Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Британия и Франция подписали соглашение о ядерном сотрудничестве
Европарламент отклонил вотум недоверия фон дер Ляйен
Европарламент потребовал отключить Грузию от банковской системы SWIFT
ЕСПЧ признал Россию ответственной за крушение MH17 в Донбассе
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Какая и зачем сейчас необходима помощь малому бизнесу из-за эпидемии
04.04.20 17:11 Экономика и Финансы

Сегодня уже никому не нужно объяснять, что COVID-19 — это не просто еще одна эпидемия "примерно, как грипп, только сильнее раскрученная в прессе". К настоящему моменту вопрос окончательно вышел за чисто медицинские рамки, превратившись в серьезную угрозу для экономики. 

По оценке аналитического центра Oxford Economics, потери могут составить примерно 1,3% мирового ВВП или 1,1 трлн долларов только в 2020 году. И это в лучшем случае. А существуют и худшие прогнозы.

Специалисты Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) констатируют: только за два истекших месяца объем производства в Китае и размер его экспорта сократились уже на 2%. Потери его ключевых партнеров составили: 5,8 млрд долларов в США, 5,2 млрд — в Японии, 3,8 млрд — в Южной Корее. Сильнее всего — 15,6 млрд долл — потерял Евросоюз. Повторюсь, всего за восемь недель.

Глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин оценивает ближайший ущерб от эпидемии для российской экономики в размере от 3 до 5% ВВП. Помимо этого, на экстренные меры потребуется потратить еще около 5% ВВП из средств финансовых резервов страны.

Положение серьезно усугубляется прямым конфликтом необходимых для борьбы с эпидемией карантинных мероприятий с основами хозяйственной деятельности. Но избежать его невозможно. От гриппа в год в среднем в мире, по данным ВОЗ, умирает от 300 до 650 тыс. человек. Тогда как всего за два месяца нынешнего года от COVID-19 уже зафиксировано свыше 46 тыс. смертей. И это лишь начало пандемии. 

За весь 2018 год в Италии от гриппа умерло 8 тыс. человек, а всего за одни сутки 31 марта 2020 от COVID-19 — 837 только официально подтвержденных случаев, что в 29,98 раза выше уровня смертности от гриппа.

Так что положение не просто серьезное, оно, к сожалению, вынуждает констатировать неизбежность как применения жестких мер по борьбе с эпидемией в России, так и невозможность избежать как глобальных потерь для экономики в целом, так и возникновения критичных сложностей у миллионов граждан. Именно миллионов, это нисколько не преувеличение.

Другой вопрос, что степень этих потерь для разных людей оказывается сильно различной. Стремление государства в первую очередь максимально спасти крупные компании вполне логично. Не потому, что крупные, а по причине их подавляющего, до 85 — 90%, вклада в доходную часть федерального бюджета, средствами которого обеспечиваются все расходы страны. В том числе экстренные.

Но статистика занятости говорит, что крупный бизнес обеспечивает лишь примерно 19−21% рабочих мест. Тогда как в сфере обслуживания, в малом бизнесе, в ИП и в числе самозанятых находится от 65 до 70% трудоспособного населения. И пусть они приносят бюджету далеко не такие большие деньги, как "Роснефть", "Газпром" или "Сбербанк", но в то же время эти люди себе на хлеб зарабатывают сами.

К тому же обеспечивая своими доходами оборот сферы торговли, оплату работы ЖКХ и обеспечивают жизнеспособность банковского сектора. Эпидемия и прежде всего карантин в первую очередь фатально ударили по ним.

В качестве наиболее наглядного примера можно рассмотреть сегмент HoReCa — термин, обозначающий сегмент сферы услуг индустрии гостеприимства (общественного питания и гостиничного хозяйства), мелкорозничная торговля, службы сервисов и досугово-развлекательная индустрия и канал сбыта товаров с непосредственным потреблением продукции в месте продажи.

Куда входят, в том числе, всякие парикмахеры, мастера на все руки, занимающиеся мелким ремонтом, подавляющее большинство артистов, музыкантов, художников, фирмы по организации различных мероприятий.

