Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва
Восьмое Марта!!!
Главная страница » Наши публикации » Просмотр
Версия для печати
ШОС прицелилась и готова выстрелить
06.08.07 00:05 ШОС и ситуация в Азии

Может показаться невероятным, что региональная организация сотрудничества начинает свой ежегодный саммит в декорациях военных учений. Европейский союз, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Африканский союз, Организация Латиноамериканских государств, ни один из них такого никогда не делали. Следовательно, Шанхайская организация сотрудничества действительно дает очень серьезный сигнал, проводя широкомасштабные военные учения 9-17 августа. ШОС громко заявляет международному сообществу, что не существует «вакуума» в центрально-азиатском стратегическом пространстве, которое нуждается в заполнении сторонними организациями безопасности.

Учения под кодовым названием “Миссия мира 2007» будут проходить в Челябинске, российский Волго-Уральский военный округ, и в Урумчи, столице китайского уйгурского автономного района Синьцзян (Xinjiang). Саммит ШОС намечено провести в столице Кыргызстана Бишкеке 16 августа. После саммита (в высшей степени символический жест) главы государств и министры обороны Китая, России, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана будут наблюдать завершение совместных военных учений в Урумчи.

ШОС никогда не проводила полномасштабных военный учений с участием всех своих стран-участниц. По оценкам в этом мероприятии примут участие 6500 человек, в том числе 2000 российских и 1600 китайских военнослужащих. Впервые Китай отправляет свои воздушно-военные подразделения на военные учения за рубежом. Россия и Китай разворачивают 36 и 46 самолетов, соответственно, и каждый предоставит шесть самолетов военно-транспортной авиации Ил – 76, чтобы провести имитацию наступления с воздуха.

Издание «Народная Газета» (People's Daily) процитировало китайского военного специалиста Пэна Ганкяна (Peng Guangqian) из Китайской Академии военных наук: «Эти учения направлены, главным образом, на демонстрацию улучшения сотрудничества в области безопасности между государствами-членами ШОС, укрепления антитеррористического потенциала членов ШОС, улучшения китайско-российских отношений и модернизации вооруженных сил стран-участниц». Принадлежащее правительству Китая издание «Чайна Дейли» (China Daily) подчеркивала, что учения показывают, что «сотрудничество ШОС в вопросах безопасности вышло за рамки вопросов регионального разоружения и границ, и включает в себя пути решения нетрадиционных угроз, таких как террористы, сепаратистские силы и экстремистские религиозные группы».

Китайское министерство обороны в своем заявлении подчеркнуло, что учения «не нацелены на другие страны и не связаны с интересами стран, не входящих в ШОС». Выступая перед журналистами, заместитель командующего российских сухопутных сил генерал Владимир Мольтенский также сказал, что учения «не направлены против третьих стран».

ОДКБ охватывает Китай

Несмотря на эти сдержанные высказывания, вполне очевидно, что китайско-российское стратегическое взаимодействие выходит на качественно новый уровень. Наиболее важным показателем в этом направлении является то, что на саммите в Бишкеке можно стать свидетелем подписания официального протокола о сотрудничестве между ШОС и Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Ожидается, что документ четко определит тенденции сотрудничества между двумя региональными организациями, занимающимися вопросами безопасности, в предстоящий период.

Это, несомненно, является важным событием в евразийском пространстве. Предлагаемая формальная связь между ОДКБ и ШОС, по сути, означает ОДКБ плюс Китай, поскольку все остальные страны-члены ШОС (кроме Китая) уже являются членами ОДКБ. (В ОДКБ входят Россия, Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан.)

Нельзя упускать из виду, что партнерство ОДКБ - ШОС формализуется меньше чем через месяц после решения Москвы 14 июля приостановить свое участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). ДОВСЕ был первым после Второй мировой войны договором о сокращении обычных вооружений, достигнутым между Востоком и Западом. Влиятельный российский стратегический аналитик Глеб Павловский предупреждал 14 июля, что «сегодняшнее решение не является пропагандой, это переход к новому серьезному этапу в выстраивании Россией новой архитектуры безопасности на фоне мирового перевооружения вблизи наших границ. "

Ссылаясь на неуклонное американское окружение России, он добавил: «Практически все страны, вдоль южных и западных границ России нафаршированы ракетами… Идет сумасшедшая гонка вооружений на Кавказе, в Каспийском и Черноморском регионах, и она ведется европейскими и неевропейскими странами, ни одна из которых не выполняет ДОВСЕ». В этом контексте, говорит Павловский, Москва предпочтет выбрать «новые договорные противовесы» в Европе и Азии. «Если страны Европы и Азии готовы к этому, Россия первая согласится на такие переговоры».

