Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

У России в ближайшее время появится новое вооружение, заявил Путин
Нобелевскую премию мира присудили лидеру венесуэльской оппозиции
Путин раскрыл Алиеву детали крушения самолета AZAL
Путин прибыл в Таджикистан
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Булаву запускать?
30.08.11 08:37 Армия, ВПК, спецслужбы

Николай Хорунжий, военный обозреватель

Второй удачный испытательный пуск новой стратегической ракеты "Булава" осуществлен с новой подлодки проекта "Борей". Он определил максимальную дальность полета ракеты – 9,3 тыс. км. Ее проектная дальность была превышена на 1,3 тыс. км. Точность попадания боеголовок – 1-2 метра. Минобороны можно поздравить с тем, что оно сделало еще один шаг к намеченной цели – запуску "Булавы" в серийное производство в конце 2011 г. - начале 2012 г. Однако сделать это будет очень непросто.

Предыдущие 14 испытаний были произведены с переделанной для "Булавы" подлодки проекта "Акула" предыдущего поколения. Половина их была признана неудачными и заканчивалась авариями. После одного из таких пусков в 2009 году ушел в отставку создатель "Булавы" - директор Московского института теплотехники академик Юрий Соломонов.

Должность генерального конструктора он всё же сохранил. В 2010 году Соломонов поделил ее со своим заместителем, отдав ему руководство разработкой морской твердотопливной ракеты. В 2011 году объединили корифеев морского направления - "КБ им. В.П.Макеева" и признанных специалистов в области твердотопливного ракетостроения - Московский институт теплотехники. В состав холдинга производителей и разработчиков ракет морского базирования войдет также машиностроительное предприятие "Красмаш". Создаваемый холдинг будет вертикально интегрированной структурой Роскосмоса. Представляется, что именно подключение макеевцев, а также возобновление работы военприемки, которое было свернуто в целях экономии при придании армии "нового облика", и дало положительный результат в испытаниях "Булавы".

Накануне последнего пуска, 12 августа, в государственной комиссии по проведению испытаний "Булавы" сообщили ИТАР-ТАСС, что до конца текущего года планируется провести максимум два запуска ракеты, включая залповый. В случае успешного залпового пуска "Булавы" должно последовать решение о принятии этого ракетного комплекса на вооружение нашего ВМФ.

В середине лета, после первого запуска "Булавы" с "Юрия Долгорукого" и 15-го по счету, министр обороны удивил журналистов смелым заявлением. "Мы точно понимаем, что в этом варианте можно запускать ракеты в серийное производство", - сказал тогда Анатолий Сердюков. На тот момент из 15 произведенных пусков эксперты признали успешными всего лишь восемь, а семь закончились фиаско. Минобороны тогда несколько успокоило всех, сказав, что такое решение будет принято, если в 2011 году будет произведено еще хотя бы пять успешных испытательных пусков "Булавы".

"До конца года в рамках летно-конструкторских испытаний будут проведены четыре пуска "Булавы",- заявил в свою очередь в это же время главком ВМФ Высоцкий.

Интересно, что в начале июня этого года генконструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов утверждал, что серийное производство "Булавы" идет уже четыре года. Пока ракету испытывают, осуществляется накопление боеприпасов. Его информация подтверждается тем, что еще 1 декабря 2008 года на заседании президиума правительства вице-премьер Сергей Иванов заявил, что в 2009 году испытания "Булавы" должны завершиться, одновременно промышленность приступает к изготовлению серийных образцов. Подтвердил запуск в серию и начальник Генштаба генерал Макаров, принимавший участие в заседании.

В феврале этого года на международной оборонной выставке "Айдекс-2011" в Абу-Даби бывший тогда первым заместителем министра обороны Владимир Поповкин заявил: "Количество пусков ("Булавы") будет соответствовать тому, чтобы в итоге выйти на показатель надежности 0,99-0,98". К тому времени было осуществлено 14 пусков, половина из них – аварийные. Несложные подсчеты показывают, что 0,98 надежности при 7 аварийных испытаниях – это 34 пуска. 16 уже осуществлены. Остается 18. Да, это много. Залповый пуск может компенсировать некоторое количество одиночных. Но все же, можно ли запускать ракету в серию?

