Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Иран заявил об уничтожении целей в Израиле и завершении операции
Иран выпустил десятки беспилотников в сторону Израиля, сообщили СМИ
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Зачем Америке столько физиков
30.09.13 03:28 Наука, техника, образование
30 сен 2013

Хеннер Виктор, профессор кафедры теоретической физики Пермского университета, профессор кафедры физики университета Луисвилля

Попытка сымитировать западную схему высшего образования без понимания существа ее работы привело к плачевным результатам в области естественно-научных и технических специальностей.

Скандальная реформа Академии наук дает новый повод поговорить о затеянной значительно раньше реформе высшей школы. Хотя формально они не связаны, их идеологическое обоснование идет из одних и тех же институтов и во многом совпадает. Утверждается, что реформы направлены на приближение нашей университетской системы к западной, а постоянное обращение к успешности американских университетов говорит о том, что за образец взяты именно они.

Невозможно принять самонадеянность, с которой идеологи реформы взялись за преобразование естественно-научных и технических направлений (я буду говорить только о них и использовать стандартное обозначение STEM: Science, Technology, Engineering and Math). Мотивы понять легко: руководство "всеобщей" реформой забрасывает на самый верх государственного управления, дает возможность распределять, принести в свои и дружественные институты колоссальные бюджетные ресурсы. Образовался круг незаменимых, лишь время от времени меняется некий символ — министр образования. Об этом сказано не раз, и я хочу сравнить то, к чему пришли мы, с тем, как обстоят дела в американских университетах.

Преподавая и ведя исследования (я физик) семестр в России и семестр в США в течение пятнадцати лет, могу судить, насколько реализация является карикатурой на оригинал. В каждом из университетов (оба исследовательские, одному скоро сто лет, другому за двести) я читаю лекции примерно для двухсот студентов в год и вижу быстрое ухудшение ситуации в российских университетах. В американских же уровень остается стабильным — относительно невысоким на undergraduate и очень серьезным на graduate programs. Почему так происходит?

Дорогие магистры

Ключевое преобразование — переход к системе бакалавриата и магистратуры. Одна из первых мантр — дипломы и ученые степени станут конвертируемыми, хотя для занятых в STEM людей они такими и были. Какой бакалавриат имелся в виду? Американский, когда любой выпускник школы может поступить в университет и определиться со специальностью в процессе учебы, или (условно) европейский, когда только диплом определенного уровня школ (гимназий) позволяет поступать в университет, учиться на одной специальности, но очень интенсивно, практически без изучения посторонних предметов?

Я попробую описать американскую схему. Для меня ясно, что идеологи реформ, побывав несчетное число раз в "ведущих американских университетах", назидательно растолковывая их систему, не понимают ее целей и работы вне своих областей. Я слышал научного руководителя ВШЭ: нам-де невозможно и бессмысленно иметь столько студентов-физиков (для конкретности дальше я тоже буду говорить о физиках), так как по специальности работает лишь малая часть из них. Все соглашались: да, это очевидно. Никто не спросил, как с этим в США. Американский институт физики (AIP) ежегодно публикует статистику об областях работы физиков с бакалаврскими, магистерскими и PhD степенями (aip.org/statistics). Упрощая, можно сказать, что 15–20% остаются в физике как таковой, остальные идут в индустрию, компьютерные науки, образование, другие области.

Тогда зачем университетам столько студентов-физиков? Уверен, спросите у реформаторов — получите ожидаемый ответ: при платном образовании расходы несут студенты, и пусть они приобретают на этом рынке, что им хочется (как у нас с дипломами экономистов и управленцев). Все наоборот! Graduate student (магистр или аспирант) стоит очень дорого факультету, который практически всегда оплачивает обучение (tuition), медицинскую страховку и зарплату, примерно 1500 долларов в месяц, за работу TA (ассистент, ведущий учебные практические занятия, принимающий экзамены) и RA (ассистент, ведущий исследования). Здесь нелепо спрашивать зачем — на этих студентах держатся все исследования и базовые (кроме лекций) занятия с бакалаврами. Один TA или RA обходится в 40–50 тыс. долларов в год, идущих либо из бюджета факультета, либо из гранта профессора. Но: а) без них встанет вся исследовательская работа, б) они обходятся существенно дешевле, чем преподаватели с PhD.

В такой ситуации разделение на бакалавров и магистров естественно — магистров столько, сколько позволяет бюджет, и при этом их можно загрузить на полный рабочий день без мысли о подработке. В моем Physics Department около 20 профессоров и 25 TA и RA, на математике и химии TA и RA вдвое больше (эти предметы берут больше студентов). А как получить таких заинтересованных и работящих graduate students, они же сами не знают, какие они, приходя в университет? Надо дать им возможность четыре года выбирать предметы на разных факультетах. Этому способствует разбивка 120 "кредитов", необходимых для получения диплома бакалавра, на три части: 40 — общее образование/general education requirements (эти курсы определяет колледж), 40 — programmatic requirements (курсы определяет факультет) и 40 — по выбору/electives, это курсы с любого факультета.

Каждый студент должен обсудить выбор классов с советником в колледже — иметь таких людей очень важно. Года за два студент определится, и за четыре года (некоторые быстрее, многие дольше) заработает диплом бакалавра по крайней мере по одной специальности. Треть выпускников бакалаврских программ по физике имеют двойной диплом, по физике и еще по одной специальности — для этого надо брать курсы из programmatic requirements на двух факультетах. Возвращаясь к расходам: суммарная плата со всех Physics undergraduates не компенсирует затраты на Physics graduates, за две трети последних факультету приходится платить, причем вдвое больше, чем для жителя штата (большинство graduate students приезжают из других штатов и других стран). И даже это не все: undergraduate tuition всю забирает университет (обычно плата за обучение составляет не более трети бюджета университета), а graduate tuition платит за студента department (кафедра) из своего бюджета своему же университету. Эти бюджеты очень непросто сообщаются: так, если класс увеличился с 20 человек до 50, на бюджете кафедры это никак не сказывается — у университета есть приоритеты, для которых он концентрирует ресурсы. Поскольку для кафедр и для всего университета graduate programs с точки зрения бюджета — чистый убыток. Но университеты борются за их увеличение, без них это не университет.