Возможно, мы наблюдаем в учреждаемой официально связи ОДКБ - ШОС первое свидетельство «новых договорных противовесов», о которых говорил Павловский. Российская политическая мысль уже на протяжении нескольких месяцев движется в направлении выстраивания сил ОДКБ как противовеса НАТО.

В декабре прошлого года обращаясь к медиа-форуму Содружества Независимых Государств (СНГ) и государств Балтии, заместитель премьер-министра (бывший в то время одновременно и российским министром обороны) Сергей Иванов сказал: «Следующим логичным шагом на пути укрепления международной безопасности может стать развитие механизма сотрудничества между НАТО и ОДКБ, следующее за четким разделением сфер ответственности. Такой подход открывает перспективы, позволяющие нам иметь достаточно надежные и эффективные рычаги для принятия совместных мер в кризисных ситуациях в различных регионах мира» (выделено автором).

Не то, чтобы Иванов не знал, что НАТО ни в коей мере не заинтересован в контактах с ОДКБ. (Страны ОДКБ занимают примерно 70% территории бывшего Советского Союза.) В течение последних трех лет Россия выходила с предложениями о целесообразности ограниченного сотрудничества между ОДКБ и НАТО в борьбе с оборотом наркотиков из Афганистан. Но НАТО по требованию Вашингтона оставалось глухим. Это была последовательная политика НАТО (и Вашингтона) – не признавать ОДКБ как региональную организацию по безопасности, и вместо этого поддерживать отношения со странами - членами ОДКБ на двусторонней основе.

Поэтому Иванов только подчеркнул, что Москва будет решительно сопротивляться вторжению НАТО на территорию бывших советских республик. Это вытекает из московских ожиданий, что НАТО отнюдь не будет возражать против собственного расширения еще дальше, предлагая членство некоторым странам СНГ. Россия против такого расширения, но ее дипломатические усилия не срабатывают. Военный вариант становится необходимым. В своей речи Иванов не только сделал решительное заявление по поводу места ОДКБ в Европе, но и намекнул, что Москва рассматривает центрально-азиатские стран в ШОС, особенно Китай, в качестве потенциальных союзников блока.

Несколько месяцев спустя, в мае, во время выступления на конференции в Бишкеке «Вызовы безопасности и угрозы 21-го века», Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа атаковал НАТО в лоб, сказав, что альянс проводит «политику проецирования и консолидации своего военно-политического присутствия на Кавказе и в Центральной Азии». Он добавил, что эти виды деятельности представляют собой “вызовы и риски» и подрывают стабильность на постсоветском пространстве. Бордюжа уточнил, что стратегия Соединенных Штатов в Центральной Азии направлена на вбивание «геополитического клина» между региональными государствами с одной стороны и Россией и ОДКБ, с другой. Он сказал, что Вашингтон пытается переориентировать государства Центральной Азии на США «в новом формате, охватывающем, помимо государств Центральной Азии, еще Афганистан, Пакистан, а в будущем и Индию».

Действительно, в последнее время Россия почти ослабила стратегию НАТО в Центральной Азии. Оглядываясь назад, НАТО неправильно рассчитало свою способность вторгнуться в регион, где традиционно преобладает влияние России, и где Москва решительно настроена на сохранении статус-кво любой ценой.

На протяжении последних двух лет, Москва быстро выстроила ОДКБ как бастион против НАТО в Центральной Азии. Некоторые российские комментаторы прогнозируют, что ОДКБ суждено стать Варшавским Договором. Как бы то ни было, почти в прямом соответствии московскому акценту на ОДКБ, произошло сплочение в странах Центральной Азии в рамках ОДКБ, в частности при помощи Казахстана, который был основной определенной НАТО «целью». Вхождение Узбекистана в ОДКБ существенно укрепило сферу влияния этой организации в центрально-азиатском регионе.

Российско-китайское сближение

Очевидно, Китай понимает, что противоречия и напряженность между Россией и западными державами в период после Холодной войны лет являются определяющим моментом. В недавней статье для «Народной Газеты» Ван Баофу, заместитель директора Института Стратегических исследований, входящий в элитарный Китайский Государственный Университет обороны, сказал: «Этот шаг России [приостановление действия ДОВСЕ] показывает, во-первых, ее нежелание идти на какие-либо дополнительные односторонние уступки в важном вопросе национальной безопасности ... и, во-вторых, ее нежелание сидеть сложа руки и оставаться безразличной в то время, как США пытается развернуть систему противоракетной обороны в Восточной Европе с намерением серьезно нарушить стратегическое равновесие между Россией и США».