Недавно Генеральный конструктор и генеральный директор компании "Информационные спутниковые системы" Николай Тестоедов признал, что спутники ГЛОНАСС включались в орбитальную группировку тоже на этапе летно-конструкторских испытаний. В результате проявлялись недоработки, не дававшие системе космического позиционирования нормально функционировать. Приемка вооружений и военной техники в серию на этапе испытаний стала теперь правилом. Однако выявление и устранение недостатков конструкции на боевой службе приводят к трагедиям при эксплуатации систем оружия. Пример тому - подводный ракетоносец К-19, повидавший за свою жизнь столько аварий и катастроф, что хватило бы на целый флот.

Опасения вызывают и высказывания Генерального конструктора МИТА Юрия Соломонова. В конце прошлого года он говорил: "Если подходить формально, то, с точки зрения выполнения тактико-технического задания, нам в 2011 году надо будет провести четыре пуска для того, чтобы выйти на нужные показатели. Выполнять их можно по-разному. Можно в рамках программы государственных летных испытаний, а можно, привлекая к статистике те пуски, которые осуществляются в рамках боевой эксплуатации путем отстрела контрольно-серийных ракет, проведения пусков по планам боевой подготовки".

Опасная тенденция. Ведь из-за спешки, из-за отказа от этапа наземных стендовых испытаний и происходили аварии "Булавы", задержавшие в итоге ее создание на много лет.
 

wiscola30.08.11 08:43
Спешка может быть из-за внешних вызовов. Хотя лучше торопиться медленно.
ti-robot30.08.11 09:09

Я может быть, забыл математику, но вот этот абзац вообще не понял:

Количество пусков ("Булавы") будет соответствовать тому, чтобы в итоге выйти на показатель надежности 0,99-0,98". К тому времени было осуществлено 14 пусков, половина из них – аварийные. Несложные подсчеты показывают, что 0,98 надежности при 7 аварийных испытаниях – это 34 пуска. 16 уже осуществлены. Остается 18. Да, это много. Залповый пуск может компенсировать некоторое количество одиночных. Но все же, можно ли запускать ракету в серию?

Как в одно уравнение попало 0,98, 7 аварий и 34 пуска?

Чтобы статистически доказать надежность 0,98, надо отстрелять 200 ракет при 4 неудачных запусках. Естественно, такие испытания никто не проводит. Зато сделав такое псевдодоказательство, теперь можно кричать на всех углах, что пока не отстреляют еще 18 ракет - нельзя принимать ракету на вооружение.

И тот факт, что 18 ракет - это уже серийное производство, автору не понятен. Странно это все.

oleg_0630.08.11 09:40
Как мне думается, Булава стала летать после того, как убрали американских инспекторов с Воткинского завода ссылка И потом все! последующие пуски успешные.
iskander30.08.11 09:56

oleg_06

Не, ну совсем уж всё на американцев валить нельзя, неприлично просто для большой страны. Конструкторы уже говорили , что причина в некачественных деталях, но это уже исправили и Булава полетела. Так же кстати, как и с Союзами. Нашли ведь уже причину аварии. Сейчас всё сделают и всё будет летать как и прежде. У нас просто привычка такая, что если где-то какая-то авария - сразу панику поднимают, всё пропало, мы погибнем. Но ведь у всех аварии происходят, ничего страшного, внимания на это обращать не надо, всего лишь технический вопрос.

CapsLock198130.08.11 10:05
Авария, авария... Сколько можно говорить: авария аварии рознь! Если ракета состоит из (например) ста узлов и 99 из них отработали нормально, а один сбойнул, то ракета испытание не пройдёт, однако при этом 99% компонентов отработают нормально. И не забывайте, что все мы делаем выводы на основании открытой информации, которая может быть далеко не полной. А может и не соответствовать истине.
tinka30.08.11 10:34
ti-robot

...как в одно уравнение попало 0,98, 7 аварий и 34 пуска?...