Вернемся к числу студентов-физиков. В США в 2010 году 6017 человек получили степень бакалавра, рост на 65% по сравнению с 2000 годом. Степень мастера получили 794 человека, степень PhD — 1558 человек (из них 52% иностранцы) — рост на 43%. Всего на Physics graduate programs в 2010 году было 15 182 студента, MS и PhD, руками которых проводятся исследования. Цифры для химиков надо примерно удвоить. И еще есть многие сотни Post Doc — недавно получивших степень PhD ученых, проходящих что-то вроде стажировки (иногда две, каждая обычно два года) в сильных научных группах. Они занимаются только научной работой, и расходы на Post Doc еще выше, чем на аспиранта. Дополню впечатляющими данными о числе студентов, берущих классы физики (инженеры, биологи и т. д.). В 2012 году на общий курс физики, основанный на матанализе (то есть серьезный уровень), взяли более 210 тыс. человек, 250 тыс. слушали общий курс физики, основанный на алгебре. И еще 100 тыс. — односеместровый курс с простой алгеброй (как наш школьный). Кстати, в классах нижнего и среднего уровней довольно много студентов из школ бизнеса и права. Смешно спрашивать, как обстоит дело на этих факультетах у нас — они же не "ботаники", зачем им? Тут уместно добавить, что уровень уважения к науке среди американцев, поучившихся в университете, несопоставимо выше, чем у этой же группы людей в России. Больше 385 тыс. человек зарегистрировано на Physics Forum — и это не только те, кто имеет отношение к физике, но и те, кто просто любит науку. Какой пласт людей! Стереотипы rocket scientists в одной стране, "ботаники" в другой на самом деле отражают отношение, в том числе людей во власти, к ученым.

Сколько студентов-физиков в российских университетах на аналоге graduate programs? В 2010 году было около 2000 пятикурсников, 900 магистров и 1175 аспирантов, всего примерно 4000. Из них треть на самом деле на computer science, то есть тех, кто может быть вовлечен в физические исследования, не больше 3000. Сравните с американскими 15 182 — получим примерно одну пятую их числа. И учтите, что те прошли на программы по серьезному конкурсу, учеба и работа в университете их единственный труд, ну и расходы на нашего и американского graduate student несопоставимы. Такое же соотношение, если не хуже, на других STEM-специальностях. С таким количеством предлагают мощно двинуть вперед науку в университетах?

Ни американская, ни европейская

Университетская система традиционно была в первую очередь нацелена на высокий уровень образования, естественной была ситуация, когда только небольшая часть студентов задумывалась о карьере исследователя. Совсем скоро специалитета не станет, и лишь часть потенциальных пятикурсников пойдет в магистратуру. Мы уже сейчас туда берем любого, кто не отказался, — в американском университете такое представить себе невозможно. Да и ребята просто не понимают, зачем им два голодных года в магистратуре, с подработками на стороне, если диплом уже есть. У выпускников Departments of Physics коридор стартовых зарплат в частном секторе такой: Bachelor’s in non-STEM Jobs — 25–55 тыс. долларов в год, Bachelor’s in STEM Jobs — 40–60 тыс., Physics Master’s — 50–70 тыс., Physics PhD’s — 72–95 тыс. долларов в год. У последних зарплата выше в частном секторе и (!) в государственных лабораториях, таких как Los Alamos National Laboratory и т. д. Стимул учиться больше совершенно ясен. И 56%, получив Bachelor Degree in Physics в 2012 году, пошли в Graduate School.

Если призыв "нам столько физиков (вообще ученых) не надо" не будет отозван, мы уйдем далеко вниз и от сегодняшнего состояния. Сокращение преподавателей уже началось, есть реальная угроза закрытия многих ведущих специальностей, где десятилетиями концентрировались знания и традиции. На наших естественно-научных и технических факультетах аудиторная нагрузка по физике и математике уменьшилась обвально, но в учебных планах, зачетках количество часов ("трудоемкость") по министерским инструкциям в два раза больше: так, мой курс квантовой теории состоит из 17 лекций и 17 практических занятий (кстати, в Америке на этот курс у меня вдвое больше часов), но вместо 68 часов пишется 140 за счет "самостоятельного обучения", которое просто фикция. Да и где и с чьей помощью "самостоятельно обучаться"? Я вижу, как сидят с конспектами в столовых. В моем университете в США грандиозная роботизированная библиотека, открытая семь дней в неделю с половины восьмого утра до двух ночи (только в воскресенье открывается в полдень), всегда востребованная и заполненная. В ней звукоизолированные учебные комнаты, консультационные центры, бесконечное число компьютеров, все книги (кроме редких) в открытом доступе — там я вижу, как студенты работают самостоятельно и в группах.

Никто уверенно не скажет, какая система лучше — американская или европейская. Начинающему студенту со знаниями среднего американского школьника (мы уверенно идем к этому уровню) американская система облегчает путь к диплому, она более демократична, к лучшему это или нет.

Реализованная у нас конструкция не американская и не европейская, ее цели были непонятны с самого начала, неясны и сейчас. Для чего была нужна единая для всех реформа, без включения в нее основного — мобильности внутри университета на бакалаврских программах, притягательности магистратуры как громадного продвижения в карьере, — непонятно. Система вяловато, по старинке, но работала. Согласен, что реформы возможно провести только директивно, но цели должны быть сформулированы самими учеными. Настоящую реформу нужно было готовить годами, а дорогостоящую имитацию удалось быстро "впарить" властям. Мне кажется, что в отличие от реформы Академии наук здесь не было агрессии, только эгоизм, непрофессионализм и пренебрежение — унизительное перемалывание ослабленных годами дезориентации и бедности университетов произведено походя, но и без сожаления о результате.

Могут успокаивать, что это переходный период, после которого появится новая норма. Да, но на драматически сниженном уровне, снижение очевидно с каждым годом. В США я этого не вижу, в университетах с сильными инженерными программами уровень классов физики даже несколько повысился (возможно, из-за увеличения числа студентов в них) — там много ребят, хватающих на лету. Деканаты инженерных факультетов призывают держать планку преподавания естественных наук, они считают наши курсы, помимо прочего, хорошим фильтром для своих специальностей. Ну и в богатой стране богатых университетов минимум 50% (часто три четверти) graduate students на STEM — иностранцы, ясно, что не из слабых.

