Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва
Восьмое Марта!!!
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Шербурские «зонтики»
10.01.15 09:26 История: факты и документы

В истории израильско-французской дипломатии бывали всякие времена. Последние годы между странами традиционно сохраняются хорошие отношения, но если вернуться на 45 лет назад из-за одного, как тогда писали газеты, "невероятного события" эти отношения могли серьёзно испортиться. Причиной кризиса послужила дерзкая операция израильского спецназа по угону пяти ракетных кораблей, построенных на судоверфи в городе Шербур по заказу Израиля.

Не хочется проводить параллель со скандалом, связанным с "блокированием" Францией поставок вертолётоносцев "Мистраль" в Россию, хотя и тогда, и сейчас это случилось по причине введения санкций. Спецоперация израильского морского десанта, ранее не особо афишируемая в прессе, упоминается сегодня, возможно, из-за схожих обстоятельств. То, что произошло в ночь на Рождество в 1969 году у берегов Франции, вошло в военные учебники Израиля, коротко сообщается о тех давних событиях и в учебных пособиях разведслужб других стран, в том числе довольно подробно описывается "Операция Шербур" в истории российской разведки.

Комар носа не подточит…

Началось всё, в общем-то, с укуса "комара". Как известно, Израиль, обладающий морской границей и побережьем протяжённостью около 273 километров, в 60-е годы неоднократно подвергался набегам с моря. В октябре 1967 года два ракетных катера советской постройки с египетским экипажем на борту, классифицированных в НАТО как "Komar", атаковали израильский эсминец "Эйлат". Последствия были печальными – корабль пошёл ко дну, лишь часть из 197 членов экипажа удалось спасти. После тех трагических событий командование ВМС Израиля осознало свою неготовность к ведению военно-морских операций.

Руководство страны во главе с премьер-министром Голдой Меир (Golda Meir) не желало мириться с таким позорным поражением. "Необходимо срочно принимать меры! Нам нужна надёжная защита и в море и на суше", – заявила премьер. По тем временам Израиль активно сотрудничал с Францией в сфере поставок вооружений (ядерный реактор в Димоне также строили французы), поэтому не случайно выбор пал на шербурскую судоверфь Construction Mecaniques de Normandie, где, несмотря на нищенское положение молодого государства, был размещён и оплачен заказ на 12 ракетно-артиллерийских катеров с полным оснащением. Голда Меир была довольна, шербурские "зонтики", о которых она мечтала, строились в ускоренном темпе. "Теперь комар носа не подточит", – в шутку говорила премьер-министр.

Но у каждой страны есть свои дипломатические приоритеты. Параллельно французы стали восстанавливать традиционно тесные связи с арабским миром – с тем самым миром, с которым воевал Израиль. В том же году Франция отказалась поставлять Израилю наступательное вооружение, а в сентябре 1969 года  вообще ввела полное эмбарго на торговлю оружием. Из 12 единиц заказа удалось доставить в еврейское государство лишь семь, остальные пять "зависли" в шербурской гавани.

Операция "Шербур"

План по угону кораблей был разработан до мелочей. За два месяца до назначенного часа в порт города Шербур прибыла израильская делегация с целью обучения морского состава управлению и обслуживанию новых военных судов, которые Израиль успел получить ещё до введения санкций. Семьдесят израильских моряков раз в неделю под видом учений выходили на катерах в море и возвращались поздно ночью. Таким образом, привычный шум двигателей не вызывал у жителей города каких-либо опасений. Никто из руководства верфи в Шербуре и не подозревал, что за этим скрывается тщательно продуманная диверсия. Проведение самой операции было назначено в ночь на Рождество 25 декабря 1969 года. Для дополнительного прикрытия в одном из ресторанов города был заказан банкет, на который, по понятным причинам, никто не пришёл. (Правда, судя по документам, счёт за него был полностью оплачен).

Нужно сказать, что ещё накануне операции израильтяне позаботились и о "материальной" стороне вопроса. Дипломаты постарались создать видимость, что Иерусалим якобы смирился с потерей дорогостоящих катеров, но тем не менее не хочет упускать возможность вернуть себе хотя бы часть от уже заплаченных денег.

Французы не возражали. По результатам сделки "купли-продажи" арестованное имущество очень скоро приобрело новых владельцев в лице некой норвежской фирмы "Стартботт & Вайль" – на самом деле, липовой конторы-однодневки, открытой для отвода глаз.