...доказать надежность 0,98, надо отстрелять 200 ракет при 4 неудачных...

возможно по теореме Байеса и не только (не проверялось) ссылка так как события зависимые.


...И тот факт, что 18 ракет - это уже серийное производство... - это не факт, серийное производство ( ссылка ) требует рядом с собой такое определение как партия, на стадии доводки ракеты видимо говорить о партии пока рано, в результате испытаний ракета меняется до некоторого образца, который и будет служить образцом партии. (имхо)

artyom30.08.11 11:27

А все ли эти 7 пусков действительно неудачные? Или достигнутый результат не соответствует ЗАЯВЛЕННОМУ?

P.S. Статье верить нельзя хотя бы поэтому: количество осуществленных пусков - величина (в статье) переменная.

ti-robot30.08.11 12:07

2 tinka

возможно по теореме Байеса и не только (не проверялось)

Чтобы так посчитать вероятность, надо иметь доступ к протоколам испытаний, как минимум. И назвать такой расчет несложным можно только приведя такую выкладку.

это не факт, серийное производство ( ссылка ) требует рядом с собой такое определение как партия, на стадии доводки ракеты видимо говорить о партии пока рано, в результате испытаний ракета меняется до некоторого образца, который и будет служить образцом партии. (имхо)

Общая потребность в "Булаве" - в районе сотни единиц. Высаживать на испытаниях треть от этого количества - вредительство. А всерьез говорить о таких испытаниях даже не смешно.

Основной конструктив изделия (корпус, двигатели, системы управления) уже жестко определены. Конструктивных дефектов, которые требуют изменения концепции - нет (иначе были бы случаи разрушения ракет в полете, как у "Скада-Б"). Их изготавливают согласно плану. По результатам испытания проводят доработку отдельных узлов, которые и меняют по мере надобности. И только заказчик по результатам испытаний, протоколов обследования и техкарт может кивнуть и сказать - принято. А серийное производство таких изделий начинают заранее, поскольку цикл производства не два дня, и даже не две недели.

Я не понимаю, как можно прикинуть на пальцах и сказать - еще 18 запусков надо, и все это на основании одной фразы в интервью.

legat_UR30.08.11 13:51

Хорошо , что от таких пишущих "экспертов" ничего в реале не зависит. Очень надеюсь, что основная часть сборочных единиц для 2-3 комплектов лодок уже полностью готова. Сейчас время становится фактором выживания. Задача Пиндостана - это отодвинуть время принятия наших решений, а наши задачи - их ускорить. Визги о недоспытанности не слишком влиятельны для лего-конструкций современных ракет ... Булава не просто должна производиться, а она УЖЕ должна быть произведена в превосходном колличестве. Точкой отсчёта долно стать время выкидыша пиндоконтролёров из Воткинска ...

tinka30.08.11 14:34
ti-robot

...И назвать такой расчет несложным можно только приведя такую выкладку.... - необязательно, может быть для автора это было не сложно ;-), приведение выкладки это хороший тон, но возможно автор посчитал само сабой разумеющимя, что читатели таких статей знакомы с теорией вероятности и не ожидал обратного.

...По результатам испытания проводят доработку отдельных узлов, которые и меняют по мере надобности... - т.е. тестируют и ведут отладку агрегатов еденичных образцов, для получения некоторого условно конечного образца с заданной в неких рамках надежностью

...корпус, двигатели, системы управления... - после которого испытания?

...А серийное производство таких изделий начинают заранее, поскольку цикл производства не два дня, и даже не две недели... - вероятно, но тогда о том серийное производство у них или нет им судить :-), скажут что 1 штука это серия, значит серия. Так они сказали уже что производство серийное? : ...1 декабря 2008 года на заседании президиума правительства вице-премьер Сергей Иванов заявил, что в 2009 году испытания "Булавы" должны завершиться, одновременно промышленность приступает к изготовлению серийных образцов. Подтвердил запуск в серию и начальник Генштаба генерал Макаров, принимавший участие в заседании... (серийный аппарат не имеет заданной надежности?)