Ван отметил, что российские опасения в области безопасности должны только множиться в сложившемся сценарии «дисбаланса», где США «всячески стремится, захватывая или используя Европу, наращивать свое стратегическое превосходство над Россией». Опять же, представитель министерства иностранных дел Китая 19 июля «принял к сведению заявление России [по ДОВСЕ] и ее озабоченность по поводу безопасности». Он добавил, что размещение США своей системы ПРО «подорвет нынешний международный стратегический баланс и стабильность. Это не способствует региональной безопасности и взаимному доверию между странами».

Одновременно китайские комментаторы полагают, что «Россия в последнее время, как представляется, ужесточает свою дипломатическую позицию» и «ужесточает свое отношение» к Западу. Суть в различных китайских оценок заключается в том, что московская «жесткая позиция» имеет своей целью поставить Россию вровень с западными державами.

К тому же, Китай разделяет озабоченность России применительно к Центральной Азии (и Афганистану), особенно в двух аспектах. Во-первых, Китай также затаил опасения по поводу планов НАТО в Центральной Азии. Китай неизменно высоко оценивает усилия России по сдерживанию НАТО в Центральной Азии. Цитата из недавнего комментария в «Народной Газете»: «Зная наизусть стратегическое значение Центральной Азии, НАТО в последние годы не жалеет усилий для продвижения вперед отношений со странами этого региона. Но это отнюдь не означает, что это легкая работа для НАТО закрепиться на этом плацдарме с учетом превосходящего традиционного влияния России в этом регионе, с которым ни США, ни Европа никогда не смогут даже надеяться встать на равных. Концентрируя внимание на выковывании ОДКБ, Россия продемонстрировала сильное чувство протеста против НАТО. Теперь низкая температура отношений между Россией и НАТО добавила сложностей к осуществлению альянсом своей стратегии в Центральной Азии».

Китайские интересы совпадают с российским подходом к стимулированию расширения ОДКБ в Центральной Азии. Связи ОДКБ - ШОС подкрепляют усилия России в «сдерживании» НАТО на юго-западной окраине Евразии. Китайские интересы хорошо обслуживаются российскими усилиями.

Во-вторых, становится все более очевидным, что и Россия и Китай тщательно размышляли над концепцией Центральной Азии. Суть состоит в том, что для России и Китая (и для ШОС) нереально иметь дело с процессами, происходящими в регионе Центральной Азии без учета ситуации в Афганистане, Иране и Пакистане. Как писал недавно один российский комментатор в «Независимой газете», южные соседи Центральной Азии (Афганистан, Иран и Пакистан) имеют «гораздо большее значение для Таджикистана, чем распри внутри казахстанской элиты».

Вероятно, ШОС желает считать, что Центральная Азия как отдельное сообщество – это больше история (древняя, средневековая и советская история), чем насущные современные реалии. ШОС должна смириться с реальностью, что хотя до недавнего времени Центральная и Южная Азии обычно принадлежали различным геополитическим шаблонам, это уже не так, особенно после 11 сентября 2001 года, которое предоставило США возможность установить долгосрочное присутствие в Афганистане и сделать значительный рывок в своих отношениях с центрально-азиатскими государствами.

После укрепления своего присутствия в Афганистане, политика США в Центральной Азии резко ускорилась. Посредством различных гибких форм сотрудничества в области безопасности, транспорта и энергетики, а также путем продолжающихся усилий добиться «смены режимов», США надеется перемоделировать регион.

В то же время постоянное расширение влияния США в Южной Азии оказалось удобным в этих усилиях, поскольку Афганистан является важным звеном, которое может связать Центральную Азию с Южной Азией. Вашингтон в последнее время проявляет интерес к южно-азиатскому региональному сотрудничеству, запрашивая статус наблюдателя в Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (SAARC), включающую в себя Индию, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланку, Непал, Мальдивы, Бутан и Афганистан. Создается впечатление, что Вашингтону уже немного повезло в том, чтобы убедить Индию охладить ее раннюю страсть к ШОС.

Иран стремится в ШОС

ШОС все более склоняется к необходимости выработать свою собственную стратегию «Большой Центральной Азии», которая включает в себя также Иран и Афганистан и в некоторой степени даже Пакистан.

