Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Встреча Путина и Уиткоффа завершилась спустя почти пять часов
Российская экономика успешно справляется с внешним давлением, заявил Путин
Российский танкер подвергся атаке в Черном море, заявили турецкие власти
Трамп объявил о закрытии воздушного пространства над Венесуэлой
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Военная картография в РФ почти исчезла
20.03.12 10:59 Армия, ВПК, спецслужбы
Военная картография и гидрография в современной России практически не развивается уже более двадцати лет и постепенно теряет высококлассных специалистов, средний возраст которых давно перевалил за 60 лет, рассказал журналистам экс-руководитель Главного управления навигации и океанографии Минобороны РФ, адмирал Анатолий Комарицын.

"Для военной навигации и картографии сегодня ставят невыносимые условия. Подготовка гидрографов ведется в Высшем военно-морском училище имени Фрунзе. Выпускают шесть или восемь специалистов в год. Там был гидрографический факультет, но его закрыли, постепенно совместив со штурманским. В советское время по всем флотам было около 11 тысяч специалистов, была преемственность. Сейчас средний возраст специалиста может 70 лет достигать", - рассказал Комарицын на пресс-конференции в петербургском медиацентре РИА Новости.

Чтобы поддерживать морское картографическое производство, которое традиционно находилось в ведении военных, необходимо выпускать 300-400 номеров (карт) в год, отметил адмирал. Чтобы "двигаться вперед" - более 600. В советское время Главное гидрографическое управление выпускало 550 карт по конкретным заказам и 300-400 как задел на будущее. В нынешнее время выпускается по 300 карт в год.

"В ведении Минобороны находится 240 маяков. Маяки на территориях портов теперь принадлежат Минтрансу, а маяки между портами, которые на диких скалах торчат, оставили военным. К ним иной раз и не подобраться. Многие мы перевели на автоматический режим, с заменой РИТЭГов (радиоизотопных термоэлектрических генераторов - ред.) на всех маяках полностью разобрались. Средств на содержание маяков не выделяется. По-моему, платят зарплаты маячникам и продовольствие дают - и на том спасибо", - рассказал Комарицын.

Еще одна проблема военной картографии - организация экспедиций по получению сведений о глубинах и других данных, необходимых для составления карт. В подчинении у Главного управления гидрографии было 417 прибрежных и океанических исследовательских судов различного класса.

"Из этого количества сейчас штук 25-30 бродят вдоль побережья. Последняя экспедиция была в 1988 году. Сейчас экспедиций нет вообще. Они числятся в штате, но все сокращено. Раньше любое судно, находясь в своем районе, осуществляло попутные исследования и отправляло нам данные. Гидрографией нужно заниматься исключительно в мирное время. Если наступит иная пора, гидрографы становятся военными лоцманами", - пояснил Комарицын.

Полученные в советское время данные уже стали архивными. Военные гидрографы, по словам Комарицына, наработали такой большой материал, что до сих пор его необходимо перерабатывать. Уникальные исследования проводились в Арктике для поиска маршрутов и возможных точек всплытия подводных лодок в приполюсном районе. На каждой дрейфующей станции "Северный полюс" и по сей день в числе полярников обязательно трудится военный гидрограф. По трассам Северного морского пути ледоколы и суда ходят, пользуясь картами различных участков Северного Ледовитого океана, сделанными на основе военных данных.

"Мы содержим десять тысяч адмиралтейских номеров карт, которые являлись лучшими, потому что были востребованы. Мы постоянно переводили их на новую, более качественную систему печати. Военную гидрографию уничтожать нельзя", - сказал адмирал.

Комарицын пояснил, что для гражданского пользования потребность в картах гораздо меньше, чем для военного, так как гражданские суда пользуются меньшим количеством маршрутов, чем военные. Тем не менее, для исключительно мирных задач по исследованию арктического шельфа, нахождению новых безопасных морских путей опыт военных гидрографов и картографов России может и должен стать основой, подытожил Комарицын.

