Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

В зоне СВО находятся 700 тысяч российских военных, заявил Путин
Комиссия ООН признала действия Израиля в секторе Газа геноцидом
СВР: Евросоюз готовит сербский майдан
Запад может потерять 285 миллиардов долларов при конфискации активов России
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Роль воздушно-космической обороны в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации
02.02.08 13:35 Армия, ВПК, спецслужбы

С сожалением приходится констатировать, и это отмечается в Концепции национальной безопасности нашего государства, что несмотря на позитивные перемены в мире, значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным, а уровень и масштабы угроз в военной сфере возрастают.

В настоящее время коренным образом изменилось само содержание вооруженной борьбы. Ее основой становятся действия сил воздушного нападения всех видов базирования при всестороннем их обеспечении из космоса в интегрированной системе управления. Именно поэтому в строительстве вооруженных сил ведущих государств мира сформировалась устойчивая тенденция приоритетного развития сил и средств воздушно-космического нападения. Все это уже закреплено их руководящими документами, планами развития вооруженных сил и обеспечено финансово. К примеру, в действующей с 2004 года «Базовой доктрине ВВС США» подчеркивается, что «ВВС США дают стране уникальную возможность проецировать силу в любую точку мира в кратчайшие сроки».

Анализ развития средств воздушно-космического нападения (СВКН) иностранных государств показывает, что уже в период до 2020 года произойдут коренные изменения, связанные с освоением воздушно-космического пространства как единой сферы вооруженной борьбы. Именно в этот период на вооружение основных иностранных государств поступят принципиально новые средства и системы: гиперзвуковые и воздушно-космические летательные аппараты, разведывательно-ударные беспилотные аппараты, оружие на новых физических принципах. Произойдет интеграция средств разведки, связи, навигации и управления в единую информационно-разведывательную управляющую систему.

Качественно изменятся формы и способы применения войск и сил.

В этих условиях противник получит возможность наносить скоординированные во времени и пространстве высокоточные удары практически по всем целям на территории России.

Само воздушно-космическое пространство станет единой, а порой и основной сферой вооруженной борьбы, а военные действия в ней приобретут главенствующую роль и глобальный размах. Успешное их ведение станет основой для достижения успеха в вооруженной борьбе на суше и на море.

Для Российской Федерации опасность воздушно-космического нападения усугубляется особенностями ее геостратегического положения и рядом факторов военно-стратегического, военно-географического и иного плана. Их наличие создает благоприятные условия для применения сил воздушно-космического нападения противника и обуславливает предпочтительность именно воздушно-космического вторжения по сравнению с сухопутным. С другой стороны, именно эти факторы затрудняют нам эффективное решение задач противовоздушной (воздушно-космической) обороны государства.

Недостаток сил, выполняющих задачи ВКО, значительное количество важнейших объектов, обусловливающих стратегическую устойчивость обороны государства и требующих прикрытия силами ПВО, низкие темпы перевооружения войск на перспективные авиационные комплексы и системы ПВО и обусловленные этим недостаточные возможности по защите суверенитета страны в воздушном пространстве только усугубляют создавшееся положение. Нынешнее состояние элементов системы ВКО оценивается как критическое.

С полной ответственностью могу констатировать, что именно угрозы Российской Федерации из воздушно-космического пространства являются наиболее значимыми в общей системе ее военной безопасности. Это уже сегодня требует от нас адекватного совершенствования средств и систем противовоздушной, а в ближайшей перспективе — и воздушно-космической обороны Российской Федерации, предусматривающей объединение под единым управлением всех сил и средств, предназначенных для решения задач защиты от воздушно-космического нападения противника. Ключевая роль в решении задач воздушно-космической обороны государства сегодня отводится Военно-воздушным силам. Они составляют основу противовоздушной обороны высших звеньев государственного и военного управления, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны, объектов Вооруженных сил. Силами ПВО ВВС в мирное время обеспечивается решение около 96% объема задач по прикрытию объектов, решаемых всеми силами и средствами ПВО Вооруженных сил Российской Федерации. Именно в ЗРВ ВВС находится более 60% боевого потенциала зенитных средств всех видов Вооруженных сил, и основной потенциал борьбы с перспективными и наиболее сложными СВКН. В ВВС сосредоточено почти 90% сил истребительной авиации, а также значительная часть средств РЭБ, боевое применение которых будет осуществляться в интересах всех видов Вооруженных сил.

Входящие в состав ВВС радиотехнические войска обеспечивают контроль воздушного пространства и станут важнейшей частью перспективной системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, а существующая высокоавтоматизированная система управления силами ПВО ВВС является основой создания системы управления воздушно-космической обороны.

