Версия для печати |
Как в США убивают автопроизводителей-конкурентов |
23.09.15 10:28 |
США: опыт строительства империи |
|
Немецкий автоконцерн Volkswagen AG внезапно оказался в жесточайшем кризисе. Компания стремительно теряет рыночную капитализацию и может понести серьезные имиджевые потери в дальнейшем из-за обвинений Вашингтона. Это далеко не первый случай использования регулятивных норм как инструмента давления со стороны США.
Агентство по охране окружающей среды США (EPA) в пятницу, 18 сентября, выдвинуло обвинения против Volkswagen в использовании специальных программ, которые задействовали режим ограничения вредных выбросов в дизельных двигателях автомобилей различных модификаций только при тестировании. В обычном режиме датчики не работали.
США схватили Volkswagen за датчик
Подобная практика Volkswagen, по версии EPA, нарушила два пункта законодательных норм США о чистоте воздуха. В результате концерн может быть оштрафован на сумму до $37,5 тыс. за каждый проданный автомобиль с подобными нарушениями. В период 2009–2015 гг. было продано около 500 тыс. машин с дизельными двигателями, которые, по обвинениям американских регуляторов, занижали объем вредных выбросов. Совокупный размер штрафа для Volkswagen может составить около $18 млрд.
Обвинения были выдвинуты в пятницу уже после закрытия европейских фондовых рынков, и реакция инвесторов последовала только в понедельник.
Котировки Volkswagen на Франкфуртской фондовой бирже рухнули на 19%. Компания за день лишилась более 14 млрд евро ($16 млрд) рыночной капитализации. При этом география скандала приобрела глобальные масштабы: заявления о начале аналогичных расследований прозвучали в странах АТР. В частности, южнокорейское агентство "Ренхап" сообщило о соответствующих планах властей Южной Кореи.
Во вторник котировки Volkswagen продолжили стремительное падение, в рамках вечерней сессии во Франкфурте обвал котировок немецкого концерна также составил около 18%.
"Дизельный" скандал затронул не только Volkswagen, но также и крупных поставщиков компании – Continental и ThyssenKrupp. Кроме того, под ударом оказались и позиции других европейских автопроизводителей.
Появились прогнозы о том, что обвинения со стороны властей США ставят под угрозу само существование концерна Volkswagen. По мнению финансового аналитика MarketWatch Марка Халберта, штраф в размере $18 млрд – это лишь часть проблем Volkswagen.
Один из основных аргументов Халберта заключается в том, что финансовые потери, которые несут компании, обвиненные в мошенничестве, могут многократно превышать размер предъявляемых им штрафов. Халберт привел исследование по данному вопросу (The Cost to Firms of Cooking the Books), согласно которому "финансовое наказание" со стороны рынков в среднем в 7,5 превышает выдвигаемые штрафы.
Текущая динамика акций компании отчасти подтверждает подобные оценки. До скандала рыночная капитализация Volkswagen составляла около 88 млрд долларов. За два дня панических распродаж компания уже потеряла около $31 млрд.
При этом, помимо уже нависшей угрозы штрафа в 18 млрд долларов в США, Volkswagen также может столкнуться с аналогичными обвинениями в других странах.
В различных СМИ появились заявления о том, что происходящее – это начало масштабного разбирательства в автомобильном секторе, которое по своим масштабам может сравниться с обвинениями в манипуляциях межбанковскими процентными ставками LIBOR, которые повлекли за собой многомиллиардные штрафы для крупнейших банковских компаний мира.
Пока ведущие игроки автомобильного рынка замерли в ожидании потенциальных обвинений, стоит отметить, что власти США уже обладают успешным опытом нахождения "компромата" на другие автомобильные компании.
Выдавливание конкурентов с американского рынка
За последние годы штрафные санкции коснулись ряда американских компаний (в частности, GM). Однако львиная доля обвинений была выдвинута против иностранных автопроизводителей.
В 2009–2010 гг. под вопросом оказалась репутация Toyota на автомобильном рынке США. Против японской компании сначала подавали индивидуальные иски, обвиняя ее в дефектах, связанных с функционированием педали газа в различных моделях, которые якобы заедали, приводили к "непреднамеренному ускорению". Компания отозвала около 10 млн автомобилей в период с 2009 по 2011 гг. для устранения проблем (при этом после многочисленных тестов в Toyota заявили, что ни разу не смогли добиться повторения заявленного эффекта по "непреднамеренному ускорению").