Гидрографическая служба ВМФ была создана в 1827 году и первоначально подчинялась непосредственно государю. В 1972 году Гидрографическое управление ВМФ было преобразовано в Главное управление навигации и океанографии Министерства обороны СССР (ГУНиО МО).

 

Mad Alex20.03.12 11:12
Новые гидрографические карты, которые должны быть выполнены с учетом вновь появившихся уникальных нанотехнологий, должны появиться до 2020 года)))))))
artyom20.03.12 11:21

А экс-руководитель Главного управления навигации и океанографии Минобороны РФ, адмирал Анатолий Комарицын подпадает под слова Рогозина? Я понимаю, что он уже "экс", но может его финансово "прищемить"?

"Имея на то полномочия, я категорически запрещаю вести какие бы то ни было дискуссии через средства массовой информации, которые развернулись между Министерством обороны и "оборонкой". Все дискуссии по этому поводу должны вестись исключительно в рамках профессионального цеха". ссылка

artyom20.03.12 11:24
Я извиняюсь за дилетантизм, но действительно ли нужны столь высококвалифицированные и узкоспециализированные спецы (выпуск 6-8 шт/год!) в цифровой век? Может задумываться о геодезических спутниках, беспилотниках, програмном обеспечении, коммуникациях?
universum20.03.12 11:33

А представьте электромагнитный импульс, который выжег всю электронику и электронные носители. Или внезапно сели батарейки (ну бывает же такое в военное время). Остается только информация на бумажных носителях. И ИМХО: мне гораздо информативнее и интереснее рассматривать правильные топографические карты, чем гугло- и яндекс-поделки.

rollm20.03.12 11:34
Ну были в СССР классные картографы, однако когда штурмовали Грозный карт у военных небыло, и зачем картографы военным нужны? ушь лучше с гугла карты скомуниздить и дать военным по ноутбуку.
Tank20.03.12 11:36
Министр обороны конечно вновь окажется не виноват.
woina20.03.12 11:38
> artyom
Я извиняюсь за дилетантизм, но действительно ли нужны столь высококвалифицированные и узкоспециализированные спецы (выпуск 6-8 шт/год!) в цифровой век? Может задумываться о геодезических спутниках, беспилотниках, програмном обеспечении, коммуникациях?

Нужны. Потому как всякого рода спутники и пр. существуют только до начала боевых действий. А карты надо обновлять постоянно. Потому, как изменения происходят. Растут деревья, кустраники, прокладываются дороги, строятся дома и пр.и пр.
veldinc`20.03.12 12:22
> rollm
Ну были в СССР классные картографы, однако когда штурмовали Грозный карт у военных небыло, и зачем картографы военным нужны? ушь лучше с гугла карты скомуниздить и дать военным по ноутбуку.
А кто Вам сказал что карт не было? Не слушайте всякие бредни. были карты, и всей чечни, и карты грозного...
Главный Злодей20.03.12 13:06

Думаю что адмиралами просто так не становятся, и не рождаются.

Вы удивитесь, узнав, сколько мудаков (извиняюсь за лексикон, но иное слово просто неуместно) становится и адмиралами, и генералами. Кто, по-вашему, предавал солдат в 1-ю чеченскую? А кому, по-вашему, призывники строили пресловутые дачи? Или вот есть ещё такой замечательный генерал (бывший) ивашов, дирехтур "академии геополитических проблем"...

Примечательно, что, как только началась реформа ВС, подразумевающая разгон энного числа генералов-дармоедов, именно со стороны этой братии послышался визг прищемлённых.