Являясь фундаментом системы ВКО, Военно-воздушные силы своими активными ударными действиями авиации способны существенно ослабить потенциал средств воздушного нападения, нанося им поражение на земле, на море и в воздухе. Именно ВВС вносят решающий вклад в решение задач завоевания и удержания господства в воздухе. Но самостоятельно одним Военно-воздушным силам эффективно задачу воздушно-космической обороны государства не решить.

С учетом обозначившихся негативных тенденций возрастания угроз военной безопасности РФ и их смещения в воздушно-космическую сферу, президентом России в апреле 2006 года была утверждена «Концепция воздушно-космической обороны Российской Федерации до 2016 года и последующий период». В рамках ее реализации Главным командованием ВВС под руководством Генерального штаба Вооруженных сил выработан комплекс необходимых организационных и военно-технических мер, обеспечивающих на первом этапе совершенствование возможностей существующих систем противовоздушной и ракетно-космической обороны и создание на втором этапе интегрированной системы воздушно-космической обороны страны.

В течение 2004—2006 годов нами совместно с Генеральным штабом были выработаны единые подходы к совершенствованию системы ПВО. В целях обеспечения безопасности и суверенитета Российской Федерации в воздушном пространстве было признано целесообразным: — развитие системы ПВО осуществлять с учетом важности различных направлений и регионов, динамики развития военно-политической обстановки в них, характера и масштабов ожидаемых войн и военных конфликтов, реальных экономических возможностей государства; — в дальнейшем отказаться от ориентации системы ПВО на условия ведения крупномасштабной войны и сосредоточить основные усилия на обеспечении выполнения задач группировками Вооруженных сил в военных конфликтах локального и регионального масштаба;

обеспечить комплексное применение ударных и оборонительных разновидовых и разнородных войск (сил) Вооруженных сил Российской Федерации в интересах поражения и подавления СВКН как в районах базирования, так и на маршрутах полета, при решении задач разведки, информационного обеспечения, навигации, управления и обеспечения. Сегодня уже есть соответствующие решения о создании системы воздушно-космической обороны государства, о передаче под единое командование всех основных войск и сил, решающих как задачи противовоздушной, так и ракетно-космической, а значит, и в целом — воздушно-космической обороны. В соответствии с директивными указаниями Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации с 2006 года осуществляется прием в состав армий ВВС и ПВО окружных и армейских комплектов войск ПВО из состава Сухопутных войск.

По мнению Главного командования ВВС, целесообразно рассмотреть и вопрос о передаче в состав ВВС соединений и частей ПВО из состава КОР и ОKBC. Уверен, что это будет способствовать усилению возможностей по противовоздушной обороне на северо-западном и дальневосточном стратегических направлениях и обеспечит централизацию прав и ответственности за противовоздушную оборону страны.

В практическую плоскость сегодня становится и вопрос необходимости дальнейшего совершенствования системы управления Вооруженными силами в области воздушно-космической обороны. Система ВКО государства должна строиться под общим руководством Генерального штаба. Но непосредственное руководство всей практической деятельностью по ее формированию, по руководству войсками и силами, выполняющими задачи ВКО, как мы полагаем, должно осуществляться Главным командованием ВВС.

В соответствии с общим замыслом создания и структурой перспективной системы ВКО страны, подготовленными под руководством Генерального штаба, основу подсистемы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, а также подсистемы поражения (подавления) СВКН иностранных государств составят соединения и части авиации и войск ПВО Военно-воздушных сил и войск ракетно-космической обороны из состава Космических войск.

На наш взгляд, залогом успешной реализации целей и задач по созданию системы ВКО является скорейшая интеграция этих сил под единым руководством и управлением в составе Военно-воздушных сил. Это обеспечит единство ответственности за создание, организацию, применение войск и сил ВКО и их скоординированное военно-техническое развитие, позволит ВВС эффективно решать задачи как противовоздушной, так и противоракетной обороны страны, а Космическим войскам — помимо задач обеспечения запуска и управления космическими аппаратами — позволит успешно решать задачи противоспутниковой борьбы. В случае же размещения противником в космосе ударных систем — вести военные действия в космическом пространстве.

Комплексное развитие средств и систем, решающих задачи противовоздушной и ракетно-космической обороны, взаимно дополняющих их боевые возможности, в основном уже заложено в действующей Государственной программе вооружения. Безусловным приоритетом в создании системы ВКО должно являться развитие системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении и системы управления. Решение этих проблем должно осуществляться на основе интеграции существующих и перспективных информационных средств различного базирования вне зависимости от видовой принадлежности, на создании разведывательно-информационного поля, а также соответствующей системы управления, способной обрабатывать эту информацию для принятия своевременного решения на применение войск и сил ВКО.

