За последние 20 лет отношения между НАТО и Азербайджаном интенсивно развивались – и приобрели стратегический характер. Партнерство из области возможного переросло область необходимого; изменилось участие Азербайджана в деятельности НАТО. Если поначалу страна выступала лишь как получатель помощи, то позднее Азербайджан стал вносить вклад в расширение и укрепление НАТО в регионе. Вместе с тем азербайджанская сторона рассчитывает на дальнейшее укрепление отношений. В особенности – в сфере безопасности, включая энергетическую безопасность, борьбу с терроризмом, мафией и киберугрозами, в продолжении осуществляемых в стране реформ в области обороны и в достижении большей гибкости в условиях партнерства. Таковы были основные идеи, сформулированные в докладе, с которым Хазар Ибрагим – руководитель миссии Азербайджана в НАТО выступил в Вашингтоне – на конференции Атлантического Совета.
Ибрагим подчеркнул роль Азербайджана в послевоенном развитии Афганистана, с которым у его страны сложились традиционно партнерские отношения во всех сферах. Он отметил также, что благодаря своему геополитическому расположению Азербайджан играет важную роль в международных делах, выполняя функцию крупного транспортного коридора из Азии в Европу. Все эти аспекты, по его мнению, должны найти отражение в будущем партнерских отношений Азербайджана с НАТО.
"Азербайджан открыт для более интенсивного и тесного сотрудничество с НАТО по всем направлениям", – подчеркнул Хазар Ибрагим.
Заместитель секретаря Бюро Госдепартамента по делам Европы и Евразии Эрик Рубин оценил опыт партнерства НАТО с Азербайджаном как один из самых позитивных примеров на постсоветском пространстве.
"В возглавляемых США операциях НАТО в Афганистане, Косово и Ираке Азербайджан был активным и эффективным участником, как в военной, так и в организационной сфере", – отметил Рубин. Он подчеркнул, что "в отличие от многих стран, в случае Азербайджана результаты партнерства соответствуют или даже превосходят планы и ожидания альянса". По словам Эрика Рубина, на фоне подобной "истории успеха" и приверженности, демонстрируемой азербайджанской стороной, будущее стратегического партнерства НАТО с Азербайджаном представляется в "очень позитивном" свете.
Бренда Шаффер – профессор факультета по изучению Европы и России в Джорджтаунском университете – напомнила о некоторых процессах, способных повлиять на развитие отношений НАТО с Азербайджаном. "Во времена "холодной войны", – подчеркнула Шаффер, – дело обстояло намного проще: США и СССР не могли вести друг с другом прямых военных действий и потому воевали друг с другом в прокси-войнах, с помощью третьих игроков – с четкой линией между двумя центрами силы". Сейчас, полагает она, многие продолжают думать, что "война между двумя супердержавами продолжается, и у каждой – свои союзники". Подобное представление, по мнению Шаффер, искажает реальную картину, поскольку в наши дни "разделительные линии размыты и нечетки".
"Зачем России воевать, если она нашла идеальный способ устанавливать контроль над соседними странами: граждане РФ участвуют в выборах (проводимых в этих странах) и занимают (в этих странах) государственные посты; агенты РФ манипулируют местным населением и организуют захват контроля над целыми регионами в суверенных государствах – под носом у НАТО?" – так охарактеризовала новую ситуацию Бренда Шаффер. "Это – серьезная проблема, с точки зрения науки, этики и безопасности: как обеспечить безопасность от подобной тактики, при этом сохраняя общество открытым и демократичным", – считает аналитик.
По мнению Бренды Шаффер, Южный Кавказ рискует стать предметом соперничества между Ираном и Россией.
Шаффер подчеркнула роль России в "так называемых этнических или исторических конфликтах" на Кавказе. (Этот термин она, впрочем, находит неудачным) "Правда, – подчеркивает аналитик, – в том, что в СССР было больше 200 разных национальностей, однако конфликты возникали лишь там, где имело место внешнее вмешательство в отношения между народами". По мнению Бренды Шаффер, речь идет не об этнических конфликтах, но о конфликтах, "инсценированных Россией, дающей политическую поддержку и преимущество одной этнической группе над другими для того, чтобы с ее помощью получить контроль над территорией". К подобным конфликтам, по убеждению политолога, относятся и "горячие точки" на Южном Кавказе, "парализующие полноценное развитие региона". Урегулирование этих конфликтов, продолжает эксперт, при посредничестве России практически не возможно: мир – не в интересах Кремля, поскольку лишает его инструментов влияния. "США и НАТО должны это осознать и выстраивать свою стратегию по отношению к союзникам в регионе в соответствии с этой реальностью", – убеждена Шаффер.