Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва
Восьмое Марта!!!
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Кто поплывет через Арктику?
04.04.13 10:16 В России
("Le Temps", Швейцария)

Этьенн Дюбюи (Etienne Dubuis)

Фотография с сайта nevsedoma.com.ua

Может ли Северный Ледовитый океан уже завтра стать одним из главных центров морских транспортных маршрутов на нашей планете? Этот вопрос становится все актуальнее в нынешнюю эпоху потепления климата и таяния северных льдов. Двое географов из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе объединили силы, чтобы установить, какие условия для судоходства будут существовать в сентябре (наиболее благоприятное время в году) в середине этого века (в период между 2040 и 2059 годом).

Это исследование было недавно опубликовано в журнале PNAS и опирается на семь моделей таяния льдов, которые в свою очередь рассматривались по двум сценариям потепления климата. Первый из них предполагает умеренное усиление парникового эффекта, тогда как второй подразумевает куда более высокие показатели. По словам ученых, во время симуляций в обоих случаях последствия для льдов оказались схожими. И очень заметными.

Как следует из созданной модели, в сентябре идущий вдоль российского побережья Северный морской путь будет открыт для любых судов. Лед отойдет настолько далеко, что корабли смогут отойти на значительное расстояние от суши. У этого есть одновременно положительные и отрицательные стороны. Плюс в том, что судам не придется платить пошлины за проход через российские территориальные воды. Минус в том, что такой курс сильно осложнит спасательные операции в случае аварии.

В то же время, продолжают ученые, Северо-западный проход, который огибает побережье Канады и США, будет открыт не так широко. Как бы то ни было, пройти по нему в сентябре будет там гораздо проще, чем сейчас. "Техническая вероятность", которая, по данным ученых, равнялась 17% в период с 1979 по 2005 год, увеличится до 53% в период с 2040 по 2059 год в случае умеренного потепления климата, и до 60% в случае значительного потепления.

Наконец, плавание в полярных регионах станет доступно для широкого спектра судов с усиленными корпусами. Речь может идти о кораблях вплоть до ледового класса 6, которые способны на самостоятельное движение "в разряжённых однолетних арктических льдах при их толщине до 1,1 м в зимне-весеннюю навигацию и до 1,3 м в летне-осеннюю". Это означает, что в середине века лед станет тонким даже там, где он должен был бы быть толще всего.

Открытие маршрутов в северных водах представляет огромный интерес для транспортного сектора, так как позволяет значительно сократить расстояние между тремя основными центрами мировой экономики: Европой, Северной Америкой и Восточной Азией. Так, например, дистанция между Лондоном и Иокогамой составляет 15 700 километров по Северо-западному проходу, 13 841 километр по Северному морскому пути, 21 200 километров при движении через Суэцкий канал и 23 300 километров через Панамский канал.

Сокращение этого расстояния может принести немалые прибыли. Ведь разве более короткое плавание не означает меньше затрат на топливо и экипаж, а также большее число рейсов за год?

Эти цифры породили большие надежды в России. Кремль мечтает, что однажды в его территориальных водах появится множество судов, которые будут выплачивать ему солидные пошлины. Поэтому последние несколько лет он прикладывает немалые силы для упрощения административных процедур и модернизации северных портов.

Другая северная страна, Исландия, намеревается стать перевалочным пунктом на новых арктических морских путях. Она разработала проект создания терминалов, которые бы позволили перегрузить контейнеры с обычных судов на специальные челноки для последующей их доставки через Северный ледовитый океан на Алеутские острова в Тихом океане. Там контейнеры снова перегрузят на простые корабли.

Тем не менее, энтузиазм одних резко контрастирует со скептицизмом других. Научный сотрудник квебекского Университета Лаваля Фредерик Лассер (Frédéric Lasserre) за последние годы отметился публикацией нескольких пессимистических статей насчет потенциала судоходства в Арктике. "Расстояние — это еще не все, — считает он. — В противном случае автомобилисты ездили бы по проселочным дорогам, а не магистралям".

"Судовладельцы заинтересованы перспективой сэкономить на топливе и экипаже, но самое ценное для них — это всегда корабли, — поясняет ученый. — А таяние льда не достаточно, чтобы сделать эти пути безопасными. Потепление климата в целом и таяние ледников в Гренландии в частности приведут к увеличению количества дрейфующих льдин, которые смогут нанести серьезный ущерб судам в случае столкновения".

Еще одна отрицательная черта арктических маршрутов — это отсутствие возможностей для торговли. "Ни один корабль не идет напрямую из Роттердама в Шанхай, — продолжает Фредерик Лассер. — Для оптимизации груза и повышения рентабельности плавания, грузовые суда заходят для загрузки и разгрузки товаров в промежуточные порты по пути следования. В Арктике же подобных возможностей не существует".

Кроме того, таяние льдов каждый год начинается в разное время, в связи с чем установить точный график движения в регионе будет непросто. В транспортировке навалочных и насыпных грузов приспособиться к этому можно. В то же время в контейнерных перевозках большую роль играет точная дата доставки, и любые неточности совершенно недопустимы.