C2H5OH20.03.12 13:08

В принципе автор прав, а по факту, как мне не удивительно, ГЗ прав. "В то время как наши корабли бороздят…" …. о чем говорит товарищ? Что СТАРАЯ СИСТЕМА разрушается!!! Все верно, разрушается инфраструктура и бабки не вкладывают, и спецы уходят …. ВСЕ так, с одной стороны, а с другой …ГЛОНАС на кой хрен запустили? Вернее, зачем держать маяки, зачем на корабле ШТУРМАН Навигационные комплексы заменили ЛЮДЕЙ, как в свое время спутниковая связь вытиснила с флота РАДИСТОВ … селяви! Другое дело, что на флотах вообще-то есть гидрографические службы и они заняты очень нужным делом – оперативно отслеживают гидрографическую обстановку и корректируют картографию. Как обстояли дела с этой службой, а как во всей армии и флоте – ХРЕНОВО, так было еще лет 5 назад, сейчас бабки дают на армию/флот, наверняка и туда попадет финансирование!!! Мне приходилось общаться именно с гидрографической службой … просто идет смена поколения и БУМАЖНАЯ картография вытесняется ЭЛЕКТРОННОЙ .

timar20.03.12 13:09
> rollm
Ну были в СССР классные картографы, однако когда штурмовали Грозный карт у военных небыло, и зачем картографы военным нужны? ушь лучше с гугла карты скомуниздить и дать военным по ноутбуку.
Уважаемый, а ты сам лично был без карты, когда "штурмовал Грозный"? И как ты себе это представляешь выполнять боевую задачу на незнакеомой местности без карты? А если не в курсе, то не надо писать то, что услышал на базаре. Карты были и даже очень подробные, другое дело, что они вовремя не дошли до некоторых пользователей, а в основном, у всех кому положено они были в достаточном количестве.
Tank20.03.12 13:24
> C2H5OH

В принципе автор прав, а по факту, как мне не удивительно, ГЗ прав.

Да, ГЗ прав. Но "брать всех под одну гребенку" смысла не вижу, тем более не разобравшись. Что касается ГЛОНАССа, то нет никаких гарантий, что в случае войны спутники с орбиты не сметут. И что тогда делать?
tikitavy20.03.12 13:34
> timar
> rollm
Ну были в СССР классные картографы, однако когда штурмовали Грозный карт у военных небыло, и зачем картографы военным нужны? ушь лучше с гугла карты скомуниздить и дать военным по ноутбуку.
Уважаемый, а ты сам лично был без карты, когда "штурмовал Грозный"? И как ты себе это представляешь выполнять боевую задачу на незнакеомой местности без карты?
Речь не об отсутствии карт, а, видимо, о наличии устаревших карт. Мой друг рассказывал, как он свою мать из русского района вывозил в РФ. Говорит - подходят наши. Он её забирает на всякий случай и на следующий день в её квартиру прилетает снаряд - наши обстреляли нас пункт. Потом подходят, удивляются. Говорят - по картам там - ничего, а по факту - некие строения. типа - может враги-боевики? Вот такой был рассказ.
C2H5OH20.03.12 13:41

Tank

Я не знаю как с GPS, а ГЛОНАС в РФ развивается не только как СПУТНИКОВАЯ система, создается еще привязанная система наземных корректирующих станций. Чего нет у ЖПС. И еще один момент, вы слышали, что с помощью СОТОВОЙ сети можно определить координаты абонента? Резюме будет таково, не нужно бояться тех прогресса, а то можно вернуться во времена Трирем и Галер …. А как же, а вдруг бензин кончится и ветер перестанет дуть!!!

Tank20.03.12 13:55

C2H5OH

Не знал, что на подводных лодках есть сотовая связь.

главный добродей20.03.12 14:03

"специалисты"....

Какой глонасс заменит навигационную карту с отметками глубин, которую еще и обновлять постоянно нужно - в устьях рек дно заиливается, на участках с терениями - вымывается и т.п. Спутники, блин.....

Mad Alex20.03.12 14:24

Я так понял, что мой сарказм никто не оценил (или просто никто из комментаторов не понял). Для подлодки в боевом положении единственный способ уточнения инерциальных систем - привязка к картам. То есть дал залп с ошибкой в 1 км - получил ошибку примерно в 1 км по месту падения боеголовок. Для Нью-Йорка - критично не сильно. Для пункта управления - скорее всего боевая задача не выполнена. Так что точная привязка ключевых точек карт МОРСКОГО ДНА к координатам систем глобального позиционирования - задача и актуальная, и нетривиальная.

