Версия для печати |
Беззащитная армия Украины |
03.03.14 23:25 |
Армия, ВПК, спецслужбы |
|
Решение президента Российской Федерации Владимира Путина получить разрешение на ввод войск на Украину спровоцировало жесткую реакцию "новой власти" в Киеве.
Совет национальной безопасности и обороны Украины заявил о готовности начать мобилизацию, но в результате было официально объявлено лишь о проведении учебных сборов с целью повышения обороноспособности страны. В условиях угрозы введения Вооруженных сил России на территорию Украины власти страны намерены выделить дополнительные средства поддержки армии, даже несмотря на катастрофическую экономическую ситуацию. После распада СССР Украина получила в свое ведение одну из крупнейших армий в мире.
По количеству доставшихся танков и военных самолетов вооруженные силы молодой страны уступали лишь США, России и Китаю. Более того, одна из крупнейших группировок ракетных войск стратегического назначения также досталась Украине, в том числе и ядерное оружие: 176 межконтинентальных баллистических ракет и примерно 2 600 единиц тактического ядерного оружия. За двадцать лет от этого колоссального военного потенциала страны практически ничего не осталось.
Вооруженные силы (конец 2013 г.) | Количество военнослужащих, тыс. | Танки
| Самолеты | Вертолеты | Флот | Россия | 767 | 17500 | 1405 | 1405 | 208 | Украина | 125-139 | 773 | 251 | 80 | 26 | Украина (1999 г.) | 312 | 4014 | 521 | 100 | 25 |
С распадом СССР помимо оружия Украине достался мощный оборонно-промышленный комплекс, который необходимо обеспечивать заказами. В условиях жесткой конкуренции, особенно со стороны России, ОПК Украины постепенно приходил в упадок, единственная возможность поддерживать его жизнедеятельность – получение контрактов на модернизацию оружия стран Африки, куда ранее СССР активно поставлял тяжелое вооружение и перевооружение стран, армия которых была уничтожена в ходе военных действий США. Как правило, США жестко контролируют расходование выделенных на перевооружение средств, что подразумевает фактическое распределение контрактов. Именно с помощью такой схемы США удалось добиться окончательной ликвидации ракетных войск стратегического назначения Украины.
Еще в 2009 г. министерство обороны страны согласилось ликвидировать ракетные комплексы "Скад" (R-300) взамен на получение крупнейшего заказа на снабжение. Из $3 млрд выделенных на перевооружение Ирака 85%, или $2,48 млрд, досталось Украине. Наличие ракетного комплекса R-300 был постоянным поводом для давления со стороны США на Украину, хотя и не подпадает ни под один из настоящих договоров о разоружении, поскольку данный ракетный комплекс может работать только на расстоянии до 300 км.
В 1991 г. численность военнослужащих на Украине достигала цифры в 700 тыс. человек. К началу текущего года количество военнослужащих оценивается в 125-139 тыс. человек, причем из-за недостаточности финансирования уже к 2017 г. это цифра может уменьшиться вдвое. Сокращение связано с тем, что недавний призыв на военную службу был последним. Теперь армия Украины будет укомплектована только профессиональными военными, работающими по контракту.
Необходимо также напомнить, что украинская армия находится в процессе реформирования. В рамках Государственной комплексной программы реформирования и развития вооруженных сил на период до 2017 г. планируется обновить вооружение и военную технику, поскольку имеющаяся в наличии к 2015 г. будет в значительной части изношена и уже давно морально устарела.
Причем данная программа предполагает переход на стандартизацию военной техники стран НАТО. Стоимость ее реализации составляет около $1,3 млрд, из которых около 30% составят бюджетные средства. Переход на новый стандарт должен позволить Украине привлечь инвестиции и обеспечить ОПК заказами со стороны стран-членов альянса. Однако никаких гарантий данная программа не предполагает, в том числе и гарантий вхождения в НАТО.
В 2014 г. бюджет Министерства обороны Украины составил 14,559 млрд гривен, что на 4,9% меньше по сравнению с предыдущим годом. Высока вероятность, что в связи со сложной финансовой ситуацией у правительства не хватит средств на выполнения взятых на себя обязательств. Даже в случае выделения международной финансовой помощи Украине и нормального функционирования органов государственной власти сумма выделенных средств на оборону явно недостаточна. Бюджет на 2014 г. предполагает снижение расходов на развитие вооружения и военной техники с 919 млн грн ($114,8 млн) в 2013 г. до 463,316 млн грн ($57 млн).
В 2013 г. на обновление вооружения и военной техники Вооруженных сил Украины предусматривалось выделить чуть меньше $100 млн (около 919 млн гривен), причем данное обязательство было выполнено лишь на 90%. Стоит отметить, что соседняя Польша, численность армии которой сопоставима с численностью армии Украины, выделяет на эти средства от $1,4 – 1,7 млрд в год за последние семь лет. Ситуация, которая сложилась в Вооруженных силах Украины за последние 5-7 лет, серьезно подорвала обороноспособность страны. Экономические условия, в которых существовала армия, не позволят эффективно выполнять поставленные задачи, особенно учитывая тот факт, что военный потенциал России не был столь серьезно "растерян" за последние годы.
Наряду с экономическим фактором негативное влияние на состояние Вооруженных сил Украины оказывает политический кризис. Ряд высокопоставленных военных чиновников предпочли сложить с себя полномочия или же присягнуть региональной крымской власти, нежели выполнять приказы из Киева, вслед за ними отказываются от присяги и военнослужащие. Отчасти это связано с тем, что одновременно с захватом власти в Киеве оппозиционерам в ряде крупных городов удалось ворваться на территорию воинских частей и получить доступ к арсеналу, а военным было запрещено реагировать на подобные действия под угрозой расправы.
Пухаев Алексей |
|
|