| Туркмения в понедельник ввела в строй  железную дорогу в Афганистан в расчете на экспорт топлива и в надежде  ослабить зависимость от трубопроводного экспорта природного газа в Китай  и Россию. Богатая газом изолированная пустынная страна испытывает  финансовые трудности с тех пор, как в этом году Москва, некогда основной  импортер туркменского газа, приостановила закупки. Продажи газа в Китай ограничены пропускной способностью трубопроводов. Туркменская часть 88-километровой железной дороги заканчивается  на КПП Имамназар, где был построен нефтяной терминал пропускной  способностью 540.000 тонн в год. Неясно, как сильно железная дорога и терминал повысят экспорт  туркменского топлива, поскольку Ашхабад не публикует данных о физических  объемах подобных продаж. Туркмения производит около 10 миллионов тонн нефти в год,  большую часть которой перерабатывает сама. На нефтепродукты приходится  порядка 10 процентов общего туркменского экспорта. Эта доля может  увеличиться за счет переработки природного газа в жидкое топливо. На афганской стороне железная дорога идет в сухопутный порт  Акина в провинции Фарьяб, однако планов ее продления нет. Власти  Туркмении заявили, что железная дорога станет частью более длинной  линии, которая свяжет не имеющий выхода к морю регион Центральной Азии с  Китаем и Юго-Восточной Азией. |