Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Россия приостанавливает работу своего постпредства при НАТО
Спускаемый аппарат "Союза" с киноэкипажем приземлился в Казахстане
В России началась перепись населения
Интервью президента России Владимира Путина телеканалу CNBC
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Иностранный бизнес покидает Китай
24.10.13 19:24 Экономика

Иностранные производители перестают считать Китай лучшей площадкой для своих предприятий. Motorola, Apple и другие американские гиганты строят новые заводы на родине. Немецкие компании все больше интересуются возможностями, которые им может предложить Северная Африка. Даже японские автомобильные концерны уходят из КНР. Если тенденция продолжится, лейбл "Made in China" станет чуть ли не редкостью, предрекают эксперты.

Эра мирового господства сделанных в Китае товаров, похоже, заканчивается. Почти 20 лет КНР была огромным цехом по производству всего на свете. В стране, где проживает почти пятая часть населения Земли, за гроши брались за любую работу. Китайские власти поддерживали приход иностранных инвестиций. Это решало проблему безработицы и обеспечивало появление в стране современных технологий. В результате экономика показала колоссальный рост. Сейчас он замедлился, и руководство КНР решило взять процесс под контроль. Некоторые задумки могут негативно отразиться на бизнесе иностранных компаний, отмечает эксперт ИМЭМО РАН, профессор Алексей Портанский:

"Из Китая в последнее время поступали сообщения о готовности руководства приступить к кардинальным изменениям своей экономической стратегии. В частности, Госсовет КНР опубликовал план сокращения избыточных производственных мощностей в целом ряде отраслей промышленности. Дело в том, что в Китае почти полностью исчерпан главный конкурентный ресурс – дешевая рабочая сила, которую в течение длительного времени привлекали из деревень. На этом фоне решение крупных компаний перенести производство в другие страны выглядит абсолютно логичным".

Причина еще в том, что производство становится все более сложным. Чтобы его обслуживать, требуются все более квалифицированные кадры. А они уже осознали свою цену и требуют улучшения условий труда. Несколько забастовок – и вот уже им вынуждены идти на уступки, поясняет заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский:

"В Китае происходит рост заработной платы. Фирмам, которые создают совместные предприятия в КНР, приходится повышать затраты на рабочую силу. Плюс в Китае начали реализовывать реформу социального страхования, что повлекло за собой значительное удорожание рабочей силы на предприятиях на территории Китая".

Сейчас минимальная зарплата в Китае выросла до 80 американских центов в час. В развитых приморских провинциях, где сосредоточена основная часть иностранных производств, заработки рабочих растут еще быстрее. Там минимальная часовая плата уже достигает 1 доллара. В то же время, например на Филиппинах, этот показатель составляет 61 цент – весомый повод для бизнеса, чтобы подумать о переезде туда. Или в Мьянму, Индонезию, Малайзию, Таиланд - Юго-Восточная Азия весьма привлекательна для западных инвесторов. Европейцы, в принципе, еще посматривают с этой точки зрения на Северную Африку. Там себестоимость производства вдвое выше, чем в Китае, но сокращение транспортных расходов и времени на поставку товара нивелируют разницу.

А вот разговоры о полномасштабном возвращении производства в США или Западную Европу вряд ли можно воспринимать всерьез. Конечно, какая-то часть высокотехнологичных производств может быть перенесена туда. К примеру, Motorola открывает завод по выпуску смартфонов в Техасе, Apple на родине решила делать часть линейки компьютеров Mac. Но это не столько желание данных технокорпораций, сколько результат давления властей: дескать, у нас кризис, безработица, нужно поддержать соотечественников. Полностью из Китая западные производители не уйдут. Поскольку там их основной рынок сбыта, подчеркивает эксперт по Дальнему Востоку Андрей Островский.

"Например, возьмем Германию. В Германии большое количество автомобильных компаний. Большая часть этих компаний получает доходы не с европейского рынка, а с китайского. Например, "Фольксваген", "БМВ". "Опель" своевременно не вышел на китайский рынок, в результате несет большие убытки, в то время как "Фольксваген" процветает. Все серьезные автомобильные компании Европы имеют в Китае свои производства. И никуда оттуда уводить их не собираются".

Полностью вывести свое производство из Китая грозятся японцы. Но у них свои причины, так сказать, националистического толка. Обострение проблем в двусторонних политических отношениях и антияпонские настроения в китайском обществе уже привели к тому, что "Хонда" и "Тойота" начали строить заводы в других странах. Когда они выйдут на полную мощность, концерны будут решать, как поступить с производством на китайской территории.