...Я не понимаю, как можно прикинуть на пальцах и сказать - еще 18 запусков надо, и все это на основании одной фразы в интервью... - напишите автору об этом, спросите на чем он прикидывал, мной было указано со ссылками на возможную версию происхождения подобных значений, а именно на теорему Байеса, а заодно на "полную вероятность", если вы этого не понимаете или не готовы считать, то учить вас теории вероятности или заниматься подсчетами остальным может быть накладно.

P.S. Это все не означает что действтельно указанные цифры верны, это нужно проверять.

CapsLock198130.08.11 15:29
> tinka

"... - вероятно, но тогда о том серийное производство у них или нет им судить :-), скажут что 1 штука это серия, значит серия."

Производство бывает единичным, мелкосерийным, среднесерийным, крупносерийным и массовым. Одна штука - это единичное производство.

tinka30.08.11 18:04
CapsLock1981

Все верно. Спасибо. Есть еще опытное производство, с точки зрения не количества или однотипности, а с точки зрения качества и законченности.

ti-robot30.08.11 21:06

2 tinka

...И назвать такой расчет несложным можно только приведя такую выкладку.... - необязательно, может быть для автора это было не сложно ;-), приведение выкладки это хороший тон, но возможно автор посчитал само сабой разумеющимя, что читатели таких статей знакомы с теорией вероятности и не ожидал обратного.

мной было указано со ссылками на возможную версию происхождения подобных значений, а именно на теорему Байеса, а заодно на "полную вероятность", если вы этого не понимаете или не готовы считать, то учить вас теории вероятности или заниматься подсчетами остальным может быть накладно.

Напоминаю, что сказал я:

Чтобы так посчитать вероятность, надо иметь доступ к протоколам испытаний, как минимум. И назвать такой расчет несложным можно только приведя такую выкладку.

И занимается этим не теория вероятности, а метрология - самый страшный враг любого инженера. Если Вам это не известно, могу за Вас порадоваться - никогда Вы не получали метрологическую экспертизу по своей работе.
Повторю свою мысль, если она непонятна%

Либо автор имеет доступ к ДСП, и тогда он враг - ибо свои выкладки он должен не в инет выкладывать, а на стол Президента.

Либо мы имеем документ в стиле 3П, и задача автора - не глянцевать фразами "несложный подсчет", а дать свои выкладки или ссылку на них.

Я готов посчитать, но единственная цифра, озвученная в статье - 50% запусков - аварийные. До 0,98 от 0,5 - пропасть, а 7+18=25 из 34 пусков на 0,98 никак не тянут, при всем уважении.

Пытаешься оправдать поставку в войска непроверенной техники вражина? ;-) ;-) ;-)

Почитайте про качество Т-34 1940 года выпуска.

oldman31.08.11 23:21
Всё будет нормально. На одном заводе из отпуска вышел заслуженный пенсионер, супер-токарь высшего разряда, на другом упросили пенсионера-инструментальщика подогнать клапана и полетит Булава, штук несколко. Потом придется обучать неудавшегося экономиста или менеджера по продажам кошачьих подстилок на супер токоря и супер инструментальщика, но и так тормознули лет на 15 с подготовкой рабочих высокой квалификации и ещё придётся подождать. Тьфу, рабочий, не престижно. Конечно не престижно, если начальник даёт ему задание, он выполняет работу и начальник получает в итоге в десять раз больше того, кто выполнил работу. Немного утрирую, но посути это так. Вспомнить хотя бы ЗИЛ, платить рабочим оказывается не чем, долги по зарплате сотни миллионов, а директор завода при этом исправно получал 250млн.руб. в год. Предприятие не частное, а принадлежит Москве. Умные головы пока ещё не перевелись, а вот реализовывать в металле задуманное скоро будет некому, как и учить детей в школе. Что говорить о процентах запусков Булавы, если через день падают вертолёты Ми-8, а их наклепали больше вех в мире. Прогресс, тот же Союз упал из за неисправности топливного насоса двигателя третьей ступени. Тридцать лет насосы работали нормально, вдруг такой конфуз, недоглядели.
CapsLock198101.09.11 12:01

oldman, даже не знаю, стоит ли писать, что Вы сильно утрируете ситуацию.