Это уже, возможно, происходит и может быть отражено в различных направлениях на саммите ШОС в Бишкеке. Во-первых, Иран делает решительные шаги, чтобы обеспечить себе полное членство в ШОС. Тегеран подал в апреле официальную заявку принимающей стране Кыргызстану. Обычно такое формальное движение делается на основе предварительных консультаций с государствами-членами ШОС. Предположительно, консенсус о членстве Ирана медленно достигается в рамках ШОС, если не уже не достигнут.

Обратите внимание, заместитель министра иностранных дел Ирана Махди Сафари на прошлой неделе прояснил, что президент Махмуд Ахмадинеджад примет участие в саммите ШОС. Сафари тогда был с визитом в Пекине, где встретился, в частности, с Ли Ху, заместителем министра иностранных дел Китай по вопросам Восточной Европы, Центральной Азии и ШОС.

Из Пекина Сафари направился в Москву. Конечно, российско-иранские отношения в настоящее время переживают кризис из-за российской задержки в завершении Бушерской АЭС в Иране. Действительно, Россия «политизировала» вопрос и вряд ли направит ядерное топливо в Бушер, если иранское ядерное дело останется открытым. Несмотря на охлаждение в отношениях между Россией и США, Вашингтон и Москва всегда были заодно в вопросах, касающихся консервации «ядерного клуба».

Кроме того, Россия должна немало получить, используя соглашение о гражданском ядерном сотрудничестве с США, подписанном среди прочего на «омаровом саммите» между президентами Джорджем Бушем-младшим и Владимиром Путиным 2 июля, которое представляет собой крупную уступку со стороны Вашингтона, позволяющую России создать цеха для переработки отработанного ядерного топлива из США на коммерческих условиях – действительно весьма доходный бизнес. В краткосрочном плане вашингтонская концессия открывает путь для России перерабатывать отработанное топливо американского происхождения из стран Южная Корея и Тайвань.

Но в то же время трения по поводу Бушера любопытным образом дают России средство заблокировать любые дальнейшие шаги со стороны США в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций по продвижению новых санкций против Ирана за то, что он не останавливает свою программу обогащения урана. Московские комментаторы освещают нынешний визит инспекторов Международного агентства по атомной энергии завод по производству тяжелой воды в Арак в Иране как «настоящий прорыв» и доказательство того, что «иранцы готовы дать исчерпывающие ответы МАГАТЭ». Очевидно, Бушер - еще не все в российско-иранских отношениях. Обе страны достаточно прагматичны, чтобы это понимать. Более того, обе страны вынуждены не допускать ущерба своему двустороннему сотрудничеству. Россия имеет общие интересы с Ираном на Каспии и в Центральной Азии. Иран, пожалуй, является единственной силой на Каспии, с которой Россия имеет полное совпадение взглядов в отношении недопустимости вмешательства внерегиональных держав (читайте США и НАТО) в вопросы обеспечения безопасности Каспийского региона. Россия должна тесно сотрудничать с Ираном на саммите каспийских прибрежных государств, который планируется провести в Тегеране в этом году.

Глава ОДКБ Бордюжа, возможно, выдавал желаемое за действительное, когда недавно предложил Ирану присоединиться к ОДКБ. Но предложение было достаточно серьезным. В течение визита министра иностранных дел Кыргызстана Кадырбека Сарбаева в Тегеран 15 июля влиятельный глава Совета по безопасности и внешней политике в меджлисе Ирана (парламент), Алааддин Баруджерди решительно критиковал США за вмешательство в региональную политику Центральной Азии.

Он решительно осудил США за организацию заговора с целью дестабилизации положения в регионе Центральной Азии. Интересно, что Баруджерди призвал к вытеснению внерегиональных организаций безопасности из Центральной Азии. Позиция Баруджерди по вопросам центрально-азиатской безопасности была почти такой же, как у России и Китая.

Ключевым пунктом повестки дня на саммите ШОС в Бишкеке будет роль Ирана в области энергетического сотрудничества. Это тема, представляющая общий интерес для России и Китая. Со своей стороны, Россия выиграет, если иранские энергетические потоки будут перенаправлены на азиатский рынок, а будут искать путь к европейскому. (Сафари говорил в Пекине во вторник, что «Иран готов составить энергетическую хартию, чтобы охватить всю Азию».)