В марте 2014 г. Министерство юстиции США предъявило Toyota рекордный штраф в размере $1,2 млрд за "обман потребителей и несвоевременное устранение неисправностей".
В 2012 г. после проведенных проверок американские регуляторы засомневались в достоверности заявленных данных по топливной эффективности автомобилей Hyundai и его подразделения Kia.
По версии властей США, такие модели Hyundai, как Accent, Elantra, Veloster, Santa Fe, а также Kia Rio и Soul 2012 и 2013 гг. выпуска, обладали более низкой степенью топливной эффективности, чем заявлялось (в среднем на 1–2,5 км на 1 литр топлива). В ноябре 2014 г. Hyundai-Kia обязали выплатить штраф в размере 300 млн долларов за "несоответствие экологическим стандартам США".
В январе 2015 г. были выдвинуты обвинения против автоконцерна Honda. Власти США обвинили компанию в сокрытии данных о более 1,7 тыс. аварий с участием ее автомобилей, которые привели к нанесению травм или смертельным исходам. Компанию обязали выплатить штраф в размере $70 млн.
Тот факт, что наиболее крупные штрафы на автомобильном рынке США в последние годы коснулись именно иностранных игроков, демонстрирует избирательный характер вынесения обвинений. Власти США занимаются как открытым, так и завуалированным корпоративным протекционизмом, прикрываясь заботой об американцах.
И хотя продукция Volkswagen в США является не столь популярной по сравнению с другими брендами, речь, тем не менее, идет о довольно значительной доли рынка:
Вполне вероятно, что, оказывая систематическое давление на позиции традиционных лидеров автомобильного сегмента из Европы и Азии, американские власти тем самым поддерживают не только позиции уже существующих автопроизводителей США, оказавшихся в состоянии банкротства в финансовом кризисе 2008 г., но и расчищают поляну для новых игроков: субсидируемой из госбюджета Tesla Motors и компании Apple, которая готовится к выходу на авторынок в 2019 г. |
|
23.09.15 10:28 |
|
В США подано 25 исков к Volkswagen за умышленный обход экологических норм В США за несколько дней подано более 25 групповых исков в суд на немецкий автостроительный концерн Volkswagen, уличенный властями в использовании программного обеспечения, которое позволяет обойти жесткие экологические нормы. Об этом сообщила во вторник юридическая фирма Haegens Berman, которая базируется в Сиэтле (штат Вашингтон) и специализируется на исковых заявлениях подобного рода. Как уточнил ведущий юрист фирмы Стив Берман, первые претензии к компании со стороны автовладельцев последовали 18 сентября, через несколько часов после того, как федеральное Агентство по охране окружающей среды объявило о решении обязать Volkswagen отозвать 482 тыс. легковых машин марок Volkswagen и Audi, проданных в штатах в 2009-2015 годы. Скорость реакции объясняется тем, что среди владельцев указанных моделей оказалось много профессиональных юристов и их родственников со знакомыми. "Я ощущаю себя Бэтменом, потому что помню, как сам уговаривал других людей покупать эти машины", - рассказал Берман местным СМИ. Юрист признался, что приобрел такие авто своим двум сыновьям, которые поддались на рекламу и просто бредили "чистыми дизельными двигателями" от Volkswagen. Первый заказ на обращение в суд поступил от другого юриста в Сан-Франциско. Потом ситуация стала напоминать снежный ком, признал Берман. По его словам, он с подчиненными получил уже более 200 звонков и писем по электронной почте от обманутых клиентов Volkswagen. |
23.09.15 13:40 |
|
Набсовет Volkswagen обсуждает увольнение главы компании Президиум наблюдательного совета немецкого автоконцерна Volkswagen обсудит вопрос об увольнении Мартина Винтеркорна с поста главы компании, сообщило издание Bild со ссылкой на собственные источники. Еще вчера Винтеркорн опровергал свою отставку. "Экстренная встреча началась", - заявил таблоиду источник в совете. Первоначально заседание планировалось провести в пятницу. В качестве претендента на пост главы автоконцерна ранее называли 68-летнего главу подразделения Porsche Маттиаса Мюллера. Заседание наблюдательного совета было перенесено в связи с экологическим скандалом - власти США обвинили Volkswagen в использовании на автомобилях программного обеспечения, занижающего реальные показатели выбросов в атмосферу. |
|