Что можно сделать сейчас

1. Убрать барьеры между естественно-научными факультетами. Ввести на них единое поступление, составить список предметов определенного уровня для получения степени бакалавра по каждой специальности и снять ограничение на число семестров для получения этой степени. Дальнейший переход на те или иные специальности — не раньше чем через год по конкурсу текущих оценок. Хороший результат школьного ЕГЭ можно принимать во внимание как один из факторов. Как первый шаг разрешить хорошо успевающим студентам свободное "перемещение" по университету, помочь им с индивидуальным планом, определить список двойных специальностей, например физика — математика, химия — биология. Если студент хочет взять класс, к которому он по уровню своих знаний не готов, нужно сначала взять класс более низкого уровня (для общих курсов двух уровней достаточно). Число бесплатных "кредитов" в семестр можно определить исходя из срока получения степени бакалавра за четыре года, все, что свыше, должно быть платным (за небольшие деньги — другого на наших специальностях просто не может быть) — это позволит оплачивать работу ТА, тьюторов. Отменить пересдачу экзаменов (или ограничить максимум одной), дать возможность (за плату) взять предмет снова. По всем причинам в совокупности число студентов на общих курсах может заметно вырасти, поэтому каждый общий курс должен читаться в каждом семестре — сейчас они читаются раз в году. Тогда даже с учетом предварительных и повторных классов общий срок обучения может вырасти незначительно. Факультетам эти меры могут добавить средств, а также пресечь отвратительную систему выставления удовлетворительных оценок почти ни за что.

2. Не сразу, но нужно перейти к единой "школе естественных наук" с одним деканом и единым деканатом (для огромных федеральных университетов это, вероятно, неосуществимо). Кафедры это не обязательно должно затронуть. Существующие сейчас деканаты должны заниматься только студентами, организацией тьюторства, привлечением школьников и т. д.

3. Ввести летний семестр для желающих. Это имеет много плюсов: можно получить степень быстрее, взять классы, необходимые для смены специальности в бакалавриате, летние классы можно сделать умеренно платными, в это время легче привлечь иностранных студентов.

4. Ввести существенные стипендии за счет государственного финансирования для магистров, успевающих на 4 и 5 на STEM-специальностях. Величина стипендий может быть разной на разных специальностях, на приоритетных она должна соответствовать полной занятости в университете.

Эти меры нужно провести не "ломая" людей в очередной раз, так как большинство факультетов будет стоять за сохранение настоящей структуры. Можно просто позволить университетам делать это, снабдив простыми "разрешающими" механизмами. Кто захочет — воспользуется.

Предположим, что каким-то образом нас услышат. Тогда надо найти профессоров, занятых в STEM-направлениях одновременно в российском и зарубежном высшем образовании, собрать их вместе. Боюсь, что группа будет небольшая — множество ученых работает часть времени за границей, некоторые читают отдельные курсы, но не многие рутинно преподают в двух странах (одновременные исследования подразумеваются). Целью должен быть набросок шагов к системе, в которой можно осмысленно работать. Исходя из этого надо составить список упрощающих и разрешающих решений, требуемых от Министерства образования. Потом обсуждать в университетах, сделать следующую итерацию. Потом "воззвать" к самым-пресамым верхам, попытаться донести до них, что уже сегодня — поздно. Если будет профинансировано несколько пилотных проектов, вполне возможно, что появятся сторонники. Судя по известной мне позиции ректора нашего университета, я думаю, что часть ректоров готовы поддержать реальные преобразования.

В объективно тяжелой ситуации университетской общественности надо принять, что "переждать" просто не даст жизнь — точка невозврата очень близка, многие считают, что она уже пройдена. А сверху должна быть проявлена решимость остановить дурной ход событий, понять, что адаптационные возможности университетов очень ограничены. Научные специальности находятся на грани перехода на уровень, немыслимый для нашей страны, возвращение утраченного займет десятилетия.

Я признателен д-ру М. Хеннеру, д-ру И. Макарихину, д-ру С. Шкляеву, О. Богословской, д-ру Н. Хеннер за внимательное чтение, советы и поправки.

 

 Страница 1 из 2   1 2 >Последняя страница » 
alx_me01.10.13 09:23
Хочется задать два вопроса автору. Если бы не начали трусить РАН автор разродился бы такой интересной статьёй? Какое отношение "агрессивная реформа" РАН имеет к просранной ещё ЕБН-ом сотоварищи системой образования? Спасибо за статью.
alx_me01.10.13 09:29
Какая радость что сквозь спокойное и степенное море академиков начали прорываться новые-старые идеи. Стоило прищимить хвост "крепким хозяйственникам" как в наступишей тишине стали предлагаеть решения выхода из тупика. По типу бросим этому поганому государству кусточку, - где у нас был умный дядька-болтун хотящий странного? - А, вот он! - Ну давай-ка голубчик, надо нашему государству любимопоганому что-нибудь эдакое наплести чтобы оно впечатлилось и бизнес у хороших людей не отбирало.
Антар01.10.13 09:57
Верно говорят. Действительно странная статья. "В америке такая класная система подготовки в ВУЗах и вообще PhD, а у нас вот реформа РАН".

Проблем в ВУЗах полно, спору нет. Вон наш ректор недавно заявил в кулуарах, что "кафедра должна приносить университету прибыль. Если кафедра не приносит прибыль, университету она не нужна". Кстати никакого отношения к РАН он не имеет )
alx_me01.10.13 10:25
> Антар



В каких кулуарах? В ТРТУ, сейчас ЮФУ уже как 10 лет или больше от кафедры требуют прибыль. А ежели она не выпускающая, то вообще вешайся.



На самом деле, раз точка невозврата опять пройдена, нужно заново переосмыслить систему высшего образования. на этот раз самим русским. Не допускать очередных советников напрямую к рулю. Один из вариантов это возврат с советской системе, не к западной. Учится надо у Китая, может быть Белоруссии. Сегодня можно по новому посмотреть на их, бывший наш, опыт. Но всё это огромная проблема, потому что требует указания целевой функции. Чего мы хотим от системы образования? Я вот, например, считаю что последняя тётя Маша должна хотя бы года два походить на лекции по высшей математике. Тясяча человек нихрена не поймёт, а тысячапервый окажется гением. Это огромная индустрия подготавливающая материал для будущего. Касту учителей нужно расширять. Ну и что что в СССР было слишком много инженеров? Инженер что сегодня плохо торгует на рынке? Нужно заново сформировать пирамиду знаний. СМИ обязано развивать уважение к науке. Гениев понимают только академики. Академиков понимают пропагандисты науки. Тех в свою очередь понимают учителя и так до самой базы - обычного человека. Это огромная система стабилизации общества. Должно быть возвращено чувство сопричастия. Слово "ботаник" должно быть исключено из оборота, как идеологически враждебное. Мораторий на пропаганду должен быть снят. Иначе решив проблему высшего образования вы опять породите белоленточных червей. И конечно всё это противоречит рыночной теории.