По состоянию на 2019 год их в России было зарегистрировано около 2,1 млн. На первый взгляд — немного, но они тем не менее создавали до 25 млн рабочих мест. Оставаясь не очень заметными на федеральном уровне, они обеспечивали до 25% всех налоговых поступлений в Москве и 28% в Санкт-Петербурге.

После введения запрета на любые досуговые и культурные мероприятия, приостановки деятельности в сфере общественного питания и ограничения передвижения все эти люди оказались без работы совсем.

Если выход на карантин в крупных предприятиях обеспечивал какое-никакое, пусть даже на треть или даже на половину урезанное, сохранение дохода, то в сегментах HoReCa, MICE (область индустрии, связанная с организацией и проведением различных корпоративных мероприятий, выставок, конференций и т. п.), в туризме и так далее резервов по функционированию системы в таком режиме банально нет.

А так как доходы в ней в последние 6−7 лет и без того не отличались щедростью, то размер финансовой автономности абсолютного большинства этих людей реально исчисляется считаными неделями. У многих накоплений не хватит на самые необходимые расходы даже до конца апреля.

Нужно ли думать о каких-то особенно экстренных мерах поддержки именно для них — вопрос риторический. Потому что если их не реализовать, то в Москве к майским праздникам добавится порядка 750 тыс. лиц вообще без средств к существованию, в Санкт-Петербурге — около 600 тыс. и до 450 тыс. — в Казани. И это только в одном сегменте — организации досуговых и культурно развлекательных мероприятий.

Если учитывать небольшие отели и кофейни, ведущих всякого рода детских развивалок и кружков народного творчества, швейные мастерские по производству праздничных костюмов, мелкие фирмы по установке светопрозрачных конструкций и прочее, — цифры можно смело умножать минимум на два, а то и на три.

И тут нельзя сказать, что изложенное выше является просто "плачем Ярославны", одним из многих сегодня в стране. Вызванный эпидемией кризис больно ударил буквально по каждому. Однако состоявшаяся 26 марта 2020 встреча представителей малого бизнеса с президентом РФ Владимиром Путиным доказывает серьезность понимания этого вопроса на самом высоком уровне.

В нынешней сложной обстановке государство реально пытается оказать действенную помощь. Однако обтекаемость общих формулировок федерального уровня, к сожалению, сильно тормозится на местах.

Проблем, по большому счету, три. Во-первых, конкретные меры разрабатываются слишком медленно и в значительной степени оказываются нацеленными на крупные компании. Тем самым программы как бы есть, но вот именно малый и сверхмалый бизнес в них не попадает. А без этого он не может претендовать на какие-то, тем более экстренные, выплаты.

Во-вторых, по-прежнему неопределенной остается ситуация со всеми, кому мелкий бизнес обеспечивал рабочие места. Можно сколько угодно говорить про обязательность сохранения зарплаты на кризисный период, но если специфика отрасли основывалась на практически разовых выплатах наемному персоналу по итогам каждого отдельного мероприятия, то сохранять их в текущих условиях банально не из чего физически.

В-третьих, объявленное двукратное снижение страховых платежей жизнь в перспективе, безусловно, немного облегчает, но ситуация здесь и сейчас, а также прочие ключевые кризисные сложности остаются без изменений.

Например, требуется в полном объеме продолжать платить аренду за помещения. И хотя правительство Москвы по крайней мере декларировало отсрочки арендных платежей для помещений, принадлежащих городу, для малого бизнеса это не решило проблемы.

Просто потому, что в значительной части случаев арендуемые помещения принадлежат не городу, а арендуются у частных владельцев коммерческой недвижимости или третьих лиц и организаций, сдающих площади в субаренду. Которые снижать ставки хотя бы на кризисный период часто не считают нужным. А городские и муниципальные власти не считают возможным "нести потери" только за свой счет.

Также по факту для малого бизнеса и оставшихся фактически без доходов работников оказываются недоступными кредитные каникулы. Если в стране общий для всех кризис, то, наверное, банки должны бы идти на потери тоже, но, увы.

