СМИ: США завершают работу над одним из крупнейших пакетов помощи Украине
Китай запустил первый в мире спутник квантовой связи
16.08.16 12:51 Наука, техника, образование

Китай успешно запустил первый в мире квантовый спутник. Старт ракеты Long March-2D был осуществлен с космодрома Цзюцюань во вторник, 16 августа, в 1:40 (20:40 мск понедельника), передает "Синьхуа".

Аппарат массой более 600 килограммов будет находиться на солнечно-синхронной орбите высотой 500 километров, его период обращения вокруг Земли будет составлять 90 минут. Миссия "Квантовые эксперименты в космическом масштабе" (Quantum Experiments at Space Scale, QUESS) рассчитана на два года.

Спутник получил название "Мо-Цзы" (Micius) в честь жившего в пятом веке до нашей эры китайского философа и ученого, который, как считается, первым в истории человечества проводил оптические эксперименты.

С помощью аппарата ученые смогут протестировать квантовое распределение ключа между спутником и наземными станциями и отработать проведение защищенных сеансов связи между Пекином и Урумчи. Также в ходе миссии будет исследован механизм квантовой запутанности и проведена тестовая квантовая телепортация между наземной станцией в Тибете и спутником.

Квантовая телепортация — передача квантового состояния частицы (системы частиц) на расстояние. Для этого используется разнесенная на расстояние пара сцепленных (запутанных) частиц. Согласно квантовой механике, даже при удалении таких частиц друг от друга они сохраняют информацию о состоянии своего партнера. Такие запутанные частицы нарушают принцип локальности, по которому на состояние объекта может оказывать влияние лишь его близкое окружение.

Mofack16.08.16 14:00
понеслась как говорится.
не указано, что "линия связи" запутанных частиц лежит за пределами наших трёх измерений и пока даже не получается установить скорость передачи информации по ней. она выше скорости света в применении к нашим трём измерениям.
timoha16.08.16 15:02
Перспективная фишка. Россия тоже во всю экспериментит ссылка
mcf16.08.16 16:04
Sheff17.08.16 00:28

Боюсь вас разочаровать, но в данном типе "связи" информация не передается.
Как раз "квантовая телепортация — передача квантового состояния частицы (системы частиц) на расстояние" и есть передача информации. Скорость передачи выше скорости света:)
Mofack17.08.16 01:30
Боюсь вас разочаровать, но в данном типе "связи" информация не передается.
передаётся. естественно пока мы не можем передавать потоковое видео только на квантовой запутанности, но уже сейчас можно передавать квант "защиты". в случае перехвата пакета данных с запутанным квантом он изменит своё состояние. соответственно данный пакет данных скомпрометирован и не может быть использован.
собственно два офиса Газпромбанка в Москве и соединили с этой целью, транзакции по оптоволоконным линиям связи защищать от возможного перехвата.
kowapuk17.08.16 04:28
Кажется, авторы не совсем понимают трудности в реализации квантовых систем: для того, чтобы разнести две частицы хотя бы на малое расстояние (пара см), необходимы очень жесткие рамки и условия. Все прошлые рекорды - это передача по кабелям. Как они собираются передавать данные со спутника на землю - не известно. Скорее всего цель другая.
Называть спутник квантовым - это невежество. В действительности, сейчас нет реализации ни одной квантовой системы без использования классических систем (серверва, декстопы и т.п.). То, что они могут там делать - это эксперименты с КЯ. ПБ на определенных материалах в условиях космоса.
Mofack17.08.16 06:19
> kowapuk

лазер. высота маленькая. на Земле вполне можно создать пару запутанных квантов и перебросить один на спутник.

а что касается настоящих квантовых систем так трудности уже обозначены. например нужно как-то хранить кванты без изменения их состояния под воздействием времени и внешних излучений. нужна типа банки для кванта, которую в нужный момент можно или открыть и заменить "протухший квант" и с "прозрачной" стенкой чтоб считать информацию о "внешнем" виде без снятия "крышки".

в таком случае можно собрать в одном месте две банки с запутанными квантами, банки разнести хоть на край Вселенной. потом изменяя состояние квантов банки на Земле снимать информацию с банки в совсем другом месте.

лично по мне так наилучший способ проверить линию связи на скорость поработать при наличии спутанных фотонов с орбиты скажем Юпитера. если получится в обозримом будущем собрать две стабильные ячейки, содержащие запутанные кванты, то можно попробовать снарядить межпланетную станцию и приёмопередачу вести через эти ячейки. оставить также радиолинию для дублирования информации. тогда будет понятно, можно ли будет передавать большое количество информации. и насколько быстро работает эта штуковина.