Хозяева объявились в Шербуре в ночь перед Рождеством, изъявив желание отметить этот праздник на борту приобретённых кораблей, а заодно обмыть покупку. В то время, когда французы поднимали рождественские тосты, все пять ракетных катеров без огней и опознавательных флагов покинули шербурский порт и вышли в бурное штормовое море.

Излишне говорить, что шумные израильские моряки таинственным образом пропали в ту же ночь. Их исчезновение обнаружили только спустя сутки! И только тогда, сложив все предшествующие события воедино, французы поняли, что евреи "обвели их вокруг пальца".

Французские источники утверждают, что тогдашний министр обороны даже приказал начальнику генерального штаба поднять в воздух самолёты, чтобы догнать беглецов и нанести удар по катерам.

Однако ничего подобного не произошло: спустя пять дней – 31 декабря боевые корабли без проблем зашли в порт Хайфы.

Прошло 45 лет, но военные специалисты до сих пор расходятся во мнениях, как израильтяне могли провернуть такой хитроумный план под носом у французских властей…

Света Блаус

 

Leo Leon10.01.15 11:28
"Прошло 45 лет, но военные специалисты до сих пор расходятся во мнениях, как израильтяне могли провернуть такой хитроумный план под носом у французских властей…"

Так то ж евреи... у нас такого не получится, никто не бросит оплаченный ресторан полный выпивки...
valerius10.01.15 13:26
Известно - как. По полной взаимной договорённости. Потом, конечно, размахивали руками, выпучивали глаза и надували щёки - как же без этого!
no-i-am10.01.15 16:16
> Leo Leon
"Прошло 45 лет, но военные специалисты до сих пор расходятся во мнениях, как израильтяне могли провернуть такой хитроумный план под носом у французских властей…"

Так то ж евреи... у нас такого не получится, никто не бросит оплаченный ресторан полный выпивки...
По себе судите? И кто же вы по национальности?
anton710.01.15 18:27

Забавная история. Интересно в ней несколько моментов:

1. Как осуществлялась дозаправка этих катеров7 Ведь судя по карте, Шербур расположен на севере Франции, дальность плавания этих суденышек гдето около 200 км. А обогнуть им надо было Испанию потом Гибралтар да и по Средиземному пройти?

2. Техобслуживание.

Стало быть присутствовал корабль сопровождения?

Чей? В смысле принадлежность.

Да, весьма забавно. Израиль с использованием своего лобби в америке много чего в этой жизни натворил.

Но мы ему крылышки то подрежем.

spv210.01.15 20:27
> valerius
Известно - как. По полной взаимной договорённости. Потом, конечно, размахивали руками, выпучивали глаза и надували щёки - как же без этого!
Как, собственно, и с "украденной" документацией на Миражи.
Возможно и с "аналогом С-300" в Иране.

Сейчас времена проще "антисемитизм", "холокост" - и нате забесплатно две немецкие подлодки... А так бы тоже "украли".
viacht11.01.15 14:34
Я так полагаю, что кораблей сопровождения было несколько в т.ч. и военных, которые незамысловато намекнули французским лётчикам на возможность невозвращения на землю. Причём военных было много т.к. закрывать с воздуха надо было довольно большую площадь. Думаю, что евреям яввно кто-то неофициально помогал. Например, подняв флаги на кораблях третьего государства, с которым франкам начинать войну не резон.
Freddy11.01.15 14:53
> viacht
Я так полагаю,
А не надо ничего "полагать". В интернетах имеются материалы по операции. Там же можно найти ТТД указанных кораблей, в том числе и дальность плавания - 900 миль.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» «Вояджер-1» возобновил передачу данных после пятимесячного молчания
» Японский аппарат SLIM "пережил" третью лунную ночь
» «В особо крупном размере»: заместителя Шойгу отправили в СИЗО на два месяца
» Суматоха с траншем США Украине: немцы начали показывать зубы Вашингтону и Лондону
» Китайские власти начали облавы на скрывающихся от правосудия коррупционеров
» «Газпром» доволен ходом работ на мегапроекте
» Иранская АЭС, которую строил «Росатом», окупилась за десять лет четыре раза
» Можно брать: Боррель заявил, что доходы с российских активов не принадлежат России

 Репортаживсе статьи rss

» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав

 Комментариивсе статьи rss

» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"