). Причем, бытовое религиозное сознание в боевой обстановке является прямым проявлением его наиболее распространенных форм в условиях мирной жизни общества.

Война в психологическом плане относится к категории "пограничной ситуации", то есть крайне опасной, угрожающей самой жизни человека. И почти не зависит от его воли и разума! Чем менее она управляема и зависима от человека, тем сильнее его склонность к поиску психологической опоры в попытке управлять внешними обстоятельствами через иррациональные действия. То есть непредсказуемость событий в условиях постоянной угрозы самой человеческой жизни - и есть та область, которая открывает дорогу к вере в сверхъестественные силы. Причем, в вере это имеет вполне практическую цель - получить мистическую защиту путем выполнения неких ритуальных действий (чтение молитв, ношение амулетов, соблюдение ситуационных запретов-табу) для ограждения себя от возможных опасностей.

На уровень бытовой религиозности оказывает влияние противник и специфика войны. Так, начиная с афганской войны, нам противостоял глубоко верующий противник, отличающийся фанатической приверженностью к исламу. Советские солдаты были не просто врагами, а "неверными", война с которыми считалась священной, получившей благословение Аллаха. И это, безусловно, являлось одной из причин роста религиозности личного состава войск, участвующих в боевых действиях. Сама специфика войн последней четверти прошлого века способствовала обращению многих недавних атеистов к вере в Бога - в силу необходимости противостоять фанатично религиозному врагу не только на поле боя, но и в духовной сфере. Это оказало воздействие на образ мысли населения не только России, но и других стран. Довольно часто можно услышать: "Быть православным - значит быть русским (болгарином, сербом, румыном, греком)". Кульминацией становится отождествление Церкви с нацией. Зарождаются ростки слияния воедино веры и национального самоутверждения.

Если же обратить рассуждения в пользу атеизма большинства русского населения, то необходимо учесть то обстоятельство, что неверующие люди все же действовали в рамках религиозной культуры своей страны и нации ("тайно", бессознательно православные традиции влияют на образ жизни, нравы, мысли и на поведение человека вне зависимости от политической организации общества). Может быть, поэтому население стало апеллировать к религиозным авторитетам. В этом с ним одинаково стали солидарны и правительство, и оппозиция.

Если смотреть с позиции рядовых верующих на причины возникновения религиозных войн и характер их ведения, то православные и мусульмане в царской России на протяжении сотен лет жили в мире, имели равные права и вместе отражали нашествие врагов. И это естественно, так как в любом из нас есть в той или иной мере частичка язычника, и частичка православного или мусульманина. И ничего удивительного здесь нет, ибо все это мы получили не только на уровне сознания, но и с генетической памятью от предков на подсознательном уровне. Однако в определенные периоды развития общества независимо от целей церкви или социальных институтов других религий (хотелось бы верить в отсутствии причастности их к данным процессам), появляются люди, которые начинают гонения на иноверцев, что обусловливает появление возможности крупных социальных конфликтов на религиозной почве. Подтверждением сказанного может служить реакция мусульманского мира на карикатуры в некоторых европейских изданиях на пророка Мухаммеда. Такое действие следует расценивать как провокацию, как повод для развертывания религиозной войны. При этом следует исходить из того, что истинные корни войны, виновники в ее развертывании остаются в тени.

Причина появления такого религиозного экстремизма обусловливается в первую очередь уменьшением числа профессионалов, профессиональных священнослужителей-управленцев. В отличие от аппарата управления государства, в котором лидирующую позицию может занять и непрофессионал, в религиях такие случаи являются исключительной редкостью, а если встречаются, то служат причиной нестабильности их существования. Особенно сложна в этом плане "религиозная ситуация" на Северном Кавказе. Две мировые религии - христианство и ислам, мирно уживавшиеся долгое время в регионе, в настоящее время переживают трудные времена. Традиционные организационные структуры этих двух основных конфессий подвергаются серьезной критике. Другими словами, ислам и христианство на Северном Кавказе переживают кризис.