Автор не рассказал кто же учится в этих самых передовых западных ВУЗах планеты. Кто это будущее? Почему они туда идут и кто их мотивирует. Культ гамбургера их не заманил? Что-то не верится. Когда я слышу что-то вроде: "Вы оплачиваете только малую часть, остальное получаете даром", я сразу прячу кошелёк. Сколько долга на каждом студенте висит после окончания образования? Чтобы не перенять минусы нужно их знать. Надо бы и о них написать, а то статья однобокая.
acprog01.10.13 11:00
Отличная статья, спасибо Автору! Надеюсь его услышат.
Главный Злодей01.10.13 11:39

Если призыв "нам столько физиков (вообще ученых) не надо" не будет отозван, мы уйдем далеко вниз и от сегодняшнего состояния. Сокращение преподавателей уже началось, есть реальная угроза закрытия многих ведущих специальностей, где десятилетиями концентрировались знания и традиции.

ссылка :

=== Вместе с тем, эти меры приведут к ухудшению условий существования для очень большого количества балласта, который, к сожалению, есть не только в самой Академии среди ее членов, но и среди самого научного сообщества. Ведь в результате десятков лет иждивенческого ничегонеделания возникла сообщество людей с завышенной самооценкой, излишне критически настроенных ко всему, что творится вокруг них, мнящих себя творческими личностями, учеными и интеллектуальной элитой, но на деле ничем этим не являющимися. ===

Собственно, тут добавить нечего.

alx_me01.10.13 12:51
Ещё большее спасибо ГЗ за ссылку. Хотелось бы увидеть эту статью на главной.
malandro01.10.13 13:19
>>alx_me, RU
Должно быть возвращено чувство сопричастия. Слово "ботаник" должно быть исключено из оборота, как идеологически враждебное. Мораторий на пропаганду должен быть снят. Иначе решив проблему высшего образования вы опять породите белоленточных червей. И конечно всё это противоречит рыночной теории.

Абсолютно согласен по каждому слову.
40 — общее образование/general education requirements (эти курсы определяет колледж), 40 — programmatic requirements (курсы определяет факультет) и 40 — по выбору/electives
Для тех кто не в курсе - нормальной практикой в штатах эти вот 40 electives выбирают например игру на гитаре и т.п., просто потому что легче. И выходят гордые физики, без хороших знаний химии, но зато бодро дренькающие на гитаре ихнюю "мурку", о чем есть настоящий пропечатанный диплом. Приговор: шаг в сторону - наступает образовательный паралич "ай донт ноу" ) Неее, нам такое образование точно не надо, а гитару мы и так осваиваем в свободное время.
USSR201.10.13 13:31
У государства нет амбициозных целей. Нет смыслов развития страны. Я не говорю уж об идеологии - уже давно не до жиру. Отсюда мелкотемье и попытка симитировать успешную уверенную поступь победителя. Если б проблемы у нас были только в области высшего образования!
chep-6501.10.13 13:32

Честно говоря, комментировать ссылку г-на Г.Злодеюшко на г-на Северинова не хочу - ибо Северинов типичный узкий специалист с гипертрофорованным самомнением, типа небезызвестного Каспарова, но готовый всех и каждого учить и поучать. Авторитет самого г-на Г.Злодеюшко на данном сайте велик только благодаря возможностям по модерациии и троцкистско-комиссарскими наклонностям. Хочу только добавить маленькое замечание:

"Балласт в технике, механике и снаряжении — это дополнительный постоянно закреплённый или временно погруженный (принятый) груз с целью добиться результатов по одному или нескольким сразу из нижеперечисленных пунктов:

улучшение балансирных качеств (то есть посадки объекта включая крен и дифферент, остойчивости или устойчивости путём смещения центра тяжести объекта в нужном направлении);
достижение определённого положения в равновесии силы притяжения силы отрыва от поверхности (то есть силы подъёма в воздух, силы плавучести или выталкивающей из воды силы);
утяжеление предмета с целью уменьшения вибрации или уменьшения влияния на предмет внешних факторов (погоды в том числе)"
Главный Злодей01.10.13 13:49

Честно говоря, комментировать ссылку г-на Г.Злодеюшко на г-на Северинова не хочу - ибо Северинов типичный узкий специалист с гипертрофорованным самомнением, типа небезызвестного Каспарова, но готовый всех и каждого учить и поучать.

А г-н, к примеру, " ссылка профессор кафедры теоретической физики Пермского университета, профессор кафедры физики университета Луисвилля", надо полагать, нетипичный широкий специалист выдающейся скромности, типа не знаю даже кого, который ни кого ни разу не учит и не поучает? И вот эта статья, под которой мы тут комментируем - оптический обман?

Хочу только добавить маленькое замечание:

"Балласт в технике, механике и снаряжении

То есть, кроме как изобразить остроумие и эрудицию, возразить вам нечем? Ну давайте поизображаем остроумие и эрудицию.

"БАЛЛА́СТ , а, м. [нидерл. ballast, нж.-нем. ballast < ст.-шв. barlast < bar пустой + last груз].(...) перен. То, что излишне отягощает, обременяет кого-что-н. Сократите штаты, избавьтесь от балласта. "

chep-6501.10.13 15:15

Так я ведь про Вашу, г-н Г.Злодеюшко, ссылку написал. Обсуждаемая статья - вроде как не оптический обман. Я, грешным делом, правда касательно именно Вашего существования в реальности до конца не уверен - многие Ваши комментарии похожи на автоответчик, реагирующий на ключевые слова. А по существу заметки, кстати говоря, и Вы, г-н Г.Злодеюшко, ни хрена аргументов не представили. Ваша позиция по поводу реформы РАН мне известна. Вполне ливановская. По этой причине Ваш патриотизм хоть мне и близок (я не разделяю Ваши политические взгляды, но очень хочу верить, что Вы действительно являетесь патриотом России, а не кажетесь им), но полностью для (меня лично) обнуляется.