Пугает ли это Китай? Не настолько, как могло бы еще пару лет назад. Во-первых, в любом случае это вопрос не быстрый. Во-вторых, китайцы взяли курс на производство собственных товаров, отмечает замдиректора Российского института стратегических исследований Константин Кокарев:

"Сейчас речь идет уже о том, чтобы заменить лейбл Made in China на Design in China. Китайцы идут к тому, чтобы производить собственные машины, собственную электронику, собственные услуги и так далее. Это уже следующая ступень роста Китая, и она настраивает на определенные раздумья и анализ".

Пока еще исход иностранного производства из Китая не стал четко выраженной тенденцией. Но предпосылки к ней серьезные. Вполне вероятно, что скоро китайские товары станут много дороже и будут реже встречаться, а привычные бренды получат другую прописку. В любом случае за все в итоге заплатит покупатель. 

 

fancer25.10.13 03:45
> OTiondes1954
Вот и пришел конец китайскому пузырю, поматросили его людские ресурсы и бросили, загадив всю экологию, подорвав демографические тенденции. Через несколько десятилетий это будет страна пенсионеров и разрухи, а экономики не будет.
Позволю с вами не согласиться. Просто от модели производства на основе чужих технологий Китай будет (!постепенно!) переходить к модели реализации и продаже своих собственных. А потому и нужно поддерживать высокоинтеллектуальный труд. Посмотрим, как у них это получится.
Useroff26.10.13 23:53
> fancer
Просто от модели производства на основе чужих технологий Китай будет (!постепенно!) переходить к модели реализации и продаже своих собственных.
Ага, вот китайцы и импортирует дизайнеров и инженеров из Европы и США.
И на результатах их труда честно пишут: "Designed in China".
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» С Днем Победы!
» «Темные пятна» биографии Председателя ЦБ РФ
» Последний искренний сталинист
» C 8 Марта, драгоценные женщины!
» С днем защитника Отечества!
» Фонды правят миром
» Ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого. Или 42.
» Дзюдоист Путин и его дворец в Геленджике.

 Новостивсе статьи rss

» В России появятся новые лоукостеры
» Белый дом рассказал о давлении США на ОПЕК для снижения цен на топливо
» Шойгу: Подготовлена новая Военная доктрина Союзного государства
» В России создали новый материал для защиты от радиации
» "Взорвать метро и Кремль". Что спасло Москву от полного уничтожения
» Турция и её прокси возобновили нападения на населённые пункты Сирии
» Закон об исполнении бюджета — 2020 одобрен Советом Федерации с дефицитом
» "Роскосмос" заменит генподрядчика строительства "Восточного"

 Репортаживсе статьи rss

» Интервью президента России Владимира Путина телеканалу CNBC
» Путь Путина - историк Рой Медведев: В 1999-м желающих управлять Россией было немного
» Совбез РФ: В мире зафиксированы попытки атак зараженных COVID-19 террористов
» Дмитрий Патрушев рассказал о регулировании цен на продовольствие и экспорте зерна
» Обзор аравийских стран: «Железный купол» для КСА; «Маленький Сингапур» в ОАЭ; большая роль «маленького Катара»; и мн. др. за август-сентябрь 2021
» Вакцинальный синдром: почему человечество испугалось прививки
» Алексей Рахманов: проекты авианосца у ОСК есть, а заказа ВМФ нет
» Российские атомщики взялись доказать, что вечный двигатель существует

 Комментариивсе статьи rss

» "Глобальная встряска": на первой сессии "Валдая" обсудили угрозу войн
» Русский язык объявлен главной бедой Латвии
» Лукьянов: Пандемия подвела черту под временем предопределенности
» Иностранный бизнес назвал преграды для наращивания инвестиций в России
» От «советской дойной коровы» до «фаната ЕС»: через 30 лет после обретения независимости судьба Украины все еще остается «трагичной» (Хуаньцю шибао, Китай)
» Тайна спутницы: рассекречены детали лунной программы СССР
» МВФ навязывает миру разорительную реформу энергетики
» Неожиданное предложение в адрес Турции

 Аналитикавсе статьи rss

» Криптоиллюзии нового мирового порядка
» Почему у Китая получилось: уроки реформ в СССР и КНР тридцать лет спустя
» В мире стремительно дорожает "ненужный товар": Россия заработает миллиарды
» Анализ перспектив водородной экономики
» Глубинное государство: цели и акторы
» Ближайшие перспективы энергорынка Европы
» «Инициатива трёх морей» от «глобальной Британии»
» Об интересах России в новом мировом порядке
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2021 Inca Group "War and Peace"