Как сообщает Flightglobal.com, в соответствии с принятым в феврале "Планом обеспечения обороны на 2016-2025 гг.", на вооружении ВС Черногории останется исключительно вертолетная техника, поскольку поддержание самолетного парка, доставшегося в 2006 году при разделе имущества с Сербией, обходится слишком дорого.
Командующий ВВС полковник Живко Пейович (Zivko Pejovic) заявил СМИ, что проведенная оценка стоимости обучения личного состава, эксплуатации и обслуживания самолетов G-4 и "Утва-75", а также оставшегося летного ресурса, позволила сделать вывод о том, что дальнейшее применение данной техники нерентабельно.
Одновременно Черногория намерена продолжить развитие вертолетных сил и обеспечить защиту воздушного пространства, создав эффективную систему контроля, мониторинга и защиты совместно с партнерами и союзниками.
Согласно плану обороны, "приоритетом" для ВС Черногории является поставка двух средних многоцелевых вертолетов, процедуру приобретения которых планируется начать в 2016 году и завершить в 2018 году.
После этого планируется продать четыре легких вертолета "Газель" и в период 2019-2023 гг. провести ремонт и модернизацию оставшихся вертолетов этого типа.
После распада союзного государства Сербии и Черногории последняя получила 17 самолетов "Супер Галеб", четыре "Утва-75", вертолеты Ми-8T и "Газель". Состоящие на вооружении самолеты давно не эксплуатируются. Последний полет самолет G-4 выполнил в 2010 году.
Позднее с Сербией был произведен обмен шести самолетов "Супер Галеб" на акции компании "Нови Првоборац" (Novi Prvoborac) и оборудование для аэропорта. Семь фюзеляжей были в конфиденциальном порядке проданы Хорватии.
Продажа оставшихся самолетов также предусматривает передачу тренажера G-4, запасных двигателей и запчастей общей стоимостью 15,3 млн. евро (16,6 млн. долл.). Четыре G-4 "Супер Галеб" были оценены в 4,3 млн. евро (4,6 млн. долл.), тренажер – в 1 млн. евро (1,08 млн. долл.), а 18 двигателей "Вайпер-632" компании "Роллс-Ройс" – в 600 тыс. евро (650 тыс. долл.).
Сербия, как крупнейший оператор "Супер Галеб", рассматривается в качестве наиболее вероятного покупателя самолетов из состава ВВС Черногории.