Разговоры о реформе Академии начались еще в перестроечные времена (а может и раньше, сейчас уже трудно вспомнить), понимание проблемы, что надо как-то меняться у начного сообщества было и тогда. Так что, естественно, за 30 лет проблем только добавилось. Мерзость в нонешней реформе заключается в том, что вполне по-чубайсовски предложен один единственный вариант реформы, он же признан единственно правильным - ибо "чего там думать, трясти надо". Вы, к сожалению, тоже в этот ливановско-вшэшный мэйнстрим вписались. Еще раз повторюсь - раздражает безальтернативность подачи.

Пы.Сы. Можете банить.

AndreyGoose01.10.13 16:08
просто к слову: когда в начале 2000-х учился во Владимирском госуниверситете, на мой вопрос к замечательному преподавателю о части неотремонтированных помещений в университете, преподаватель ответил: Все просто, мы зарабатываем 450млн.руб в год, деньги уходят в бюджет, а потом возвращают 50млн.руб, в которые входят оплата коммуналки и зарплаты сотрудникам. Следовательно на ремонт остается не так как хотелось бы.
alx_me01.10.13 16:23
> chep-65



Тельняжку не порвите! Никто вас банить не собирается. Прятанье с глаз убогих, как в СССР, народ лишает иммунитета. Вы нам нужны как образец. Стойте где стоите. На своей точке зрения. И от вас будет народу польза. Как от ослабленного вируса.
argus9801.10.13 16:35

"Разговоры о реформе Академии начались еще в перестроечные времена (а может и раньше, сейчас уже трудно вспомнить), понимание проблемы, что надо как-то меняться у начного сообщества было и тогда. Так что, естественно, за 30 лет проблем только добавилось. Мерзость в нонешней реформе заключается в том, что вполне по-чубайсовски предложен один единственный вариант реформы..."(с) chep-65

"Мерзость" заключается в том, что "за 30 лет проблем" РАН и пальцем не пошевелила, чтобы "разговоры о реформе Академии" превратились в ДЕЙСТВИЯ.

Ёжик - птица гордая, пока не пнёшь - не полетит. Вот и ссылка , благодаря "М. Хеннеру, д-ру И. Макарихину, д-ру С. Шкляеву, О. Богословской, д-ру Н. Хеннер" наконец-то замахал крыльями, глядишь, может и полетит. А не было бы законопроекта, так и сидели бы они все в своих норах... Молча.

chep-6501.10.13 16:44
>alx_me, RU

Рвать тельняшку не буду - на флоте или в ВДВ не служил, да и не уверен, что служившие там, ее рвут на себе. А Вы бы слово "тельняшка" правильно научились писать, а то пафос пропадает .ГЗ и сам ответить может, так что в адвокатах он не нуждается, уж у него-то с реакцией все отлично. И кстати, он может быть даже вполне нормальный мужик, да только детство и юность на больно бл..ское время пришлись, когда зацепиться убеждениями не за что было, и про единственно правильный путь развития вещали чубайсы с гайдарами, под дудки амерских советников.

Насчет себя, как ослабленного вируса - подумаю, в этом что-то есть. Расслабьтесь.

timosha01.10.13 16:45
1. На западе уже лет 500 как принята либеральная модель. Что для университетов, в частности означает, что никто не лезет во внутренние дела и финансы университета. Полиция имеет весьма ограниченный доступ на территорию университета. Университет, чтобы быть успешным, вступает в сложные взаимоотношения с государством и бизнесами. В дела бизнесов, кстати, тоже никто не лезет, особенно если бизнес частный. Государство лишь устанавливает ограничения для университетов, бизнесов и т.д., что делать не следует ни при каких обстоятельствах. А что они должны делать - не устанавливает. Государство может заказать какие то услуги, разработки и т.д. за деньги, естественно. А что университет заработал - так это всё его, он даже налоги не особо платит.
2. А в России дяди из Москвы говорят, что университеты и бизнеса должны делать. В советское время сложилась какая то система взаимоотношений науки-образования-государства. Теперь старые науку-образование поломали, а государство ведёт себя по-старому, всем указывает что и как делать. Ну и получается результат, что стало даже хуже, отнюдь не лучше.
chep-6501.10.13 16:59

>argus98, RU

Согласно современным воззрениям Димитрия Анатольевича везде должны быть тендеры и соревновательность. Что мешало Димитрию Анатольевичу объявить "тендер" на проект реформы РАН? Дескать, господа академики, терпеть вашу неэффективность в организации борделей на подведомственных площадях больше нету сил, посему объявляем тендер. Техзадание выглядит так-то и так-то. Тут у нас, кроме вас, еще ГУ ВШЭ поучаствует, биолог Северинов мыслей набросает, министр Ливанов, еще какой-то там Алферов грозился - так что в путь, господа! Срок подачи заявок - N-ского числа.

Может я что-то пропустил - и было-таки всенаучное обсуждение программ и проектов?

т-кк01.10.13 17:11


Нашу РАН легче расстрелять чем реформировать...
Реформа РАН будет стоить государству 70 млрд рублей
ссылка
Alaska2801.10.13 17:15

непонятно зачем тень на плетень наводить в этих самых STEM ?

Взять обычный уровень преподавания физики в сильном российском вузе. Например, на физтехе он такой:

1. курс - общая физика (механика, молекулярная), матан, аналитическая геометрия, аналитическая алгебра, информатика, химия (биология на нек-рых фак-тех), иностр.яз, ...

2 курс - общая физика (эл-во, оптика), матан, дифуры, теоретическая механика, иностр.яз, ...

3 курс - общая физика (ядреная), тфкп, методы матфизики, квантоая физика, иностр.яз, ...

4 курс - теоркурсы, спецкурсы

Плюс лабораторки и практические занятия.

Это базовые предметы. На разных фак-х есть еще доп предметы на первых 3х курсах, введения в спец-ции. Но сама база - довольно полная для формирования грамотного бакалавра.

При нормальном уровне требований - студенты из кожи вон лезут, чтоб успевать осваивать теорию, решать кучу задач и выпонять лабораторки по физ-химии-информатике.