Причем работникам с этим еще сложнее. Согласно принятым нормам, претендовать на послабления можно лишь после предоставления документов, подтверждающих прекращение текущего дохода или хотя бы его падение не менее чем на 30%. Но не просто так, а относительно среднего уровня месячного дохода по прошлому году.

В результате возникает непреодолимая коллизия. Даже если получить справку от работодателя или из налоговой дистанционно за прошлый год еще теоретически возможно, то справка о падении дохода в текущий период может быть составлена лишь по итогу месяца. Которые еще пока не закончился. И к моменту ее составления у человека средства к существованию уже исчерпаются полностью. А ведь дата подачи документов на выплату и дата получения выплаты это далеко не один и тот же день.

Дело еще осложняется существенными преградами при попытке срочного оформления на статус безработного. Особенно для ипэшников, самозанятых и лиц, кому они ранее предоставляли работу.

Нет, конечно, все перечисленное когда-нибудь тоже будет разрешено. Но главный ресурс для этих людей — время, и оно именно сейчас особенно критично. Речь идет не о том, чтобы всех взять на содержание бюджета навсегда. Вопрос стоит иначе.

Что для страны лучше: оказать им экстренную неотложную помощь в размере МРОТ сейчас, на протяжении нескольких месяцев действия карантина, не позволяющего им обеспечивать себя работой самостоятельно, или уже через 3 — 4 недели получить пару десятков миллионов безработных, содержать которых бюджету придется длительное время? Ведь кризис завтра не закончится. Экономика в любом случае просядет, и с новыми рабочими местами сложности сохранятся весьма продолжительное время.

Второе, как мне кажется, — значительно хуже и затратнее. Потому выбор стоит не между плохим и хорошим, а между плохим и еще куда более худшим. Следовательно, наиболее разумной сейчас является стратегия минимизации долгосрочных потерь.

Для этого необходимо рассмотреть и максимально оперативно реализовать технически не такие и сложные меры. В частности, на время ЧС — а сейчас в стране именно ЧС, как бы это ни оформлялось юридически, директивно, решением правительства РФ — прямо указать банкам на обязательность объявления кредитного моратория, в том числе по выплате процентов.

Произвести срочные адресные выплаты в размере МРОТ. В конце концов, если организовать такие срочные выплаты погорельцам от лесных пожаров или пострадавшим от наводнений государство может, что уже неоднократно показывало в недавнем прошлом, то почему это же нельзя реализовать конкретно сейчас? Или почему такой же директивой нельзя ввести мораторий на арендные платежи?

Кроме того, текущую остроту возникшей проблемы с занятостью можно и, полагаю, нужно решить через привлечение этого "кадрового резерва" к реализации уже заявленных городских кризисных программ. Например, важной карантинной мерой является расширение доставки еды из магазинов.

Существующая инфраструктура с задачей явно не справляется. В торговых сетях минимальный срок выполнения доставки уже достиг недели и продолжает увеличиваться. Так почему бы не задействовать освободившиеся руки, пусть даже за МРОТ?

Почему мелкие швейные мастерские, сидящие сейчас без дела и без денег, нельзя срочно задействовать для увеличения объема пошива тех же медицинских масок, проблема с которыми все еще стоит остро? За все тот же МРОТ. В стране же около 20 млн работников остро нуждаются хоть в какой-нибудь оплачиваемой работе.

Мы ведь смогли все это успешно сделать во время наводнений, так почему не можем повторить успешно реализованное решение сейчас?


