Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва
Восьмое Марта!!!
Главная страница » Наши публикации » Просмотр
Версия для печати
Китай наращивает свою значимость в Средней Азии
29.09.12 21:56 ШОС и ситуация в Азии

Zabikhulla S Saipov
оригинал статьи China deepens Central Asia role

Недавние китайские дипломатические маневры в Средней Азии, как двусторонние, так и многосторонние, показывают, что стратегия Пекина рассматривает регион в качестве коридора для достижения ресурсной базы в Афганистане и на Ближнем Востоке. Средняя Азия, таким образом, является частью более широкого плана Китая по обеспечению своей растущей экономики стратегическими ресурсами и материалами.

В качестве иллюстрации можно привести двухнедельное (с 1 по 13 сентября) официальное турне китайского вице-премьера Ху Ляньюя в Конго, Танзанию, Киргизию и Узбекистан...

В то время как другие глобальные и региональные игроки рассчитывали и набрасывали на бумаге желаемые проекты, нарезая центральноазиатский углеводородный пирог, Китай без спешки и шума находил общий язык с региональными лидерами и строил соединяющие страны нефте- и газопроводы, а также воздушные и наземные маршруты.

В частности, Пекину удалось быстро построить и запустить нефтепровод Казахстан-Китай и газопровод Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай. Во всех этих проектах Китай достигал своих целей постепенно, пригласив Узбекистан только после того, как приблизились к завершению определенные этапы строительства газопровода: сначала построив необходимую инфраструктуру в Казахстане, а затем в Туркменистане.

Пекин по-видимому, следует той же проницательный стратегии и в Африке, посетив Конго и Танзанию (восточное и западное побережья Центральной Африки соответственно), но еще не раскрыв своих истинных мотивов. В будущем модернизированная инфраструктура в этих двух крайних точках, вероятно, будет связана с африканскими странами, расположенными между ними.

С помощью активизации торгово-экономических отношений со странами Средней Азии Пекин намерен развивать свою периферию, в том числе западную провинцию Синьцзян, расширять и связывать их с более широкой экономикой региона. В связи с этим китайские СМИ сообщили, что Синьцзян, как ожидается, станет основным логистическим и информационным центром Китая по оказанию услуг в Средней Азии.

То, что Синьцзян находится в центре Евразии, граничит с восемью странами и имеет 17 официальных пунктов пересечения границы, подразумевает стремление Китая к дальнейшему росту внешних торговых связей этой провинции.

2 сентября китайский премьер Вэнь Цзябао на открытии второй ежегодной китайско-евразийской ЭКСПО в Урумчи призвал китайский бизнес активизировать инвестиции в странах Евразии и изучать возможности для создания новой платформы работы китайских Фонда Центральноазиатского экономического сотрудничества и Фонда Сельскохозяйственной кооперации.

В 2011 году, по данным китайской таможни, товарооборот между Китаем и пятью странами Средней Азии достиг $16,98 млрд. Из них весь китайский экспорт в этот регион составил $ 12,49 млрд, а импорт в Синьцзян составил $ 4,49 млрд. Помимо действующего прямого авиасообщения между столицами стран региона синьцзянская компания Southern Airlines также открыла несколько маршрутов из Урумчи во все республики Средней Азии.

В настоящее время Пекин заинтересован в скорейшем строительстве железной дороги для соединения Китая, Киргизии и Узбекистана. Так в Киргизии вице-премьер Хуэй встретился с президентом Алмазбеком Атамбаевым, и обе стороны подчеркнули стратегическую важность строительства железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан, а также важность реконструкции автодорог Бишкек-Нарын-Торугарт и Ош-Иркештам-Сарыташ.

Последней остановкой в турне Ху Ляньюя был Узбекистан. В день визита китайского чиновника президент Ислам Каримов подписал закон "О ратификации Договора о долгосрочном соседстве, дружбе и сотрудничества стран-членов ШОС". Обе стороны также подписали двусторонние соглашения на сумму $ 535 млн. Как сообщалось, в августе 2012 года Узбекистан также начал поставлять Китаю газ на регулярной основе, и к концу 2012 года объемы поставок могут составить до 4-5 млрд. кубометров. К 2016 году объемы китайского законтрактованного газа планируются на уровне не менее 25 млрд кубометров в год.

Торгово-экономические отношения между Китаем и Узбекистаном переходят с персонального на государственный уровень. Во время последнего визита президента Ислама Каримова в Китай в кулуарах саммита ШОС в июне 2012 года Узбекистан и Китай достигли более 30 торгово-экономических, инвестиционных и финансовых соглашений на общую сумму $5,3 млрд. Они охватывают сферу нефтегазовой промышленности, хлопок, уран, газ, редкоземельные металлы, производство химических продуктов, электроники, IT, телекоммуникации, фармацевтику и строительные материалы.