Таким образом, серьезного развития транзитного судоходства в Арктике в обозримом будущем ждать не приходится, полагает Фредерик Лассер. Тем не менее, потепление климата будет способствовать движению кораблей, задача которых состоит в том, чтобы добраться до арктических портов для загрузки добываемых в регионе углеводородов и руды.

Текущие показатели, по всей видимости, подтверждают правоту ученого. В 2012 году лишь 12 из 46 появившихся на Северном морском пути кораблей шли из Атлантического океана в Тихий (или в обратную сторону). Целью остальных были арктические порты.

"Практически нет сомнений, что объемы судоходства постепенно увеличатся, — делает вывод Фредерик Лассер. — К середине века они могут достигнуть отметки в 500 — 1000 кораблей в год. Это гораздо больше, чем сейчас. Но в то же время и гораздо меньше 75 000 судов, которые идут по Малаккскому проливу, или 15 000 — 20 000 кораблей в Панамском канале. Потребуется еще очень многое, чтобы арктические пути вошли в число главных судоходных маршрутов на нашей планете".

Оригинал публикации: Qui s’aventurera sur les futures routes de l’Arctique?

 

CapsLock198104.04.13 11:34
Хотят без пошлины? Будем запускать там айсберги.
dao201204.04.13 12:08
Лед отойдет настолько далеко, что корабли смогут отойти на значительное расстояние от суши. У этого есть одновременно положительные и отрицательные стороны. Плюс в том, что судам не придется платить пошлины за проход через российские территориальные воды

Кто-то, видимо, не знает, что на Севморпути российские территориальные воды простираются до полюса? Что ж, российские пограничники им это объяснят, а заодно и штраф возьмут в несколько раз повыше пошлин :))
probawxy04.04.13 12:55
> dao2012
Кто-то, видимо, не знает, что на Севморпути российские территориальные воды простираются до полюса?
Ваша информация устарела уже как 15 лет, да никто эти претензии никогда и не признавал:
"В 1997 году Россия ратифицировала Конвенцию по морскому праву 1982 года, отказавшись от особых прав на владения в Арктике, отказавшись тем самым от суверенных прав на 1,7 млн км² своего арктического сектора. Если будет доказано, что шельф от берегов России тянется дальше 200 миль, то страна может претендовать на исключительную экономическую зону."
advocattt04.04.13 16:30
пробакси. Объясните мне недалёкому как Берингов пролив можно миновать не входя в воды России. Если получится - поставлю 5-ку по географии. В помощь: Посередине Берингова пролива лежат ссылка : ссылка — более крупный и расположенный западнее, и ссылка . Согласно договору о ссылка , ссылка России и США проходит посередине между островами. Таким образом, остров Ратманова принадлежит России, а остров Крузенштерна — США. Расстояние между островами — чуть более 4-х км. Возможно, Вы предложите вариант: плыть под полюсом до американских вод и по ним же спускаться до пролива, но этот "крюк" сводит до минимума преимущества по расстоянию (с учётом того, что это всё-таки не тропики), а также подразумевает платежи в пользу США, которые вряд-ли откажутся от того, чтобы пожировать.
Algol04.04.13 17:24
Ну елки, госпадин хохол, пролив - штука короткая, а налог наверное платится пропорционально за общую длину пути по терр. водам...

Да ведь?

probawxy04.04.13 17:34
> advocattt
пробакси. Объясните мне недалёкому как Берингов пролив можно миновать не входя в воды России. Если получится - поставлю 5-ку по географии.
1) Поучись читать - у меня комментарий про границу до полюса, а не про Беррингов пролив.
2) Поучись думать - по "Конвенции ООН по морскому праву 1982 г" никакие пошлины при прохождении Берингового пролива взиматься не могут, а речь шла именно о взимании пошлин, а то всякая школота собралась тут отметки выставлять - тебе впору школьные уроки повторять по чтению.
advocattt05.04.13 02:58
пробавкси. Поучился читать. Наверное я неправильно понимаю, а может Вы неверно меня понимаете. Я не о Ваших комментариях про экономическую зону, а о проходе через территориальные воды России. В Конвенции 1982 года ничего не изменилось с моего первого прочтения (1995 год). Думать попробовал: тыкните мне пальцем, где в Конвенции запрет на сборы (экологические, дноуглубительные, лоцманские) при прохождении проливов.
ti-robot05.04.13 13:58
Все правильно - если льда нет, то можно пройти севернее территориальных вод и съэкономить. Но если что случится - спасатели будут работать по специальной цене. Это как с КАСКО - дешевле, пока не попал.
Кстати - все атомные ледоколы в мире - российские.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» Нигер изъявил желание купить у России оружие
» Хуситы заявили о нападении на американский эсминец
» Росстат: Промпроизводство в РФ в первом квартале выросло на 5,6%
» Выступление Александра Лукашенко на Всебелорусском народном собрании: Главное
» Сокрушительное падение прибыли Tesla произошло в первом квартале 2024 года
» На случай войны в Европе: Швеция реанимирует электростанцию в Мальмё
» Комплексы РЭБ в зоне СВО эффективно перехватывают переговоры ВСУ и глушат связь
» ЦАР изучает российскую военную практику на Украине, заявили в Банги

 Репортаживсе статьи rss

» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию

 Комментариивсе статьи rss

» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"