Цзуньюй Чжоу (Zunyou Zhou)
После терактов 11 сентября средства массовой информации часто говорили о том, что Китай намерен принять всеобъемлющий антитеррористический закон. Однако Всекитайское собрание народных представителей, являющееся высшим законодательным органом страны, только в ноябре прошлого года опубликовало для всенародного обсуждения долгожданный проект закона по противодействию терроризму, который состоит из 106 статей. Несмотря на одобрительные отзывы внутри страны, проект закона вызвал острую критику за пределами Китая. Организация Human Rights Watch недавно обвинила Пекин в попытках узаконить нарушения прав человека и создать условия для будущих злоупотреблений. Среди вопросов, которые вызвали обеспокоенность у Human Rights Watch, первое место занимает определение терроризма. По словам представителей этой организации, определение терроризма "опасно расплывчато и допускает разные толкования". Эволюция определения На самом деле, это не первый в Китае правовой документ, где дается определение терроризма. В декабре 2003 года министерство общественной безопасности опубликовало первый в стране террористический список, куда вошли четыре террористические организации и 11 террористов. Управление полиции Китая также объявило конкретные критерии "террористических организаций" и "террористов". Но они существовали в виде административного распоряжения, а не парламентского закона. В октябре 2011 года Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей принял "Постановление по вопросам укрепления антитеррористической работы". Хотя это постановление не дотягивало до полномасштабного антитеррористического закона, содержавшиеся в нем восемь статей стали очередным и чрезвычайно важным правовым основанием для контртеррористической деятельности в Китае. В частности, в нем даются определения "терроризма", "террористической организации" и "террориста". Видимо, из-за тревожной эскалации террористической активности после атаки на площади Тяньаньмэнь в октябре 2013 года, китайские власти решили принять всеобъемлющий антитеррористический закон в условиях новой ситуации. Прежде всего, такой закон требует обоснованного определения терроризма. Это удивительно, но в проекте закона нет определения терроризма, предложенного в постановлении от 2011 года. Как написано в статье 104 проекта закона, "терроризм" означает "любые мысли, речи и деятельность, которые посредством насилия, подрывных действий или угроз нацелены на создание паники в обществе, оказание влияния на процесс принятия политических решений, порождение межэтнической ненависти, подрыв государственной власти и раскол государства". Далее в статье 104 раскрывается значение ключевого словосочетания "террористическая деятельность", приводимого в определении "терроризма". Соответственно, "террористическая деятельность" включает в себя (а) пропаганду, разжигание и провоцирование терроризма; (б) формирование, руководство или участие в террористической организации; (в) организацию, планирование и осуществление террористических актов; (г) поддержку, оказание содействия и помощи террористической организации либо отдельным лицам путем предоставления информации, финансовых средств, материалов, оборудования, техники и мест сбора и (д) прочую террористическую активность. Далее в статье 104 дается определение "террористической организации" и "террориста". Согласно этому определению, террористическая организация — относительно устойчивая преступная группировка как минимум из трех членов, созданная с целью проведения террористической деятельности, а террорист это либо член террористической организации, либо человек, осуществляющий террористическую деятельность. Сравнение определений Чтобы лучше понять определение терроризма, данное в проекте закона, надо посмотреть, какие определения этому явлению дают в других странах.<...>
Читать дальше |