Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Страны ЕС договорились предоставить Украине 90 млрд евро
Трамп потребовал от Венесуэлы вернуть США права на нефть
ЕК сняла вопрос о конфискации активов России с саммита ЕС, заявил Орбан
Трамп объявил о блокаде нефтяных танкеров, направляющихся в Венесуэлу
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Иностранный бизнес покидает Китай
24.10.13 19:24 Экономика и Финансы

Иностранные производители перестают считать Китай лучшей площадкой для своих предприятий. Motorola, Apple и другие американские гиганты строят новые заводы на родине. Немецкие компании все больше интересуются возможностями, которые им может предложить Северная Африка. Даже японские автомобильные концерны уходят из КНР. Если тенденция продолжится, лейбл "Made in China" станет чуть ли не редкостью, предрекают эксперты.

Эра мирового господства сделанных в Китае товаров, похоже, заканчивается. Почти 20 лет КНР была огромным цехом по производству всего на свете. В стране, где проживает почти пятая часть населения Земли, за гроши брались за любую работу. Китайские власти поддерживали приход иностранных инвестиций. Это решало проблему безработицы и обеспечивало появление в стране современных технологий. В результате экономика показала колоссальный рост. Сейчас он замедлился, и руководство КНР решило взять процесс под контроль. Некоторые задумки могут негативно отразиться на бизнесе иностранных компаний, отмечает эксперт ИМЭМО РАН, профессор Алексей Портанский:

"Из Китая в последнее время поступали сообщения о готовности руководства приступить к кардинальным изменениям своей экономической стратегии. В частности, Госсовет КНР опубликовал план сокращения избыточных производственных мощностей в целом ряде отраслей промышленности. Дело в том, что в Китае почти полностью исчерпан главный конкурентный ресурс – дешевая рабочая сила, которую в течение длительного времени привлекали из деревень. На этом фоне решение крупных компаний перенести производство в другие страны выглядит абсолютно логичным".

Причина еще в том, что производство становится все более сложным. Чтобы его обслуживать, требуются все более квалифицированные кадры. А они уже осознали свою цену и требуют улучшения условий труда. Несколько забастовок – и вот уже им вынуждены идти на уступки, поясняет заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский:

"В Китае происходит рост заработной платы. Фирмам, которые создают совместные предприятия в КНР, приходится повышать затраты на рабочую силу. Плюс в Китае начали реализовывать реформу социального страхования, что повлекло за собой значительное удорожание рабочей силы на предприятиях на территории Китая".

Сейчас минимальная зарплата в Китае выросла до 80 американских центов в час. В развитых приморских провинциях, где сосредоточена основная часть иностранных производств, заработки рабочих растут еще быстрее. Там минимальная часовая плата уже достигает 1 доллара. В то же время, например на Филиппинах, этот показатель составляет 61 цент – весомый повод для бизнеса, чтобы подумать о переезде туда. Или в Мьянму, Индонезию, Малайзию, Таиланд - Юго-Восточная Азия весьма привлекательна для западных инвесторов. Европейцы, в принципе, еще посматривают с этой точки зрения на Северную Африку. Там себестоимость производства вдвое выше, чем в Китае, но сокращение транспортных расходов и времени на поставку товара нивелируют разницу.

А вот разговоры о полномасштабном возвращении производства в США или Западную Европу вряд ли можно воспринимать всерьез. Конечно, какая-то часть высокотехнологичных производств может быть перенесена туда. К примеру, Motorola открывает завод по выпуску смартфонов в Техасе, Apple на родине решила делать часть линейки компьютеров Mac. Но это не столько желание данных технокорпораций, сколько результат давления властей: дескать, у нас кризис, безработица, нужно поддержать соотечественников. Полностью из Китая западные производители не уйдут. Поскольку там их основной рынок сбыта, подчеркивает эксперт по Дальнему Востоку Андрей Островский.

"Например, возьмем Германию. В Германии большое количество автомобильных компаний. Большая часть этих компаний получает доходы не с европейского рынка, а с китайского. Например, "Фольксваген", "БМВ". "Опель" своевременно не вышел на китайский рынок, в результате несет большие убытки, в то время как "Фольксваген" процветает. Все серьезные автомобильные компании Европы имеют в Китае свои производства. И никуда оттуда уводить их не собираются".

Полностью вывести свое производство из Китая грозятся японцы. Но у них свои причины, так сказать, националистического толка. Обострение проблем в двусторонних политических отношениях и антияпонские настроения в китайском обществе уже привели к тому, что "Хонда" и "Тойота" начали строить заводы в других странах. Когда они выйдут на полную мощность, концерны будут решать, как поступить с производством на китайской территории.