Кризис сопровождается сложными процессами как внутри конфессий, так и вокруг них. В последнее десятилетие активизировалась деятельность религиозных объединений, нехарактерных для исследуемого региона. В христианском мире речь идет прежде всего о деятельности членов различных протестантских церквей, а так же адептов новых религиозных учений. Что касается мусульманского общества, то оно в наибольшей степени подвержено "разрушению", которое характеризуется распадом по национальным, родоплеменным и другим основаниям, а также появлением мусульманских религиозных течений, нехарактерных для России. Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод: религиозная конкуренция практически охватывает весь регион Северного Кавказа, вернее всю территорию РФ, и имеет тенденцию превращения в религиозный конфликт. Былое согласие на мирную борьбу за определенные ценности часто нарушается, а в отдельных регионах предано забвению. Конкуренция религиозная может превратиться в религиозный конфликт между двумя традиционными религиями с непредсказуемыми результатами.

Таким образом, необходимо отметить опасность как педалирования религиозных аспектов конфликтов на окраинах России, так и полного замалчивания существующих проблем. То и другое с неизбежностью приводят к новому витку конфликта и социальному взрыву. Актуально это замечание в связи с событиями, которые более десяти лет происходили (да и не "угасли" до сих пор) на Северном Кавказе. В настоящее время общая тенденция исторического развития позволяет говорить не только о нарастающей демифологизации и десакрализации войны, но и полном развенчивании этого явления и доведения ее до уровня "борьбы с терроризмом".

МОЖЕМ ЛИ МЫ ПРОИГРАТЬ?

В каком положении мы сейчас находимся? Это более опасное положение, более угрожающее положение, в сравнении с тем, с чем сталкивались наши предки в прошлом, включая нашествие монголов, турок и другого противника. Мы знали, как сражаться с теми захватчиками, и мы сражались. Но в настоящее время прослеживается три важных отличия между предшествующими войнами за выживание и войнами, которые мы ведем сегодня. Во-первых, прежние войны обладали элементом неожиданности, которые отсутствуют в сегодняшней войне (когда орда монголов неожиданно появилась на горизонте, и население видело дым горящих деревень позади них, то оно не продолжало, как ни в чем не бывало сидеть сложа руки, чтобы посмотреть, чем все это закончится). Во-вторых, распространение измены среди нашего народа сегодня намного шире, чем когда-либо прежде. В настоящее время наше общество изъедено изменой с головы до ног. К сожалению, многие политические структуры находятся во вражеском лагере. Подтверждением тому является первая кампания в Чечне. Третье важное различие - это роль СМИ. Нам следует исходить из того, что если голоса наших врагов - единственные голоса, которые слышит наш народ, то мы проигрываем.

В современных условиях, для которых характерны сложные противоречивые процессы в формировании взглядов на характер возможной войны, необходима соответствующая подготовка офицерских кадров. Это позволит в крайние сроки без "раскачки" включать весь офицерский корпус в решение задач по недопущению развертывания конфликта и пресечения его на ранней стадии, в том числе и такого, как религиозная война. А она уже не миф, а реальность.
 

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» В WADA сообщили о невыплате Россией обязательных взносов за 2023 год
» США подстрекают страны мира к всеобщей экономической войне против Китая
» НАТО запускает свои щупальца в Индо-Тихоокеанский регион
» Цена на золото превысила 2,4 тысячи долларов
» Economist: Украина получила дроны, способные долететь до Сибири
» "Волнорез" не дал дронам поразить оставленный в поле на ночь "Солнцепек"
» Минобороны Индии раскритиковало предложение оппозиции уничтожить ядерное оружие
» Бен-Гвир: Иран уничтожил две военные базы

 Репортаживсе статьи rss

» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав
» Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут
» Нам не оставили выбора, и мы действовали: 10 лет назад была провозглашена Донецкая Народная Республика
» США переживают крах кораблестроения из-за нехватки рабочих

 Комментариивсе статьи rss

» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения
» «Мировое правительство» послало к Трампу безнадежного гонца
» Вымирание вместо перенаселения
» Бывший десантник США Вил рассказал, почему вступил в Российскую армию

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"