C2H5OH20.03.12 14:28

Tank – вы специально или…? А не в курсе вы , по каким системам летают ракеты? Вы что нить про ИНЕРЦИАЛЬНУЮ навигационную систему читали??? А еще была такая система –по геомагнитному полю земли, а еще была такая АСТРОнавигация по звездам.

главный добродей - глонасс заменит навигационную карту с отметками глубин

Ай-ай, не ожидал от вас. А про электронные карты вам чтонить известно? Советую, посмотрите в яндексе - ЗАО ТРАНЗАС!

C2H5OH20.03.12 14:41
Кстати на всех АПЛ Перископ имеет еще и совмещеный ЗЕНИТНЫЙ перископ, кто в теме, тот уточнит как он правильно называется!
главный добродей20.03.12 14:43
> C2H5OH

главный добродей - глонасс заменит навигационную карту с отметками глубин

Ай-ай, не ожидал от вас. А про электронные карты вам чтонить известно? Советую, посмотрите в яндексе - ЗАО ТРАНЗАС!


Чтобы какое-то зао рисовало карты (бумажнве, электронные - не важно) нужно чтобы кто-то плавал на кораблике и мерял глубину. И записывал данные. Вот дяденька адмирал и говорит, что никто особо не плавает. Значит ЗАО либо ставит показатели с потолка, либо перерисовывает данные с карт времен СССР (которые за 30 лет устарели).

По крайней мере такой вывод я делаю вот из этих слов :

"

Еще одна проблема военной картографии - организация экспедиций по получению сведений о глубинах и других данных, необходимых для составления карт. В подчинении у Главного управления гидрографии было 417 прибрежных и океанических исследовательских судов различного класса.

"Из этого количества сейчас штук 25-30 бродят вдоль побережья. Последняя экспедиция была в 1988 году. Сейчас экспедиций нет вообще. Они числятся в штате, но все сокращено."

главный добродей20.03.12 14:45
> veldinc`
Во, голос "незалежного" специалиста с хохляндии прорезался, все однако знает, даже навигационные карты, прям многостаночник...

да. госдеп дает своим сотрудникам хорошее образование :)))

это вам не сурковские семинары на селигере - пьяных малолеток пялить :)))

C2H5OH20.03.12 14:54

главный добродей А здесь я и не возражаю, как и весь флот, Гидрография была в загоне, а вот сейчас на Каспии новые гидрографические суда у РФ плавают и очень даже интенсивно! Скорее всего, это крик души времен середины 2000х.

Есть еще момент. Транзас в ОНлайне обновляет электронные карты со всеми ПРИпами и НАвами …а вот бумажная макулатура реально времен еще СССР!!! Вот по ним, действительно, лучше не ходить….

rollm20.03.12 14:59
Тимар Я сам славо богу в чеченчких компаниях не участвовал, но по военной тайне был репортаж У наших разведчиков бравших дворец дудаева, вот у них карт небыло, да и ноутбуков тоже. А как брали без карт, да по русски на авось и героизмом.
C2H5OH20.03.12 15:03
rollm - вы сравниваете круглое и мокрое. Разница в 30 Лет. А представьте и сравните 1911г и 1941г , разница в те-же 30 лет, а по технике -бумажные этажерки и многомоторные монопламы из ЛЮМИНИЯ...ТАК???
rollm20.03.12 15:06
Да и еще у советских картографов со времен Сталина была дурная привычка нарочно искажать карты, достаточно поглядеть старые карты москвы и космические с гугла, обманывали только себя, и потом основные карты уже составлены давно, а для обновления и 11 специалистов может быть много.
rollm20.03.12 15:09
не 30 а 15 лет и тогда ноутбуки были только к сожелению не у нас.
C2H5OH20.03.12 15:12

Rollm –опять пурга! ВСЕ карты от километра БЫЛИ СЕКРЕТНЫЕ и никогда не были в ГРАЖДАНСКОМ обороте. Даже сейчас топографические карты преднамеренно редактируют, из соображение секретности! И почему вы думаете что в других странах ситуация ОБРАТНАЯ?