Как 30 лет назад, так и сегодня на физтехе эта программа БАЗОВЫХ предметов для бакалавров остается почти без изменений. Да, уровень студентов накладывает отпечаток, но если универ ТРЕБОВАТЕЛЕН, то студенты вынуждены быстро подтягиваться.

На том же физтехе на многих фак-тах заканчивают 4 курса 60-70% первокуров. Есть оч сильные фак-ты, куда идут сильные студенты - там отсев намного меньше - напр на ФОПФе он редко бывает больше 10% к 4-му курсу.

Так что не вижу в чем система предметов по STEM плоха в России. На мой взгляд все зависит от позиции самого универа - если они гонят шару и за деньги принимают экзамены - то при чем тут реформа РАН?

В конце концов - эксперимент есть критерий истины. Чем выше результаты показывают выпускники или студенты - тем более точечное и мощное финансирование возможно.

argus9801.10.13 17:17

> chep-65 "Может я что-то пропустил.."(c)

Да, пропустил. Подпинывание РАН шло не один год, в результате - ни одной "программы и проекта". Соответственно - ни одного обсуждения, ибо обсуждать нечего. Даже когда появился законопроект, РАН никакой альтернативы не родила. Ну а критиковать мы все горазды, тут много ума не надо.

PS Извиняюсь, была одна программа от РАН: "Дайте больше денег, и не вмешивайтесь". Я вот тоже не против двинуть такую программу реформирования своему директору, но боюсь не поймёт, уровень не тот :))

_STRANNIK01.10.13 17:47
Уважаемый Г.З!
Совершенно искренне признателен Вам за ссылку на г. Северинова!
Вот кстати вторая часть ссылка
Поскольку Вы ссылаетесь на г. Северинрва , как на эксперта ,позволю процитировать отдельные его тезисы:

1. "Почему с ними не обсудить эту реформу? /имеются в виду ученые РАН/

Потому что они эксперты не в реформе науки, они эксперты в своей узкой области. Если речь идет о транскрипции ДНК, я всегда пожалуйста...
А как можно оценить проект реформы науки? Никто из "эффективных" ученых не сможет компетентно этого сделать. Любому нормальному ученому хочется как можно больше средств и преференций для проведения своей работы. И это естественно, потому что именно в своей тематике он или она заинтересованы больше всего. Но это вовсе не означает, что этот интерес совпадает с более общим взглядом на способ организации научных исследований в стране. "
При этом г. Северинов не замечает , что таким образом противоречит сам себе, бескомпромисно поддерживая правительственную реформу РАН.
2."РАНовское начальство любит говорить о своей нужности (в основном, обращаясь к прошлому). Речь при этом идет о космосе, ядерном щите, и всяких орудиях убийства. А что делает РАН для просто людей?"
Какая забота о гражданах России... И не в домек г. Северинову , что если бы не ракетно-ядерный щит... ну Вы поняли.
3."... Все это – реальная попытка увеличить долю конкурсного финансирования в фундаментальной науке. Если хотя бы часть из этого реализуется (а часть из этого уже реализовалась, ведь старые ФЦП тоже в этом направлении работали), это будет способствовать улучшению условий работы российских ученых. "
Вот я подумал - что будет если на конкурсной основе объявить привлечение средств по теме "новые физические принципы в разработке пучкового оружия". С привлечением иностранных инвесторов. Отбоя от желающих не будет. И точно хорошо заплатят. Нам это надо?
Я не против реформ. Главное - не навредить.
Собственно по обсуждаемой статье. Стать полезная. Автор совершенно конкретные рекомендации дает. Может кто и услышит.
_STRANNIK01.10.13 18:07
Alaska28, MD
Физтех и МИФИ - вузы особые. Всегда были и в значительной степени остаются кузницей кадров для ВПК.
Приводить их в пример - не совсем корректно.
До кучи .За Физтех сказать не могу , а в МИФИ уровень подготовки ( по сравнению с СССР) сильно просел... к сожалению. Это не лично мое мнение , это мнение тех кто там не один десяток лет работает.
timosha01.10.13 18:19
> _STRANNIK
Alaska28, MD
Физтех и МИФИ - вузы особые. Всегда были и в значительной степени остаются кузницей кадров для ВПК.
Приводить их в пример - не совсем корректно.
До кучи .За Физтех сказать не могу , а в МИФИ уровень подготовки ( по сравнению с СССР) сильно просел... к сожалению. Это не лично мое мнение , это мнение тех кто там не один десяток лет работает.
Справедливости ради, уровень МФТИ и МИФИ начал проседать ещё в 80-е. Конкурс стал не астрономический уже тогда.
_STRANNIK01.10.13 18:27
timosha, EU
"Справедливости ради, уровень МФТИ и МИФИ начал проседать ещё в 80-е. Конкурс стал не астрономический уже тогда."
Вы правы .Уже тогда. Но не на столько.
т-кк01.10.13 18:50

Американская система высшего образования продукт их культуры, со всей её атрибутикой.
Ну нет у них нормального среднего, потому и приходится доучивать до среднего, в нашем понимании, в их универах, чего уже не может позволить себе каждый.
Советская система среднего образования была сильной и не была добренькой. В конце 60-х, начале 70-х у учителей были "рейтинги" гласные и не гласные, и они были серьёзным финансовым подспорьем за репетиторство, и подготовку тупых детишек начальников к поступлению в вузы.
После восьмого тупым смертным - пинок под зад в ПТУ, чтобы не портили отчётность. Кто-то уходил в техникумы. То есть в 9-10 оставались довольно сильные ученики - потенциальные студенты. И чем больше поступало в вузы у данного классного руководителя, либо предметника, чем круче был вуз - тем выше рейтинг учителя, а сарафанное радио делало своё дело.
Советская вышка базировалась, в основном, на системе специализированных институтов, а не университетской. Нынче же придумали фигню университетско-колледжевскую, фигнёй и стало, обманом трудового народа.
Науки есть фундаментальные, есть прикладные.
Фундаментальную должно финансировать государство, ибо нет от неё проку текущим поколениям, а есть выстраивание базы для будующих.
Прикладухой может заниматься кто угодно и финансироваться кем угодно. В частности, если гикнулись, по большей части, отраслевые и межотраслевые НИИ, то часть их функций могут взять на себя специализированные вузы, в качестве исследовательских центров. А это и дополнительные деньги, и студенты имеют отличную практику, и подготовка научных кадров высокого уровня.
*
Вполне можем выстроить свою родную, уникальную систему образования и науки от А до Я.
alx_me01.10.13 18:52
> chep-65