Такая широта соглашений, предлагаемая Китаем, возможно, имеет целью сбалансировать свои торгово-экономические отношения с Узбекистаном против Казахстана, а также попытаться соперничать за власть и влияние в регионе с Россией.

Тем не менее, китайские интересы в Средней Азии является расширением интересов Пекина за пределы этого стратегически расположенного региона. Осенью прошлого года Китай выиграл два основных контракта на добычу полезных ископаемых в Афганистане. Эти контракты играют большую роль в старательно проводимых Пекином планах широкого наращивания своего присутствия в Средней Азии и получения доступа к стратегическим ресурсам региона.

По данным Геологической службы США, объемы неразведанных и технически извлекаемых традиционных нефтяных ресурсов в бассейне Амударьи и в афгано-таджикском бассейне регионов Афганистана, Ирана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана оцениваются в 962 млн баррелей нефти и 52 трлн кубических футов природного газа.

Во всех упомянутых выше странах Китай в основном сосредоточен на создании инфраструктуры и условий добычи природных ресурсов. В то время как китайские инвестиции в нефтяную, газовую, железнодорожную и автодорожную инфраструктуры, безусловно, повысят экономики стран в регионе и могут поднять их на международный уровень, у республик Средней Азии на самом деле есть альтернатива для повышения своих социально-экономических показателей, кроме принятия предложенных Пекином знаний и передачи высоких технологий.

В кратко- и среднесрочной перспективе страны Средней Азии будут жить лучше благодаря росту отраслей и уровня своей текущей технологической базы. Но протягивая руку помощи, Пекин закладывает основу для своего лидерства в регионе в целях удовлетворения своих растущих потребностей в энергоресурсах, чтобы поддерживать внутреннее китайское развитие.

Что касается стран Средней Азии, Китай, возможно, до сих пор проводит стратегию умиротворения и уступок по отношению ко всем из них, учитывая их ключевую геополитическую важность вдоль наземных маршрутов, связывающих несколько регионов и континентов. Таким образом, развитие Средней Азии и обеспечение китайского присутствия в этом регионе позволит Пекину исполнить свое огромное желание достигать, добывать и транспортировать богатые, но далеко расположенные ресурсы обратно на материк.

Если Китай преуспеет в полной реализации своих долгосрочных проектов в Средней Азии, новый благоприятный статус-кво в регионе сможет устранить для Пекина барьеры проецировать свою власть и расширять свое экономическое и военно-политическое влияние на привлекательные соседние регионы стран к юго-западу.

В то же время, партнеры Китая в Средней Азии смогут воспользоваться диверсификацией путей экспорта на мировые энергетические рынки вне зависимости от России, избежав зависимости от какого-либо одного пути транзита. В свою очередь, эти республики Средней Азии, все более ожидаемо, сыграют для Китая роль стратегического арьергарда и проводника по мере того, как Пекин будет воплощать свои все более широкие амбиции на потенциальное глобальное лидерство.

Д-р Zabikhulla S Saipov получил образование в Школе международных и общественных отношений Колумбийского университета. В настоящее время он является преподавателем и аналитиком внешней и внутренней политики в Университете мировой экономики и дипломатии, а также в Сингапурском институте управления и развития в Ташкенте.

(Эта статья впервые появилась в Jamestown Foundation)

 

Well06.10.12 02:54

Игра Двоих.

Во многих статьях мне приходится читать о "показательном продвижении" Китая в Среднюю Азию. Предложенная к внимаю статья показывает тоже самое. Вроде все так. Китай захватывает Среднюю Азию.

Однако если мы немножко отвлечемся от краткосрочных стратегических планах и немножечко заглянем в долгострочные (лет так 15-20), увидим другую картину.

Во-первых, на текущий момент Китай и Россия являются союзниками. Если не возникнет срезных территориальных споров или, скажем, идеологических, то почему бы китайским товарищам не внести денег на строительство инфраструктуры, которая свяжет РФ и КНР? Если кто не понял, то РФ и Средняя Азия связана соответствующей инфраструктурой.

Несомненно, нельзя забывать о том, что, так или иначе мы окажемся конкурентами в этом регионе, однако сейчас действия властей КНР только на пользу нам. Ведь источники сырья среднеазиатского региона несколько меньше чем России. Хотят, пусть прокладывают трубопроводы. Смогут ли они их наполнить, другой вопрос. Это кстати, аспект по диверсификации поставок, как из дальневосточного региона, так и из Средней Азии. Вся система, как это общеизвестно связана между собой. Напомню, правительство РФ в настоящий момент ориентировано на Восток. Так почему бы и не быть двум путям поставок, плюс, среднеазиатское сырье?