Специально для ИА REGNUM

 

Клаузевиц05.04.20 07:04
Уважаемые коллеги. У всех ситуация разная. Кто-то сидит и в панике считает, на сколько дней хватит оставшихся крох, на которые нужно содержать семью, а кто-то всю жизнь копил, не шлялся по Таям, и его кубышки хватит лет на 10. Вторых, конечно, меньше, чем первых, но если просто запустить печатный станок, а товаров не прибавится, то те люди, которые копили, из-за инфляции потеряют плоды трудов за многие годы. С другой стороны, оставлять без помощи людей, которым не на что кормить свои семьи тоже не дело. Это грозит массовыми беспорядками, в которых может сгинуть государство. Поэтому на мой взгляд нужно тут действовать крайне осторожно. Если уж и печатать деньги, то не бездумно, а крайне осторожно, без излишней поспешности и паники, но и не без тормозов, поскольку многим людям понадобится помощь уже скоро. Есть ещё вариант - открыть госрезервы и раздавать продукты питания нуждающимся. В этом случае можно нефинансовыми методами накормить население. Вполне допускаю вариант, что в такой чрезвычайной ситуации капитализм будет плохо работать, особенно финансовый. Вот в период восстановления да, он снова заработает, но в период эпидемии думается мне он не настолько эффективен.

И да, наша экономика на порядок более здорова, чем экономика США. Госдолг США - 76 % от ВВП, долг домохозяйств США по отношению к ВВП - 75,9 %. У нас эти цифры 14,6 % и 17 %. Поэтому возможно нам не стоит равняться на США при определении сколько % ВВП нам нужно напечатать для спасения. Повторяю. Несмотря на панические статьи в Дзене, что "вот-вот" и я скоро обанкрочусь, "весь малый бизнес скоро накроется медным тазом", нашему Правительству нужно действовать крайне осторожно. Не спешить, но и не тормозить.

Отдельно замечу, что обязательно нужно следить, чтобы фермеры и агрохолдинги спокойно работали на земле. Главное, чтобы в стране была еда. Если уж и стоит напечатать денег, то в первую очередь на закупки еды у фермеров в госрезерв для последующего распределения между нуждающимися. Если фермеры смогут расплатиться с кредитами - это очень хорошо для будущего России. Долгие годы многие из них не вылазили из кредитов, и жили бедными как церковные мыши. Агрохолдинги, кстати, я так предполагаю, также сильно закредитованы. Поэтому и говорю - если уж печатать деньги - давать их в первую очередь аграриям. В дальнейшем, когда страна станет восстанавливаться, сельское хозяйство может ещё сильнее выстрелить.

На источник истины не претендую, понимаю что у каждого ситуация своя и уникальная, следовательно свои взгляды на выход страны из данной ситуации, но надеюсь что мои размышления возможно кого-то натолкнут на какие-то интересные мысли и получится интересная дискуссия. ВиМ всё равно как я понял очень многие читают. Поэтому, если мы тут нащупаем что-то интересное, как стране будет оптимальнее преодолеть коронавирус и коронакризис, это всё равно попадёт в инфопространство страны и может помочь всей стране.
киборд05.04.20 12:42
Спасибо, Клаузевиц. Я выложил эту статью, ибо нахожу сабж краеугольно важным (более, чем рассуждения "сколько умрёт"). Порядка четверти населения Москвы, по прикидкам (да и в других регионах очень многим) грозит обнуление доходов из-за карантина. Сбережений больше чем на месяц далеко не у всех. Это опасная ситуация, решать которую надо срочно.
Если даже просто раздавать деньги (наплевав на инфляцию) - непонятно, как это делать. Ибо делать нужно напрямую (через руководителей мелких бизнесов слишком многое "затеряется"). Хотя и "напрямую" выиграют в первую очередь ловчилы разных сортов. Вариант: доставка бесплатной еды адресно (создание соотв. служб, раз есть рабсила) - еду трудней прикарманить. Но это очень громоздкое решение.
Афина05.04.20 14:05
Почему бы просто не оплачивать простой работникам (именно простой) из бюджета напрямую работникам, минуя счет работодателя?
Щукарь05.04.20 14:36
Вот опять - полстатьи непойми о чем, в оставшейся части рассказывают о проблемах людей и чуть-чуть о проблемах малого бизнеса (который, как и весь остальной бизнес стонет, что у него нет денег, как и обычно, когда нет никаких пандемий).
Очевидно, в первую очередь нужно заниматься сохранением доходов трудящихся граждан, а не бизнесов. А они уж как-нибудь помогут и бизнесам (да, не всем) покупая у них то, что требуется для жизнеобеспечения.
Бизнесам же можно, например, дать какие-то послабления - если они обеспечивают зарплату своим сотрудникам за свой счет - освободить от оплаты взносов, например. Признать ситуацию форсмажорной - с тем, чтобы на этом основании, например, сделать перерыв в оплате аренды (с отсрочкой и, например, дроблением платежей) и кредитов. Но это я, понятное дело, с дивана так говорю. Наверняка есть другие варианты, сохраняющие баланс интересов: бизнес не хочет нести потерь, государство не хочет компенсировать все потери, трудящиеся не хотят умирать с голоду.
Ильдус05.04.20 21:56
> Афина
Почему бы просто не оплачивать простой работникам (именно простой) из бюджета напрямую работникам, минуя счет работодателя?
+100500