За тельняшку спасибо, с прискорбием признаюсь в досадном ляпе. Насчёт расслабления не надо. Если я ещё больше расслаблюсь могу обделаться. Слишком много хороших новостей сегодня. Насчёт вашей горькой иронии вам ещё раз напоминают что РАН-у давали пять лет отсрочек. Ну дайте план, ну дайте план. Но вот теперь он у вас появится. Но уже постфактум. Академики спасибо должны сказать. Сами они ещё десять лет сейчасами нас бы докармливали.
timosha01.10.13 19:41
т-кк - Вполне можем выстроить свою родную, уникальную систему образования и науки от А до Я.
Это точно. А если не получится, легко можно будет пригласить немцев и прочих англичан, как сделали Пётр и Екатерина.
malandro01.10.13 22:42
> timosha
т-кк - Вполне можем выстроить свою родную, уникальную систему образования и науки от А до Я.
Это точно. А если не получится, легко можно будет пригласить немцев и прочих англичан, как сделали Пётр и Екатерина.
Лучше не надо, т.к. главным приоритетом должно быть сбрасывание с идейного олимпа "заведомого превосходства запада". Учиться надо всегда и везде, а вот вешать себе на шею западное "превосходство" категорически не стоит.
Хотелось бы пояснить один момент "по-умолчанию". Есть две системы ценностей: наша русская и западная. На западе первым застолбить некое открытие или технологию - высшый идеал, т.к. тут он может обратить это в звонкую монету и славу, и плевать на остальных, образно говоря. Для нас же исторически гордое тыкание себе в грудь было скорее по части зазнайства и исключения, наоборот, наши первооткрыватели чего-либо зачастую подолгу не рекламировали это и относились к этому скорее как к тактической победе над своим незнанием. Надеюсь, что выражаюсь ясно. Примеров много - и перегонка нефти, и радио-электрические открытия и т.п. Т.е. классическим стилем русских было создание новых прорывных технологий скорее в моменты противостояния с западом, перед которым мы если и отставали технологически на начало конфликта, то потом разгонялись и перегоняли далеко вперед. Ну а уже потом, при уменьшении угрозы, снова вставали на спокойные и неторопливые мирные рельсы. Так что наше отставание в некоторых областях - это не недостаток, а достоинство, т.к. главная суть души русской лежит не в придумывании супер-пупер девайсов с соответствующими патентами, а скорее в чем-то другом, находящемся выше этой суеты.
Грубо говоря, латинская америка живет днем сегодняшним, запад - следующей неделей, а мы - стратегическим будущим.
И пару слов о превосходстве запада - вся вековая суета запада, инспирируемая им на подсознательном уровне, на мой взгляд схожа с комплексом неполноценности низкого пацана перед высоким мужиком. Я это вижу даже по сравнительной лингвистике, которая является зеркалом культурного развитя. Русская культура породила западную, а никак не наоборот. Мы центр, а они деформированая и перемешанная периферия. И плясать надо только от этой печки!
iz0901.10.13 22:59
Начать надо с того, что Россия - не Америка и никогда ею не станет.

Отсюда, вся абсурдность "реформ" в области высшего образования, которые проводились пиндосовскими наемниками. У баснописца И.А, Крылова есть замечтаельные строки, как сын льва, поучившись у птиц, стал обучать зверей вить гнезда.

Такую же дебильную политику мы получили на 20 лет колониального режима. Бред в ней все: ЕГЭ, протащенное провокациями в прессе и понизившее уровень студентов, идиотское тестирование, полностью оторванное от хоть какого то учета специфики подготовки студентов, бакалавриат - бред сивой кобылы, магистратура - по сути плохая подготовка специалиста, насилование какими-то бесконечными НИРами для студентов, которые благодаря ЕГЭ не могут простейшие формулы запомнить. Все это усиливается тупыми исполнителями приказов.

Что делать, ведь у РФ нет независимости экономической,политической, а, следовательно, и образовательной.

Tumi01.10.13 23:37
> _STRANNIK
Alaska28, MD
Физтех и МИФИ - вузы особые. Всегда были и в значительной степени остаются кузницей кадров для ВПК.
Приводить их в пример - не совсем корректно.

. А в чём проблема? Обычный уровень университета. Alaska28 ещё забыл добавить к ядерке атомку, физику твёрдого тела со всякими кристаллографиями, электродинамику, РЭЛ, квантмех, вариационку и ещё что-то, уже не вспомню с ходу. Очень даже всё осваиваемо, даёт хорошее повышение среднего уровня.

Tumi01.10.13 23:59
> iz09


ЕГЭ, протащенное провокациями в прессе и понизившее уровень студентов,

(...) студентов, которые благодаря ЕГЭ не могут простейшие формулы запомнить.

. Ну, не знаю. Вы с ЕГЭ как-то сталкивались? Нынешние варианты по ЕГЭ есть очень даже тяжёлые. Напоминаю, у меня ребёнок ЕГЭ сдаёт, я в этом сейчас варюсь и помогаю одноклассникам-экстрернатчикам. Что поделать, если естественно-научников тут мало... Так вот, скажу что некоторые задачи C-уровня я не всегда с ходу решу. Уровень, конечно, не ЗФТШ, но где-то близко. Чтоб ребёнок имел шансы решить ЕГЭ, нам приходится брать примеры из билетов НГУ/МГУ/МИФИ и так далее.

. Есть претензии к неоднозначности условий задачи - пару раз примеры решали с более сложным условиям, потом оказывалось что подразумевалось пренебрежение некоторыми неоговоренными факторами. Но к уровню у меня претензий нет. Получить при таких задачах выше 70, не запоминая простейшие формулы, я точно могу сказать - невозможно. Претензии могут быть по возможности списывания ЕГЭ, но это претензии к организации, но никак не к уровню. В конце-концов, в наших ВУЗах тоже были варианты с возможностью "занести" председателю приёмной комиссии.