Да, развалена государственная система профессионально-технического образования, но вместо неё серьёзные предприятия создают свою. И ещё многое осталось сделать в этой области.

Да, с Булавой не всё идеально (особенно на первых пусках), изделие очень новое, а потому про неё не следует говорить "развалили всё" потому, что раньше такое делать просто не умели.

Да, Ми-8 падают, но конечно не каждый день и очень часто из-за пилотов (один на лету пытается подстреленного барана загрузить, другой сам оказывается бараном).

Да, "Прогресс" тоже упал. А никто не обещал 100% гарантии, да и невозможно это. К тому же в последнее время этот "старый" "Прогресс" (от первоначального варианта остаётся всё меньше и меньше) опять модернизируют. Про модернизацию электроники писали не раз, компоновку тоже перетряхнули, наверняка и систему питания модернизировали. Уверен, если не трогать давно отработанную конструкцию, то надёжность этого корабля возрастёт, но толку от его полётов будет всё же меньше.

ernest07.09.11 01:48
Если тратить деньги не на дороги к сколково и сколково, офисы газпрома, дворцы в геленджике, то еще можно все поправить. Хоть и будет тяжело.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!

 Новостивсе статьи rss

» На афганско-пакистанской границе начались тяжелые бои, сообщили СМИ
» Иран прекратил сотрудничество с МАГАТЭ
» В США отрасль туризма несет убытки в 1 млрд долларов в неделю из-за шатдауна
» США ввели санкции против китайских компаний за покупку иранской нефти
» В Варшаве проходит крупная акция протеста против мигрантов
» Эксперт: введение КНР портового сбора станет ощутимым ударом для США
» В Бельгии рассказали о работе по созданию самолета ЕС шестого поколения
» В Брюссель могут ввести войска до конца года, заявил министр обороны

 Репортаживсе статьи rss

» Позор Города грехов: в то время как туристы покидают Лас-Вегас, 1500 забытых «людей-кротов» остаются в кишащих крысами туннелях под Стрипом
» Стало известно, кто сжег 6000 домов голливудских звезд в Лос-Анджелесе 1 января
» WSJ: ВСУ объявили центр беспилотных технологий "Рубикон" своим злейшим врагом
» Заседание дискуссионного клуба «Валдай»
» Что такое шатдаун и как США в это время живут без госуслуг?
» Сибирские ученые исследовали хлоридные рассолы Сибирской платформы
» Тайвань отвергает сделку по производству чипов в США несмотря на угрозы драконовских пошлин
» Проведены испытания баллистических ракет Trident II D5 Life Extension

 Комментариивсе статьи rss

» Китай предложил США триллион за отказ от войны
» Проект "Поворот на Восток 2.0" – сдвиг всей страны к будущему
» Путин приказал отобрать у Запада триллион долларов
» Изменят ли ситуацию американские ракеты "Томагавк" и куда делись из зоны СВО F-16 и натовские танки
» Показательный пролет: США пока не возвращают Турцию в программу F-35
» Африканский экспресс: страны региона обсуждают с РЖД строительство железных дорог
» Править бал: ХАМАС захотело внести коррективы в план Трампа по Газе
» Марчук: тесная работа банков РФ и стран БРИКС снижает стоимость международных платежей

 Аналитикавсе статьи rss

» Экономист Лерон: диверсификация доходов стала вопросом финансовой безопасности
» Какие китайские технологии имеют значение для России и что мы предложим взамен?
» Потеряв веру в США, саудовские шейхи и Пакистан изменили мировой баланс сил
» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"