России с тревогой следила за активизацией усилий Турции и Европейского союза (несмотря на очевидные оговорки США) встроить Иран как поставщика газа и в качестве канала для туркменского газа в наполнение предполагаемого трубопровода «Набукко» (Nabucco), который конкурирует с российскими энергетическими проектами на Балканах и на юге Европы. В прошлом месяце Турция и Иран подписали меморандум о взаимопонимании в этой области. На прошлой неделе последовали соглашения Турции с Италией и Грецией, которые будут потребителями иранского газа.

Россия внимательно следим за этим и надеется, что Иран не присоединится к трубопроводу «Набукко». Россия имеет дополнительный интерес в содействии стремлению Ирана стать поставщиком энергоносителей в Китай, поскольку при этом вероятность любых российско-китайского конфликтов интересов из-за центрально-азиатских энергетических запасов (особенно в Туркменистане) уменьшается. По сути, предлагаемый китайский газопровод, ведущий в Туркменистан, может быть легко продолжен в Иран. Наконец, Иран является одним из важных игроков в любой великой российской стратегии, включая вариант идеи всемирного газового картеля.

Афганский вызов ШОС

Исходя из всего этого, пришло время для ШОС серьезно обдумать свои будущие отношения с Ираном. Без сомнения, два главных вопроса дожидаются саммита ШОС: Иран в качестве полноправного члена и направление партнерства ШОС с Туркменистаном.

Параллельно с включающей Иран стратегией ШОС «Великая Средняя Азия», можно ожидать, что саммит должен выработать новые инициативы в направлении Афганистана. Опять же, и Россия и Китай с нарастающим беспокойством смотрят на углубляющийся кризис в этой стране.

Цитируя комментарий «Народной Газеты» в июне: «‘Феномен Талибана’ спровоцировал серьезную озабоченность ... его возрождение является чрезвычайным вызовом руководству афганского правительства ... Талибан вырос еще более сильным ... при полном использовании местных чувств неудовлетворенности по поводу условий жизни и антиамериканских настроений ... Талибан дал новую жизнь своим связям с остатками аль-Каиды ... Афганистан рискует стать вторым Ираком».

Российская позиция аналогична. Фактически, в Москве пошли еще дальше и открыто поставили под сомнение продолжающееся обоснование монополии Соединенных Штатов на урегулирование конфликтов в Афганистане. Москва, как и Пекин, стремится применять двоякий подход. Во-первых, она будет стараться работать в тесном сотрудничестве на двусторонней основе с правительством во главе с президентом Хамидом Карзаем. Визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Кабул означает активизацию российской дипломатии на афганском направлении. В то же время, Москва рассчитывает также на многосторонний подход, включающий ОДКБ.

Примечательно, что Бордюжа предлагал на этой неделе: «Мы [ОДКБ и ШОС] все вместе должны помочь предотвращению прихода к власти талибов, иначе мы получим серьезные проблемы в Афганистане, проблемы на многие годы».

Бордюжа намекнул на вероятность обширного участия ШОС в Афганистане. Он сказал, что «работа должна проводиться во всех сферах, политической и экономической, и в оказании помощи в формировании вооруженных сил и правоохранительных органов управления, а также в борьбе с незаконным оборотом наркотиков».

Будьте уверены, на саммите ШОС можно ожидать выработки предложений, направленных на активизацию деятельности контактной группы ШОС - Афганистан.

Американские заботы

Поэтому саммит ШОС создает проблемы для США с различных сторон. Соединение вместе ОДКБ и ШОС является двойной неудачей региональной политики США. Обе организации являются проклятием для геополитических интересов Соединенных Штатов. США стремились задушить обеих в колыбели, но вместо этого, кажется, теперь они обрели новые силы.

Американский план проецирования НАТО в регион Центральной Азии наткнулся на серьезное препятствие. Дилемма США является острой. Если НАТО не расширится вглубь Центральной Азии, не может быть полного «окружения» ни России, ни Китая. Это бессмысленно, если НАТО застрянет на Южном Кавказе.

Действительно, авторитет НАТО тоже поставлен на карту. Фактически, «трансформация» НАТО не развивается гладко. Афганистан стал костью в горле НАТО. НАТО не может ни выплюнуть его, ни проглотить. Это искажает НАТО. Никакая пропаганда не может скрыть тот факт, что афганский народ все больше рассматривает НАТО как оккупационные войска. Помимо недостаточной численности войск командиры НАТО остро нуждаются в разведданных.

«Привлекательность» Соединенных Штатов в рамках НАТО также снижается. На этой неделе министр иностранных дел Италии Массимо Д'Алема открыто призвал к прекращению всех военных операций США в Афганистане кроме находящихся строго под командованием НАТО. Смена руководства в Германии, Франции и Великобритании, кажется, не работает в том направлении, как ожидалось в Вашингтоне.