C2H5OH20.03.12 15:14

Rollm

Сорри, Перепутал с Дворцом АМИНА!

veldinc`20.03.12 15:16
> rollm
Тимар Я сам славо богу в чеченчких компаниях не участвовал, но по военной тайне был репортаж У наших разведчиков бравших дворец дудаева, вот у них карт небыло, да и ноутбуков тоже. А как брали без карт, да по русски на авось и героизмом.
Не слушайте Вы никакие сказки, даже по телевизору, все кому положено имели все что положено, и если у кого-то чего и не было, то это просто местное раздолбайство...
veldinc`20.03.12 15:22
> главный добродей
> veldinc`
Во, голос "незалежного" специалиста с хохляндии прорезался, все однако знает, даже навигационные карты, прям многостаночник...

да. госдеп дает своим сотрудникам хорошее образование :)))

это вам не сурковские семинары на селигере - пьяных малолеток пялить :)))

Я не был на "сурковских семинарах", так что про малолеток ничего рассказать не могу, видимо сидомитам с хохляндии виднее. А вот за госдеп СШП мне обидно, если таких "специалистов" нанимают, значит кризис в самом разгаре...
PapaZen20.03.12 16:32
Лично я не могу точно оценить состояние гидрографии, так как не имею достаточного количества данных, но думаю, что проблем там предостаточно. А что касается замены всей картографии ГЛОНАСом, так это полный бред. Никакая навигационная система карт не транслирует. Они должны быть и в устройстве просто производится привязка координат к карте. Раньше штурман это делал вручную, сейчас железяка. Чтобы карты были достоверными их нужно постоянно корректировать. Если поверхность можно каким-то образом отснять со спутника, то то что в глубине - никак. А на морских картах, кроме всего прочего, указываются средние скорости течений (которые меняются), магнитное склонение (а магнитный полюс перемещается), глубины (а рельеф дна меняется, особенно в прибрежных районах). Все это нужно отслежвать. В свое время для районов патрулирования стратегов были составлены гравитационные карты для корректировки места по гравитационному полю земли. Не знаю на сколько они изменьчивы, но сам факт их наличия говорит о том, что их нужно поддерживать в адекватном состоянии. Такой работой занимались гидрографические суда и экспедиции. И сделать это иначе не представляется возможным. Что-то у меня большие сомнения, что ТРАНЗАС организовывает экспедиции для корректировки карт. Они могут оцифровать, распространить, тоесть только поменять носитель, а сырье где они берут?
Кроме того, гидрографическая служба отвечает за всё навигационные знаки: буи, створы, маяки и прочее. Их тоже нужно поддерживать в исправном состоянии. Например, в Керченском проливе фарватер не постоянный, а меняется из-за штормов. Следовательно, нужно навигационные знаки приводить в соответствие реальности.
На лодке нет зенитного перископа, там есть радиоастронавигационный перископ штурмана, при помощи которого можно определиться по солнцу, луне и звездам.
Что касается корректировок ракет, то они есть, но правильно работают только в случае достаточной точности своего положения. Если в процессе полета ракета в окне астрокоррекции не найдет нужную звезду, то и скорректироваться по ней не сможет. А если точность позиции старта низкая, то такое событие достаточно вероятно. Да и для совершения коррекции блок имеет ограниченную энергетику. Нельзя, грубо говоря, лететь в африку и подкорректироваться до америки. Но этот момент от карт не зависит, здесь важна точность определения в чистом виде координат цели и места пуска.
сиамский20.03.12 16:40