Пугает ли это Китай? Не настолько, как могло бы еще пару лет назад. Во-первых, в любом случае это вопрос не быстрый. Во-вторых, китайцы взяли курс на производство собственных товаров, отмечает замдиректора Российского института стратегических исследований Константин Кокарев:

"Сейчас речь идет уже о том, чтобы заменить лейбл Made in China на Design in China. Китайцы идут к тому, чтобы производить собственные машины, собственную электронику, собственные услуги и так далее. Это уже следующая ступень роста Китая, и она настраивает на определенные раздумья и анализ".

Пока еще исход иностранного производства из Китая не стал четко выраженной тенденцией. Но предпосылки к ней серьезные. Вполне вероятно, что скоро китайские товары станут много дороже и будут реже встречаться, а привычные бренды получат другую прописку. В любом случае за все в итоге заплатит покупатель. 

 

fancer25.10.13 03:45
> OTiondes1954
Вот и пришел конец китайскому пузырю, поматросили его людские ресурсы и бросили, загадив всю экологию, подорвав демографические тенденции. Через несколько десятилетий это будет страна пенсионеров и разрухи, а экономики не будет.
Позволю с вами не согласиться. Просто от модели производства на основе чужих технологий Китай будет (!постепенно!) переходить к модели реализации и продаже своих собственных. А потому и нужно поддерживать высокоинтеллектуальный труд. Посмотрим, как у них это получится.
Useroff26.10.13 23:53
> fancer
Просто от модели производства на основе чужих технологий Китай будет (!постепенно!) переходить к модели реализации и продаже своих собственных.
Ага, вот китайцы и импортирует дизайнеров и инженеров из Европы и США.
И на результатах их труда честно пишут: "Designed in China".
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» О "ловушке РКН"
» Разведпризнаки образа будущего
» Почему Америка расхотела воевать с Россией?
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века

 Новостивсе статьи rss

» "Ростех" сообщил о первом испытательном полете Су-57 с новым двигателем
» Алиев не примет участие в неформальном саммите СНГ
» В Москве при взрыве бомбы погиб генерал-лейтенант Сарваров
» МИД РФ опроверг сообщения о переговорах с Сеулом по ядерной программе КНДР
» Обломки взорвавшегося Starship чуть не попали на пассажирские самолеты
» Макрон объявил о строительстве нового «самого большого авианосца в Европе»
» На авиабазу в Пуэрто-Рико прибыла эскадрилья истребителей F-35A ВВС США
» Путин на саммите ЕАЭС назвал приоритеты развития объединения

 Репортаживсе статьи rss

» Крупнейший мировой производителей самолетов отказывается от сервисов Google
» Глава британской разведки испугана забытым на Западе ощущением
» «Роснано» требует миллиарды с бывшего руководства за провал производства в России оперативной памяти нового поколения
» США 2025: новая Стратегия национальной безопасности
» Проект "Арктика в лицах": кто открывал Северный морской путь
» Глава РАН Геннадий Красников: Россия должна стать суверенной и в микроэлектронике
» Как китайский экспорт победил пошлины
» Ольга Ускова: Сейчас не время создавать игрушечных роботов для различных шоу

 Комментариивсе статьи rss

» Политолог Кашин: У Китая есть дипломатический и военный ответы на захват США танкера Centuries
» SCMP: Китай утвердился в роли великой державы
» El Mundo: день саммита ЕС стал «фатальным» для Мерца и фон дер Ляйен
» Трупы НАТО и ЕС действительно принесут мир на Украину
» ЕС попал в ловушку: теперь Москва всеми руками поддержит Зеленского
» Лукашенко стал наказывать Литву за мелкие и крупные подлости
» Кризис перепроизводства контента
» Инициативы в области ИИ терпят неудачу в 95% случаев – мы находимся на грани кризиса, о котором никто не говорит

 Аналитикавсе статьи rss

» Европа готовится к войне: какие вопросы это ставит перед Россией
» Элиты Евросоюза имитируют войну с Россией
» Экономист Жак Сапир предупредил о последствиях конфискации российских активов
» Входим в зону риска: зачем России так много золота
» Европа – «больной человек» планеты
» В американской версии мира сместились центры силы
» Выборы на Украине. Контекст
» Как армия китайских роботов обнуляет торговую войну с США?
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"