В наши дни идет исход американцев и их союзников из Афганистана. Это также хороший признак. Нет, конечно, в лице "Талибов" они стараются дестабилизировать ситуацию, однако, зачем России заниматься этой проблемой, когда есть Китай, который остро нуждается не только в редкоземельных элементах, но и в более традиционном сырье? Так пусть, эта восточная страна постарается создать необходимые коридоры для пропуска нужных товаров на Восток.

У Китая много денег, так пускай раскошеливаются. Зачем прагматичной сегодня России нужно тратить время и силы для создания общих коридоров? Эти же коридоры понадобятся и для пропуска нашей высокотехнологичной продукции, или наоборот.

Насколько глубоко может "влезть" Китай в Среднюю Азию? Вопрос цены. Только и всего. Да, еще несколько лет назад были закуплены "китайцы" в Узбекистане – это, кто не знает, локомотивы для железной дороги. Ну и.. история на этом закончилась.

Не нужно забывать, что среднеазиатские государства продолжают играть в многовекторную политику. Это на руку как нашим партнерам, так и "заклятым друзьям", там и нам. Основной вопрос в стабилизации ситуации, особенно, когда под границами этих республик находится "Талибан". Две головы лучше, чем одна. Китай прекрасно справляется с сопротивлением как внутренним, чисто среднеазиатским, так и внешним, террористическим, или американским.

Тут следует еще один нюанс. Россия всегда выполняла свои международные контракты, однако если будет еще один путь доставки, причем отмечу весьма сомнительный, благо на охрану этого пути китайцев хватит, это будет только плюс для нашей страны. Просто потому, что контролировать эти пути будут лишь два игрока: Китай и Россия. Они, скажем, транспортные пути, мы – политические. Это в идеале. Отсюда, кстати, все возгласы о китаитизации среднеазиатского региона. Заокеанским товарищам просто нужно выставить нас соперниками. Но повторюсь, на перспективу 15-20 лет я лично не вижу соперничества. Слишком много акул собралось вокруг наших берегов.

Удерживать смуту в Таджикистане или в Узбекистане, или в той же Киргизии, где недавно прогремела националистическая борьба между киргизами и узбеками, одной России трудно.

А так или иначе, игра на двоих чего-то то, стоит.

nopedvemutin08.10.12 09:29
лет этак через 10 кремль погонит рф на войну с китайскими коммунистами.
--------------------------------------------------------------------------------------
вся пропаганда и политика строится и строилась как не просто "противодействие" Китаю, а всестороннее содействие его врагам.
из недавних "достижений" можно вспомнить развал предпринятого совместными усилиями паков и Китая эмбарго снабжения оккупационных войск нато в афгане, и военные угрозы союзнику Китая -Северной Корее.

из более давних, но куда более "значимых" - оранжевый переворот в киргизии, позволивший сохранить там влияние нато, а так же проложивший туда дорожку катару. и создание системы снбажения окупационных войск нато в среденй азии и афганистане. пока она еще не задействована в полной мере, но все еще впереди - уровень соглашений позволяет без ограничений использовать не только воздушное пространство и территорию рф для этих цеелй, но и осуществлять прямое участие российских гос. и частных структур в операциях нато, хотя бы в качестве обозных крыс.
.
правда сокро будет уже почти месяц, как гониво на соседа немного попритихло, но это явно не надолго.
Главный Злодей17.10.12 14:05

Китай наращивает в Средней Азии значимость, а Россия - военное могущество (заголовок соседней статьи). Что же происходит? :)

из недавних "достижений" можно вспомнить развал предпринятого совместными усилиями паков и Китая эмбарго снабжения оккупационных войск нато в афгане, и военные угрозы союзнику Китая -Северной Корее.
Во как раскукарекалось-то. Сразу видно - что-то прищемили ихнему госдеповскому хозяину.

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» Госдеп заявил о нарушении прав человека на Украине
» Дуда сдал назад: Никаких решений о размещении ядерного оружия США в Польше пока нет
» Развитие железнодорожной инфраструктуры в Хабаровском крае идет беспрецедентными темпами
» «Норникель» и КНР создадут СП, нужное для открытия нового завода
» Референдум на севере Косово о смене мэров провалился из-за бойкота местных сербов
» Евростат сообщил о рекордном росте госдолга Финляндии
» США и нигерские военные начали переговоры о выводе американских войск
» Евросоюз обсуждает закрытие выхода из Балтийского моря для российских танкеров

 Репортаживсе статьи rss

» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав
» Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут

 Комментариивсе статьи rss

» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения
» «Мировое правительство» послало к Трампу безнадежного гонца
» Вымирание вместо перенаселения

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"