ещё момент. запутанные состояния получают уже не только для фотонов, но и для электронов. а электрон при всей дуалистичности свойств имеет массу покоя. т.е. уже материальный объект.

p.s. кстати, никогда не задумывались, почему мы не слышим инопланетян, хотя радиотелескопы постоянно слушают эфир? просто потому, что общение радиоволнами очень медленный и весьма энергозатратный способ. настоящая линия связи на квантовой запутанности в обычной реальности не оставляет лишних следов.

geraivanov201217.08.16 06:57
> Sheff

Боюсь вас разочаровать, но в данном типе "связи" информация не передается.
Нет. Нет никакой передачи информации. Представьте два запечатанных конверта в которых лежат одинаковые буквы. Один у вас в руках, другой в Антарктиде у полярника. Вскрыв свой, вы обнаружите букву А и узнаете, что в конверте полярника тоже буква А. Много вы информации передали?
Zmey17.08.16 07:27
А теперь представьте, что вы у себя зачеркнули букву А, и написали букву Б. И у полярника в конверте тоже бука А на букву Б поменялась. Появился смысл?

Вы хоть бы ознакомились с темой, прежде чем свои разоблачительные посты выкладывать.
kowapuk17.08.16 07:47
> Mofack

В этом-то и проблема: любое воздействие (включае и обычное наблюдение) уже изменяется состояние кванта. Причем проблема фундаментальная, которую толком даже объяснить не могут.
Лазер - это открытая система и не будет там никакой "квантовой телепортации". Все прошлые опыты были в изолированных системах (оптическая линия), в которой, при определенных условиях, такой явление можно было наблюдать.
Mofack17.08.16 08:06
> Mofack

Все это верно. Но выгоды от развития подобной системы связи огромны. Тем более что само явление вполне поддается наблюдению. Грех не попробовать что-нибудь придумать на ее основе.
Клаузевиц17.08.16 10:37
2 Zmey

Меня в контексте данной новости интересует, не разрушит ли считывание в космосе информации с запутанного фотона, всей запутанной системы? Ведь известно, что считывание информации разрушает квантовое состояние (могу ошибиться в терминах, но вроде как-то так). Если 2 фотона спутаны, то изменение одного на Земле приводит к изменению другого в космосе. Если попробовать в космосе считать информацию, то квантовое состояние разрушается вроде как. Или оно одновременно разрушается и на Земле и квантовая запутанность всё равно сохраняется? Известно ли Вам что-то в этой сфере?
mcf17.08.16 10:53
> Sheff
Нет.
При осуществлении квантовой телепортации помимо передачи информации по квантовому каналу, необходимо также осуществить передачу дополнительной информации, необходимой для прочтения сообщения, по классическому каналу.
Учите матчасть ссылка
MAG17.08.16 11:23
Тоесть узнать сам факт изменения в квантовом состоянии частицы спутаной пары можно только тогда, когда придет сообщение об этом по привычным линиям связи?
mcf17.08.16 11:57
> MAG
Да, никак иначе об этом узнать нельзя, ибо нужно "посмотреть" на частицу. Но когда мы на нее посмотрим, то запутанность разрушится. Более того, "запутывать" частицы обратно можно максимум со скоростью света.
MAG17.08.16 12:10
Хех, тогда как смогли узнать, что изменение происходит мгновенно? Может там так же все со скоростью света все происходит.
Zmey17.08.16 13:26
--> Клаузевиц

Есть такое понятие, как "слабые квантовые измерения"
spv217.08.16 13:50
> kowapuk
На этом основана идея проверки ключа ЭЦП, работает РКЦ в Сколково. Т.е. любая попытка прочитать ключ будет обнаружена. С другой стороны, вроде как анализируя состояние нескольких кубитов (не одного), можно рассуждать об их исходном состоянии.
Искатель17.08.16 14:39

Если состояние изменилось, нет необходимости ждать шифровальшика по световой скорости. Это просто метод такой сейчас, но он, в принципе, не нужен. Можно договориться заранее, это как с книгами и страницами во время ВОВ. Главная проблема - разнести материально запутанные части. Без искажений. они разносятся сильно по досветовой скорости.

Тут огромное поле исследований. И правильно заметили, нет смысла вещать по ЭМ волнам инопланетным, есть более быстре способы передачи информации.

Как раз вопрос - если есть способ такой, то что делать с физикой? Может телепортация возможна? как передача информации о структуре, её можно воссоздать, это приниципиальная возможность. Очень интересно

» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века

» Шохин оценил закрытую встречу Путина с представителями бизнеса
» "Газпром экспорт" подал иски в суд РФ к словацкой ZSE, чешской CEZ и австрийской OMV
» США выведут основную часть войск из Нигера и Чада
» Греция категорически отказалась отдавать Киеву системы ПВО
» Главы энергокомпаний: за энергопереход Европе придется хорошо заплатить
» Первые истребители Rafale прибыли в Хорватию
» Замглавы Пентагона признал провал с поставками американских бомб Украине
» Литва решила вернуть военнообязанных украинцев на родину

» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР

» Валерий Капленков: Восток — дело русское! План Сталина реализует Путин?