Кстати, я обратил внимание, что находясь под домашним арестом по статье "65+", я меньше изнашиваю обувь и верхнюю одежду, меньше трачу на обед (дома дешевле, чем в кафешке), но, больше "жгу свет" на компьютер и телевизор. После оплаты электроэнергии за апрель, узнаю – это эквивалентно или нет.

Мороз06.04.20 00:44
Наверняка есть другие варианты, сохраняющие баланс интересов: бизнес не хочет нести потерь, государство не хочет компенсировать все потери, трудящиеся не хотят умирать с голоду.
-----------
Вот здесь и есть корень всех проблем.
1. Бизнес в любом случае ДОЛЖЕН понести потери, как горько бы ему не было и не давила жаба. Нужно было как говориться - хэджировать риски. Умные так и делают, остальные - банкротятся и без эпидемии, когда форс-мажор а опу прикрыть нечем.
Честно говоря всегда странно слышать, как и официальные лица о "бизнесе" говорят отдельно. Это что такое? Новый институт во власти или экономикекакой-то? А почему о нем нигугу в вузах? Ну тут без рассмотрения капитализма никак. Нужно зарабатывать, но это желание в момент кризиса вступает в конфликт с реальностью.
Просто нужно смриться с потерями. Такова особенность капиталистической системы.
Тут нужно вспомнить и о том, что в 90-е согласно новому пути в светлое капиталистическое будущее избавились (почти) от государственных предприятий.Государство таким образом теперь призвано защищать интересы частного капитала, это и есть его суть.
2. Государство и не должно хотеть. Оно теперь просто это должно. С одной стороны мифический "бизнес" - это часть его экономической мощи, с другой - во время подобных кризисов эта опора государства испаряется как туман на ветру.
Есть и еще сторона - государство формирует финансы не только за счет налогов на бизнес, но и с налогов тех работяг, которые на этот бизнес работают, и не известно с кого имеет больше. Как часть проблемы - за какой шиш покрывать выпадающие доходы всяких бизнесов, и почему владельцы бизнесов кризис должны пережить за счет государства, а работяги за свой собственный? Ну тут малоприятная причина - если бизнес разорится в достаточном проценте - зашатается все государство, ибо оно теперь на нем держится. На частном. Экстраполируя - капиталистическое государство - част-но-е.
3. Работяги. Они в самом низу пищевой цепочки. Ну так было веками, ничего не поделать. Но если они не работают - жить неначто не только им, а и бизнесу и государству на самом верху. Но так как они не являются хозяевами - их финансирование пойдет по остаточному принципу. И если не хотят умирать с голоду (ну этого то им не позволят) - то ничего, отработают потом (цены то растут вверх, а не вниз, снижать в посткризисный период никто и не подумает, нужно будет возмещать выпавшие прибыли бизнесов).
Поэтому и не получается каменный цветок. Не работают меры из статьи в либерально-капиталистической системе.
#тутвамнекитай.
Итого:
Убытки должны понести все. И как бы не хотелось бизнесам, удар должны принять в основном они, ибо в разрезе существующей политэкономической реальности они и есть государство в широком смысле.
Проблема ипотеки? Предписать банкам не взымать процент за период кризиса, а по платежам отсрочку пока заемщик получает МРОТ. Этот самый МРОТ обязать платить бизнесы, увольнения - запретить.
Государству не спасать банкротчиков баблом, а тратить бабло на их перепрофилирование. Хоть в те же маскопошивочные мастерские. Т.е. не раздавать бабло на прожор (и возмещение прибылей), а инвестировать. Кто не сможет перестроиться - его проблемы.
sanches8006.04.20 01:26
Если и проводить какие-то прямые выплаты, то только исключительно на основании официально декларируемых доходов. Вот работал человек, у него за 2019 есть НДФЛ-2. Считаем сколько в среднем за месяц он получал - часть этой суммы за месяц и наверно можно выплатить. В конце концов он же платил в бюджет 13% + в пенсионный фонд + фонд социального страхования (кстати, вот именно это социальное страхование думаю и должно сработать). Ну а если кидал государство, налогов не платил, то извини дорогой - государство тебе ничего не должно. С ИПешниками тоже самое - есть декларация о доходах ИП, вот с неё как-то и высчитать. Ну а все хитропопые пролетают мимо. Вы государству не платили налогов, или уменьшали эти выплаты. Вот и будет расплата.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!
» О типологическом сходстве-ловушке либералов, марксистов, масонов. Реплика к войне окололевых против всех
» О советских предателях и немецкой бюрократии
» Марксисты и искусственный "интеллект"
» 8 марта!
» Почему США мирятся с Россией, а Европа хочет воевать?
» С днем защитника Отечества!