. А ВУЗам с никто не мешает отчислить с первого семестра тех, кто не помнит простейшие формУлки. Разве не так? Да и в ВУЗе их надо не помнить, а уметь выводить. С простым запоминание далеко не уедешь - надо понимать.

. Я откровенно завидовал в прошлом году пареньку-экстернатчику, который по результатам ЕГЭ поступил в Баумановку. Мальчишка знал явно не больше меня в его возрасте, но получил нужные баллы и понял что проходит - подал туда бумаги. Была бы у меня возможность так легко предсказать поступлю/нет - глядишь, жизнь сложилась бы иначе. :-)

iz0902.10.13 00:17
Мои коллеги из технических вузов однозначно утверждают: после введения ЕГЭ резко упал уровень знаний студентов-первокурсников и не потому что задачи простые, а потому что нет системы знаний, она заменяется выяснением частностей. Я видел ЕГЭ по химии, да задачи сложные и главное - никому не нужные! Они не позволяют понять закономерности, а сводят проверку к каким-то абстрактным манипуляциям терминами и цифрами.

При этом уже который год игнорируется, что в республиках и автономиях эти ЕГЭ делаются методом "семейного подряда". У коллег одна приезжая принесла документ с ЕГЭ где было 310 баллов. И должны были принять, ведь больше баллов - не меньше.

Самое трагичное, что все это мы получили как приказ или из США или из ЕС. В США система тестирования вытеснила знания и была протащена небезызвестным А. Кингом, а в ЕС вся эта система ЕГЭ просто применяется для примерной оценки знаний. А Болонская конвенция вообще принималась так: ректоры вузов Италии подали в отставку против этой Конвенции. На ректоров наплевали либерасты. Протаскивали Болонскую конвенцию, сразу формируя "группу поддержки", члены которой получали право ездить в Европу с детьми, как к себе домой. Ну и естественно ее и протащили таким способом.

_STRANNIK02.10.13 00:28
Tumi, EU
"А ВУЗам с никто не мешает отчислить с первого семестра тех, кто не помнит простейшие формУлки. Разве не так? Да и в ВУЗе их надо не помнить, а уметь выводить. С простым запоминание далеко не уедешь - надо понимать."
Да ктож c Вами спорит. Только "ЕГЭ" заточен именно на запоминние. А понимание- в лучшем случае в МГУ МФТИ МИФИ. И не надо прикидываться "ветошью" . Глобально идет заказ на дебилизацию... Элита своих по любому доучит.
". А в чём проблема? Обычный уровень университета. Alaska28 ещё забыл добавить к ядерке атомку, физику твёрдого тела со всякими кристаллографиями, электродинамику, РЭЛ, квантмех, вариационку и ещё что-то, уже не вспомню с ходу. Очень даже всё осваиваемо, даёт хорошее повышение среднего уровня."
Вот вот ... А раньше было существенно выше среднего уровня....Ферштейн зи?

Tumi02.10.13 00:36
> iz09
Мои коллеги из технических вузов однозначно утверждают: после введения ЕГЭ резко упал уровень знаний студентов-первокурсников и не потому что задачи простые, а потому что нет системы знаний, она заменяется выяснением частностей. Я видел ЕГЭ по химии, да задачи сложные и главное - никому не нужные! Они не позволяют понять закономерности, а сводят проверку к каким-то абстрактным манипуляциям терминами и цифрами.


. Я понял Вашу претензию. Но дело не в ЕГЭ. Повторюсь - многие задачи рассчитаны на умение разбить их на 2-3 подзадачи. Или выбрать удобную систему отсчёта (не ту, что подспудно вводится в условии). Или выбрать нужную подстановку. Задачи не решишь с ходу, надо понимать их смысл, сопоставить прямо не указанные факторы. Тут к составителям претензий нет.

. А то что Вы описали, по моим наблюдениям, это проблема не ЕГЭ и не школьного преподавания. Это проблема потери системы "непрерывного образования", нет популяризации знаний, науки. Нет внешкольной системы преподавания. Я иногда ужасаюсь, как современные дети мало знают МЕЖДУ какими-то базовыми понятиями. Они могут просто на отлично знать узкое направление, но шаг влево-вправо и обнаруживаем вопиющую безграмотность. Да что говорить о детях? Если у нас в "элитарной" телевизионной программе "Что? Где? Когда?" так называемые "знатоки" перестали отвечать на вопросы требующие обычных знаний? К примеру, вспомните - историю возникновения "Чёрной пенни" в СССР знали даже двоечники, хотя бы слышали. А я недавно смотрел по интернету запись программы, в которой "знатоки", услышав эту историю (слегка в исковерканном виде) не смогли даже догадаться что речь идёт о почтовой марке! А Вы говорите - ЕГЭ... общий уровень упал - пропало внешкольное образование, знания в голове заменили на умение "выработать индекс по поиску в базе гугля".

。Про коррупцию я писал выше - это проблема не ЕГЭ, а его организации. На вступительных экзаменах в ВУЗы тоже была коррупция. Зато несомненный плюс ЕГЭ - облегчение возможности поступить иногороднему в выбранные ВУЗы.

 Страница 1 из 2   1 2 >Последняя страница » 
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» "Волнорез" не дал дронам поразить оставленный в поле на ночь "Солнцепек"
» Минобороны Индии раскритиковало предложение оппозиции уничтожить ядерное оружие
» Бен-Гвир: Иран уничтожил две военные базы
» Подполье сообщило об ударе по аэродрому в Николаевской области
» В иранском Исфахане не зафиксировали повреждений после срабатывания ПВО
» Турки обошли британские санкции за перевозку российской нефти: танкеры пошли дальше
» Daily Mail: Британии указали на зияющую брешь в национальной ПВО
» Иран, Ирак и Сирия договорились о сотрудничестве в борьбе с терроризмом

 Репортаживсе статьи rss

» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав
» Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут
» Нам не оставили выбора, и мы действовали: 10 лет назад была провозглашена Донецкая Народная Республика
» США переживают крах кораблестроения из-за нехватки рабочих
» Ароматная история: что произошло с отечественной парфюмерией за последние три века
» США торпедируют российский танкерный флот

 Комментариивсе статьи rss

» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения
» «Мировое правительство» послало к Трампу безнадежного гонца
» Вымирание вместо перенаселения
» Бывший десантник США Вил рассказал, почему вступил в Российскую армию

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"