Поэтому Вашингтон будет делать все возможное для недопущения «вторжения» ШОС на землю Афганистана. Вашингтон рассчитывает, что Карзай задушит инициативы ШОС. Серьезное затруднение США будет в том, что на первый взгляд кажется, что инициативы ШОС по Афганистану не подлежат сомнению. Карзай также будет выглядеть не менее чем идиотом, если он отвергнет предложение помощи со стороны ШОС. В конце концов, ШОС имеет законный интерес в эффективной стабилизации ситуации в Афганистане, поскольку стабильность в регионе Центральной Азии связана с этой страной во многих отношениях.

С другой стороны, вашингтонское влияние на настроения в Кабуле будут поэтапно слабеть, как только Афганистан будет развивать «связи с ШОС». Вашингтон должен быть очень осторожен, поскольку афганцы являются знатоками своей оптимальной роли в «Великой Игре». Наиболее важно то, что США все больше будут вынуждены работать в команде, что не подходит ни их геостратегии, ни их положению как единственной сверхдержавы.

К тому же Пакистан остается непредсказуемым игроком, учитывая неустойчивость его внутренней ситуации, хотя Исламабад и намерен работать в тесном сотрудничестве с ШОС и Китаем. Большинство поставок для сил НАТО в Афганистане проходят через Пакистан. Какая будет ирония в том, если события пойдут таким образом, что США в конечном итоге проведет в Афганистане все военные действия, в то время как ШОС приобретет общественные симпатии среди афганского народа и в более широком регионе как «строитель-государства».

Меньшее из всего, что понимает Вашингтон, это то, что участие ШОС в афганской проблеме в конечном счете означает, что Россия вновь вернется на Гиндукуш, при этом сорвав грандиозный замысел Соединенных Штатов превратить НАТО во всемирную организацию безопасности с глобальными партнерами. Любопытно, 17 июля Таджикистан объявил о заключении соглашения, предусматривающего развертывание российских боевых самолетов на военно-воздушной базе Айни неподалеку от Душанбе. По некоторым признакам в первую очередь Россия будет развертывать истребители Су - 25 и вертолеты Ми - 24 и Ми - 8. Российское развертывание будет осуществляться в рамках ОДКБ. Москва просто разбила последние надежды США зацепиться в Таджикистане.

Все это потеряет всякое значение в глазах Вашингтона, если саммит ШОС благосклонно рассмотрит заявку Ирана на полноправное членство. В настоящий момент существует лишь ничтожный шанс, что ШОС захочет окунуться в яростные противоречия в районе Персидского залива. Но Вашингтон будет нервно наблюдать.

Главное состоит в том, что Иран, Россия и Китай все «потеряли», каждый по-разному, в результате 63 миллиардной сделки Соединенных Штатов на поставки вооружений в район Залива. Вашингтон вновь продемонстрировал, что «победитель получает все».

Так что «проигравших» трудно упрекать, если они быстро проведут работу над ошибками и увидят логику в организации определенных связей между собой, чтобы сократить свои «потери», и, возможно, даже вернуть некоторые из утраченных позиций. Определенно то, что Ахмадинеджад будет звездой первой величины на саммите ШОС, и его присутствие в Бишкеке будет далеко за пределами официального протокола.

M K Бхадракумар служил карьерным дипломатом на индийской дипломатической службе более 29 лет, включая посты посла в Узбекистане (1995-98) и Турции (1998-2001 годы).

Оригинал статьи SCO is primed and ready to fire


© Перевод:Наталья Лаваль, специально для сайта "Война и Мир". При полном или частичном использовании материалов ссылка на warandpeace.ru обязательна.

 

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» Комплексы РЭБ в зоне СВО эффективно перехватывают переговоры ВСУ и глушат связь
» ЦАР изучает российскую военную практику на Украине, заявили в Банги
» В МИД рассказали, как Россия ответит на конфискацию ее активов
» Россия заблокировала в СБ ООН резолюцию США по ядерному оружию в космосе
» Пентагон подтвердил тайную передачу ATACMS Украине
» Армия Израиля заявила, что атаковала около 40 целей "Хезболлы"
» CNN: Украина запретила оказание консульских услуг мужчинам призывного возраста за границей
» Шольц сделал заявление о поставках ракет Taurus Украине

 Репортаживсе статьи rss

» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию

 Комментариивсе статьи rss

» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"