 Новостивсе статьи rss

» Немцы нашли узкое место для проверки танкеров «теневого флота» на Балтике
» Раскол в Бундестаге — процедура назначения в Конституционный суд отложена — Bild
» Диалог с КНДР и учения с США: Как новое правительство Южной Кореи пытается сбалансировать линии в отношении Пхеньяна и Вашингтона
» На карте мира может появиться новое государство
» FT: США требуют от Японии и Австралии четкой позиции на случай войны с КНР
» Астрономы рассказали о росте активности Солнца
» Россия обжаловала отказ суда США прекратить разбирательство по иску ЮКОСа
» ЕС пригрозил США контрмерами в случае провала торговых переговоров

 Репортаживсе статьи rss

» Необыкновенный фашизм
» ЦРУ и МИ-6 погружают Европу в наркокошмар
» Андрей Клепач: рецессии в экономике России не будет
» В Англию ни ногой: корпорации массово покидают Британию
» Разработчик рассказал о возможностях лазерного "лучемета"
» Лукашенко раскрыл шокирующие планы белорусской оппозиции
» "Товарищ" Мамдани, кандидат в мэры Нью-Йорка от социалистов, обещает "покончить с частной собственностью", объявляя конечной целью "захват средств производства"
» Николай Корчунов: Норвегия хорошо заработала на энергокризисе Европы

 Комментариивсе статьи rss

» Политолог Бовт - о том, что стоит за "тарифной дубиной" Дональда Трампа
» Французы напуганы перспективой внедрения шариата
» Российское золото получит свободу от Лондона
» "Сегодня в Иране, завтра в России": подстрекательский лозунг нынешних головорезов
» О чем договорились на саммите БРИКС в Бразилии. Глобализм 2,0 - версия для бедных
» Ближневосточная трагедия на глазах превратилась в фарс
» Почему иностранные инвесторы бегут из Литвы
» МиГ-35: возвращение… Чансу?

 Аналитикавсе статьи rss

» Одиссея мировой экономики: Сечин представил ключевой доклад на ПМЭФ-2025
» О расстройствах Мастера Сделок
» ПМЭФ-2025: Лето великого перелома
» Ничего уже не исправить: началась гонка за атомной бомбой
» Трансформация Америки: упущенные возможности и сохраняющиеся альтернативы
»  Америка грозит миру самым страшным
» Режим экономии в США закончился?
» Тарифная война Трампа: всё, что вы хотели узнать о ней, но боялись спросить у рынка облигаций
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"