Международное исследование PISA, результаты которого опубликованы во вторник, показало рост читательской, математической и естественнонаучной грамотности 15-летних россиян по сравнению с 2012 годом, сообщила РИА Новости пресс-служба Рособрнадзора.
PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследование проводится среди 15-летних школьников по всему миру и призвано дать ответ на вопрос: "Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?". Мониторинг проходит раз в три года. В последнем цикле исследования, который проводился в 2015 году, принимали участие школьники из 70 стран, в том числе около 6 тысяч учащихся из 210 образовательных учреждений 42 регионов России. Вдумчивые читатели Согласно результатам исследования, в умении работать с текстом и извлекать из него нужную информацию 15-летние россияне показали существенный подъем результатов: их средний балл вырос с 475 до 495 баллов и находится на уровне среднего показателя по странам ОЭСР (493 балла). "Улучшение результатов российских учащихся по направлению читательской грамотности связано с введением федерального государственного образовательного стандарта, в котором читательская и информационная грамотность занимают важное место. Это весьма полезное для получения образования умение, и такое улучшение результатов российских школьников может только радовать", — прокомментировал результаты исследования руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Российские школьники догнали учащихся из Швеции, Дании, Франции, Бельгии, Великобритании, Тайваня, США, Китая и Швейцарии. Рост математической и естественнонаучной грамотности Результаты теста PISA также показали, что средние результаты российских учащихся по математической грамотности выросли на 12 баллов (с 482 до 494 баллов), что немного выше среднего по ОЭСР (490 баллов). За годы участия в программе PISA (с 2003 года) результаты российских учащихся по математической грамотности повысились на 26 баллов. Российские школьники улучшили свои результаты и догнали учащихся Австрии, Новой Зеландии, Вьетнама, Франции, Великобритании, Исландии, и опередили сверстников из Люксембурга и Латвии. "Улучшение результатов России объясняется общим увеличением доли практикоориентированных заданий в курсе математики. С 2013 года блок "Реальная математика" включен в итоговую аттестацию для девятиклассников, практические задания появились с профильном и базовом ЕГЭ по математике", — пояснил Кравцов. По естественнонаучной грамотности с 2006 года по 2015 год средний балл российских учащихся вырос с 479 до 487 (на 8 баллов). В Рособрнадзоре отметили, что результаты российских школьников сопоставимы с показателями их сверстников из Швеции, Чехии, Испании, Люксембурга, Италия. Отстали от учащихся России, растеряв позиции, школьники Литвы и Греции. Россия по результатам опередила 35 стран, в том числе, Исландию, Израиль и Словакию. Впереди нас Сингапур, Япония, Эстония, Тайвань, Финляндия. Непростое испытание В ведомстве подчеркнули, что исследование PISA – достаточно непростое испытание для юных россиян, так как содержание тестов ощутимо отличается от содержания российских федеральных образовательных стандартов. Кроме того, PISA гораздо меньше внимания уделяет тому, могут ли учащиеся воспроизвести выученное, а вместо этого акцентирует внимание на том, могут ли они применять свои знания в новых ситуациях. "Это нужное умение для современного человека, поэтому опыт PISA чрезвычайно интересен. Но для системы образования важен сбалансированный подход: наряду с грамотностью и навыками практического использования знаний надо развивать и фундаментальное образование. Неслучайно эту необходимость подчеркнул президент РФ Владимир Путин в своем последнем послании Федеральному Собранию", — отметил глава Рособрнадзора. По его мнению, рост результатов российских учащихся по всем направлениям функциональной грамотности, является серьезным достижением. Результаты 15-летних россиян оказались не хуже, чем средние результаты их сверстников из стран ОЭСР. При этом, наряду с ростом средних результатов, последнее исследование PISA показало увеличение в России числа учащихся с высокими уровнями математической, читательской и естественнонаучной грамотности и сокращение числа учащихся с низкими уровнями грамотности. Германия на шестнадцатом месте в образовательном рейтинге PISA-2015 Согласно результатам очередного исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), опубликованного во вторник, 6 декабря, на сайте Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), положение ФРГ в мировом образовательном рейтинге несколько ухудшилось. По данным отчета PISA-2015, составленного на основе проверки 10 тысяч немецких школьников в возрастной группе 15 лет, их успехи в математике (509 пунктов) и естественных науках (506 пунктов) снизились по сравнению с результатами трех- и шестилетней давности. В то же время результаты тестирования немецких учащихся по навыкам чтения и понимания текста продемонстрировали легкое улучшение (509 пунктов). Согласно отчету, Германия сохраняет положение в первой двадцатке рейтинга, занимая 16-е место. Кто впереди планеты всей В целом в исследовании принимали участие полмиллиона девушек и юношей из 72 стран и крупных регионов. Впервые проводилось тестирование на способности командного решения проблем в области социальной компетенции. Первые три места в рейтинге занимают Сингапур (556 пунктов), Япония (538 пунктов) и Эстония (534 пунктов). Россия в рейтинге PISA-2015 занимает 32-е место (487 пунктов). В первую десятку рейтинга входят также Тайвань (обозначен как китайский Тайбэй), Финляндия, Макао (КНР), Канада, Вьетнам, Гонконг и крупные города КНР. Эстония в погоне за лидером Латвия показала результаты, сравнимые со средними по ОЭСР, – 482 балла по математике (34-е место в мире), 488 по навыкам чтения (29-е место) и 490 по научным дисциплинам (31-е место). При этом в тесте 2012 года латвийские ученики заняли 28, 25 и 29-е места. Литва заняла 39, 36 и 39-е места соответственно. А вот Эстония далеко оторвалась от соседей — по математическим знаниям подростков Эстония в Европе разделила второе место с Швейцарией, а в мировом рейтинге заняла девятое место. Почти 90 процентов подростков из Эстонии обладают как минимум базовыми познаниями в математике. По функциональному навыку чтения эстонские школьники находятся на третьем месте в Европе и на шестом в мире, при этом разница в навыках чтения мальчиков и девочек сократилась более чем на треть по сравнению с прошлым тестом PISA, хотя среди мальчиков по-прежнему больше слабых учеников. Также сохраняется заметная разница между результатами школ с эстонским и русским языком обучения. Хотя влияние социально-экономического происхождения на результаты является одним из самых низких в мире, в Эстонии хороших результатов в школе добивается значительная часть подростков из семей со слабым социально-экономическим положением. Школы в Эстонии работают эффективно, поскольку подростки добиваются высоких результатов, проводя в школах меньше времени, чем три четверти учеников из стран ОЭСР. |