Российская инвестиционная компания "Sberbank CIB" опубликовала прогноз, согласно которому украинская экономика в 2016 году вырастет на 2%. "В текущем году некоторую поддержку экономике окажет инвестиционная активность и рост чистого экспорта. В 2016 году, по нашему мнению, возможен рост ВВП (на 2%)", — говорится в аналитическом обзоре. Оптимизм экспертов "Sberbank CIB" вызывает недоумение. Даже украинская власть, демонстрирующая выдающуюся некомпетентность в вопросах экономики, вынуждена была, спустя два месяца после принятия госбюджета, пересмотреть показатель роста с 2% до 1%. Притом можно смело утверждать, что данный пересмотр — далеко не последний со стороны Кабмина и Нацбанка Украины. Достаточно вспомнить, что в госбюджет-2015 "команда европейских профессионалов" закладывала инфляцию на уровне 13,1%, падение ВВП на 4,3%, курс доллара — 17 гривен. Реальность оказалась куда мрачнее — индекс потребительских цен составил 43,3%, валовый продукт сократился на 10,5%, а среднегодовой курс национальной валюты — 22 гривны за $ 1. Не стоит также обольщаться по поводу качества экономической аналитики международных финансовых институций и рейтинговых агентств. Так, прогнозы Всемирного банка (ВБ) относительно Украины-2015 последовательно пересматривались в течение предыдущего года — с 2,5% роста до 7,5% падения. Эксперты МВФ в свою очередь предсказывали двухпроцентный рост ВВП. Несколько ближе к реальности был Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), ожидая нулевого роста. Впрочем, заметим, что подобные финансовые организации являются одним из инструментов влияния Евроатлантики. В частности, кредитные рейтинги и прогнозы роста ВВП стран, объявленных Вашингтоном "возмутителями мирового порядка" — России, Китая, Ирана, — регулярно занижаются. В то же время, западным странам выдаются необоснованно завышенные экспертные оценки. Цель данных манипуляций — перераспределение инвестиционных потоков в пользу стран "золотого миллиарда". В случае же с Украиной — переложить бремя содержания "молодой демократии, противостоящей российской агрессии" с плеч Брюсселя и Вашингтона на частных инвесторов. Характерно, что "большая тройка" рейтинговых агентств, "Standard & Poor’s", "Moodys", "Fitch", так и не присвоила Киеву оценку "D" ("дефолт"), когда Кабмин Яценюка "наложил мораторий" на выплату России $ 3 млрд по еврооблигациям от декабря 2013. В целом к различного рода рейтинговым оценкам следует относиться критически — слишком свежи в памяти случаи 2008 года с банкротством банка "Lehman Brothers" и дефолтом Исландии, вопреки наивысшим показателям кредитоспособности. Возвращаясь к вопросу о нереалистичности оценок "Sberbank CIB" в отношении роста украинской экономики, необходимо акцентировать внимание на нескольких аспектах. Забегая наперед, скажем, что сокращение ВВП в 2016 ожидается в пределах 5−7%, за первый же месяц года данный показатель "просел" на 2,1% по сравнению с январем 2015. Прежде всего, стремительно сужается внутренний рынок, что связано как с блокадой сменивших юрисдикцию Крыма и отдельных районов Донбасса (суммарно — рынок в 5 миллионов человек), так и с резким уменьшением покупательной способности населения из-за повышения цен на коммунальные услуги и товары первой необходимости. Со времен "преступной власти донецких" среднестатистическая платежка "потяжелела" не менее чем в два раза, однако это далеко не предел. С апреля планируется повышение тарифов на природный газ минимум на 53%, а к марту 2017 цена на электроэнергию вырастет еще на 57%. Во-вторых, институциональная среда постмайданной Украины совершенно не благоволит "инвестиционной активности", упоминаемой в отчете "Sberbank CIB". Правоохранительная система разрушена, деятельность судов в результате "реформ" заблокирована, а любой бизнес может стать объектом рейдерских атак со стороны "патриотически настроенной общественности". В подобных условиях рассчитывать на приток иностранного капитала — чистой воды маниловщина. Кроме того, одним из главных инвесторов в украинскую экономику был российских капитал, обеспечивавший с учетом офшорных денег до 40% прямых иностранных инвестиций — показатель, недостижимый в ближайшие годы ввиду разлада российско-украинских отношений. Продолжая тему отношений Киева с Москвой, отметим, что с 1 января разорван Договор о свободной торговле между странами, а на целый ряд продовольственных товаров было введено взаимное эмбарго, что приведет к дополнительному сокращению товарооборота на 15−20% по итогам года. Особенно болезненна данная ситуация для Украины, где примат ультранационалистической идеологии довлеет над прагматизмом, — за 2 года экспорт товаров и услуг в РФ упал на 65% (с $ 20,4 млрд до $ 7 млрд), в результате чего смертельный удар получило высокотехнологическое машиностроение. Ограничение транзита через российскую территорию привело к падению экспорта на Кавказ, в Центральную Азию, Китай, Монголию на 60−80% по сравнению с показателями годичной давности. Европейское направление торговли, объявленное приоритетом после подписания Договора об ассоциации с ЕС, компенсировать потери не в состоянии — квоты на беспошлинные поставки большинства товаров исчерпались за первые недели 2016 года. В-третьих, Украина, не имея самодостаточного внутреннего рынка, встроена в глобальную экономику в роли поставщика сырья и полуфабрикатов, неся серьезные убытки от падения цен на мировых рынках. Наиболее драматичное падение цен испытали на себе металлурги, обеспечивающие треть валютных поступлений для Украины — стоимость стали на Лондонской бирже металлов (LME) снизилась до $ 115 за тонну против $ 400−500 полтора года назад. Наконец, не следует забывать, что на Украине в ближайшее время начнется масштабная приватизация — 350 госкомпаний, в том числе энергетические активы, морские порты, предприятия химпрома, "уйдут с молотка" максимум за $ 3 млрд. Украинские элитарии заинтересованы в уменьшении балансовой стоимости объектов, поэтому предельно очевидно, что ни о каких новых контрактах либо антикризисных планах для госкомпаний, составляющих фундамент экономики, говорить не приходится. Вопреки оптимистичным прогнозам и всесторонней поддержке в проведении "европейских реформ", кураторы Украины в лице США и МВФ не спешат выделять очередной кредитный транш — по словам Виктории Нуланд, "до тех пор пока мы [Вашингтон] не уверены в том, кто будет нашим партнером на другой стороне стола", то бишь до завершения парламентского и правительственного кризиса. Другое дело, что конфронтация в режиме "всех против всех" ввиду сужения "кормовой базы" может продолжаться практически бесконечно, а значит, темпы падения экономики будут увеличиваться в геометрической прогрессии, последствиями чего в ближайшие годы может стать социальный взрыв с непредсказуемыми последствиями. Денис Гаевский |