Генеральным направлением в создании интегрированной системы поражения и подавления СВКН должно быть придание средствам ПВО возможности борьбы с ракетными средствами нападения, гиперзвуковыми целями и крылатыми ракетами. Детальные предложения по уточнению Государственной программы вооружения, по выделению самостоятельного раздела «Средства и системы ВКО» в составе Программы вооружения, а также перспективы развития ВВС до 2030 года мною уже были доложены министру обороны.

Полагаю, что при таком подходе будет обеспечено оптимальное распределение задач борьбы с СВКН противника по целям, сферам, формам и способам вооруженной борьбы. Будет исключено дублирование и параллелизм при проведении научных исследований и разработке новых видов вооружений.

Интеграция военной науки ПВО и РКО, предприятий оборонного комплекса, занятого разработкой вооружения ВКО, а также организация комплексной подготовки офицерского состава войск и сил ПВО и РКО в единой академии Воздушно-космической обороны наполнят новым качеством содержание всей деятельности по созданию воздушно-космической обороны государства и применению войск и сил ВКО.

В этих условиях дальнейшее совершенствование Военно-воздушных сил на практике позволит создать качественно новый вид Вооруженных сил Российской Федерации, являющийся основой системы воздушно-космической обороны государства. Максимальная интеграция оперативных и боевых возможностей его компонентов в единой информационно-огневой системе обеспечит решение задач по предназначению во всех формах применения Вооруженных сил в возможных войнах и вооруженных конфликтах.

Создаваемая система воздушно-космической обороны является важным инструментом обеспечения не только военной, но и в целом национальной безопасности Российской Федерации. С военно-политической точки зрения воздушно-космическая оборона является одним из важнейших факторов обеспечения стратегической стабильности, сдерживания вероятных противников от развязывания вооруженных конфликтов, предотвращения их эскалации и перерастания в войну с применением как обычного, так и ядерного оружия. С военно-стратегической — гарантом своевременного обеспечения президента России как Верховного главнокомандующего Вооруженными силами достоверной информацией о воздушно-космической обстановке для принятия соответствующих решений.

Быстрейшее создание системы воздушно-космической обороны государства и ее эффективное применение будет являться залогом обеспечения военной безопасности государства, стратегической устойчивости обороны и обеспечения в целом национальной безопасности Российской Федерации.

Александр Николаевич Зелин — главнокомандующий Военно-воздушными силами, генерал-полковник.

 

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!

 Новостивсе статьи rss

» На акции протеста во Франции вышли более миллиона человек
» В зоне СВО находятся 700 тысяч российских военных, заявил Путин
» ЕС признал, что полностью отделить Индию от России невозможно
» Источник: Россия передала Украине тысячу тел солдат ВСУ
» Набиуллина призвала не путать замедление экономики в РФ с рецессией
» В МОК отказали Испании в отстранении Израиля, пишут СМИ
» Польша подтвердила, что в дом на востоке страны попала ракета из F-16
» Мишустин: 75 аэропортов приведут в порядок до 2030 года

 Репортаживсе статьи rss

» "Новый законопроект изменит саму культуру правосудия". Профессор Гасан Мирзоев - об изменениях в работе адвокатов
» Ирак является одним из ключевых партнеров России в арабском мире и на международной арене
» Демонстрация с силой: какое оружие показали на выставке DSEI-2025
» "Нас воспринимали как преступников". Южнокорейские рабочие вернулись домой после задержания в США
» Регионы юга РФ приступают к массовому севу озимых в условиях засухи и возросших затрат. Обзор
» Антон Алиханов: Россия планирует расширять экспорт вертолетов
» Опубликованы документы о японских планах массовых казней в Маньчжурии
» Стратостат вместо "Старлинка": в России создают альтернативный вариант связи

 Комментариивсе статьи rss

» «Сила Сибири — 2» подыграет Европе: производителям СПГ в США придется отрезвиться
» Почему Европа платит за газ в пять раз дороже, чем США
» SZ: немецкий автопром столкнулся с огромной конкуренцией со стороны Китая
» В США убит американский Данила Багров
» Ближний Восток в ожидании: грядёт вторая фаза войны Израиля против Ирана
» Почему Россия и ОПЕК+ продолжают увеличивать предложение нефти на рынке
» Остров с сокровищами: США продолжают экспансию в Гренландии
» Трампу назло: ЕС решил укрепить сотрудничество с Индией

 Аналитикавсе статьи rss

» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
» Инфраструктура Германии это: разрушенная железная дорога, школы, мосты
» России предрекли сокращение добычи газа
» Меркантильная борьба с украинским православием как архетип украинства
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"