Адмирал прав на все 100% он прекрасно знает и понимает о чём говорит, в отличии от теперешнего руководства ГУНиО. Задача ГС - навигационно гидрографическое обеспечение сил Флота. На данный перид Гидрографическая служба свою задачу выполнять не может. Неначем и некому. В прошлом году экспедицию в Певек еле собрали, ибо НЕТ специалистов. Вчера тупо выгнали со своего причала ВСЮ ТОФовскую гидрографию - теперь там будет гостиница. Стоять либо на рейде, либо на необорудованныо пирсе, где не воды, не электричества. Таким образом межремонтный ресурс ДВУХ оставшихся на ходу ГС, сожрётся до июля месяца.

vkk20.03.12 21:09
Для начала нужно бы разграничить гидрографию и топографию. Как гражданские, так и военные. Что касается топографии - училище работает, выпускает специалистов, находится в Питере. Не таких, разумеется, как раньше, но выпускает. И работать учат ещё по-старинке - теодолитом, дальномером, рейкой. С этим - всё в порядке, даже огневые позиции привяжут так, что можно гвозди забивать....
С гидрографией знаком значительно меньше, но точно знаю, что в 80-х практически все гидрографические суда были подчинены Госкомгидромету. И работы проделали на "дцать" лет вперёд. По Северо-Западу были гидрографические карты практически всех, даже несудоходных, рек. Со всеми промерами, шириной разлива и т.д. Были даже в масшт. 1:25. Знаю точно, бо сам держал в руках. Если сейчас действительно творится такое, как описывает адмирал, то не знаю, что и сказать по этому поводу....
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Почему Америка расхотела воевать с Россией?
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках

 Новостивсе статьи rss

» На самолете SJ-100 протестировали систему автоматической посадки
» Фон дер Ляйен ответила на опасения Бельгии из-за «репарационного» кредита (РБК)
» Ушаков отметил влияние успехов России на СВО на переговоры с США
» Рада приняла проект бюджета Украины с дефицитом 45 миллиардов долларов
» МИД Финляндии получил ноту от России о прекращении части энергосоглашения
» G7 с начала года выдала Украине $33,8 млрд из доходов от российских активов
» Норвегия выделит 500 миллионов долларов на оружие Украине
» Bloomberg узнало об отказе Бельгии от плана ЕС по использованию активов РФ

 Репортаживсе статьи rss

» Историк рассказал, как лидеры "Большой тройки" спорили из-за Нюрнберга
» Майкл Снайдер: криптоинвесторы потеряли $800,000,000,000 всего за месяц, поскольку принудительные ликвидации сбросили рынок
» Как радиосвязь способна усилить Северный морской путь
» Войска РХБЗ начали вооружать безэкипажными катерами
» Есть два варианта. Путин рассказал, как закончится СВО
» Как США и Венесуэла прошли путь от друзей до врагов. Разбор
» Его называли французским Филби
» Маршрут исследования: в России хотят разработать 3–5 моделей легких самолетов

 Комментариивсе статьи rss

» Федор Лукьянов: Россия и Индия являются державами, без которых невозможно ничего
» Я тебя породила, я тебя и убью: Франция готовится похоронить Украину и ЕС
» Ближний Восток: поссорит ли Азербайджан и Турцию «израильский вопрос»?
» Как проходит перезагрузка отношений Москвы и Дамаска
» Операция «Мыслепреступление»: в ФРГ зачищают информационное пространство
» «Хорошо повлияло на детей»: школам вернули воспитательную функцию
» Россия вновь успешно запустила ракету-носитель «Ангара-1.2». Почему это важно
» Траектория смерти. Школы Латвии массово переделывают в дома престарелых (Регнум)

 Аналитикавсе статьи rss

» Softbank тайно избавился от акций Nvidia, а SEC расследует деятельность OpenAI. Лопнет ли пузырь ИИ?
» Экономист Лерон: диверсификация доходов стала вопросом финансовой безопасности
» Какие китайские технологии имеют значение для России и что мы предложим взамен?
» Потеряв веру в США, саудовские шейхи и Пакистан изменили мировой баланс сил
» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"