Регистрация / Вход
текстовая версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Сирийская армия движется на север страны для противостояния Турции
Турецкая армия атаковала базу американского спецназа
Россия не поддержала заявление СБ ООН по операции Турции в Сирии
Турция взяла Рас-аль-Айн
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Почему Китай не Европа
15.09.19 14:30 ШОС и ситуация в Азии

В чем была уникальность исторического момента, который переживал Китай в эпоху Марко Поло?

Мария Семенюк: Его появлению в Китае предшествовала обескровившая страну 70-летняя война. В результате Китай впервые в своей истории оказался под властью носителей иной культуры, не ханьской, а монгольской династии. Это был период, когда китайцы занимали самое низкое положение в обществе. Существовала система четырех классов - высшим были монголы, следующим - иностранцы, затем китайцы северные и только потом южные китайцы. Будучи при дворе монгольского хана и основателя китайского государства Юань Хубилая, Марко Поло видел только ту сторону китайской жизни, которой жила монгольская знать.

Тогда заново открылся "шелковый путь", оживилась торговля по этому маршруту. И, как следствие, очень много иностранцев было в Китае. Наряду с миссионерами-католиками там были и выходцы из Средней Азии и Персии. Традиционно иностранцы вызывают у китайцев скорее неприятие, а монгольская империя их визиты приветствовала, и они занимали достаточно высокие посты.

Верно ли, что традиционное представление о Китае как об этнически гомогенной стране ложное, и это гигантский конгломерат различных народностей, часто разноязыких?

Мария Семенюк: В настоящее время кроме ханьской национальности в Китае проживает около двухсот иных народностей. Перед приездом Марко Поло Китай был очень сильно разделен: существовало царство Киданей, царство Чжурчженей и империя Сун. Но, несмотря на то, что это разные этносы и разные культуры, у Китая есть важная особенность - он стремится к культурной централизации. Система государственных экзаменов, насаждение китайского языка и письменности всегда были доминантой китайской политики - в том числе и в Средние века. Обычаи у людей разные, а образование и культурный код общие. Особенно если человек находится внутри государственной системы.

Мы воспринимаем Европу и Китай как антиподы. Есть ли между этими цивилизациями сущностные различия?

Мария Семенюк: Европа - это множество борющихся между собой государств, а Китай всегда более или менее успешно стремился к централизации, и его идеал огромная Поднебесная империя. Большую часть своей истории Китай был абсолютной монархией. Считалось, что император - носитель небесного мандата, повеления на власть. В Европе были и демократии, и различные виды монархий, и Римская империя, где была соединена светская и духовная власть. Китай ничего подобного не знал. Он построен на очень строгой стратификации и внутри семьи, и внутри государства.

В XIX веке, во время Промышленной революции, уровень жизни в Китае превышал английский. Почему же Китай оказался аутсайдером в конце XIX - начале XX века?

Мария Семенюк: Во многом это было связано с традиционным устройством китайского общества, по которому земледелие является главным, а промышленность и торговля занимают второстепенные места. Город в Китае не имел никакого особого правового статуса, предпосылок для промышленной революции и урбанизации не было. Сохранялась традиционная иерархия, в которой главную роль играли шеньши, образованное служивое сословие. Их образование строилось на конфуцианских текстах и было крайне далеким от современных наук. Китай тянул на дно невероятно разросшийся и коррумпированный бюрократический аппарат. Все это привело к сыгравшим катастрофическую роль в истории страны "опиумным войнам". Китай заставили открыть порты восточного побережья для ввоза англичанами опиума, большая часть мужского населения страны стала наркоманами, для иностранцев установили грабительские торговые льготы. Китай превратился в полуколонию.

В конце XIX - начале XX века в Китае происходили попытки модернизации, строились арсеналы и заводы. Япония сумела резко модернизироваться, там произошла "революция Мейдзи", а в Китае все кончилось гражданской войной. Почему?

Мария Семенюк: Деятели реформ составляли небольшую часть элиты, реальная власть находилась у правящей верхушки, не заинтересованной в кардинальных переменах. К тому же реформы затронули интересы десятков тысяч образованных людей, получивших должности в результате государственных экзаменов, и те были против них.

А еще в Японии реформы поддержало воинское сословие, самураи, которого в Китае не было. Правда ли, что в традиционной китайской культуре воин, как и купец, считался человеком второго сорта? Можно ли говорить об ее мирном характере?

Мария Семенюк: В китайской истории есть много эпизодов, где к воинам относятся с величайшим уважением. Но там - если не брать маньчжуров и монголов - не было сословия профессиональных воинов. Высшая каста - это образованные люди, шеньши. Считалось, что образованный человек и есть воин. Идеал китайского правления подразумевает умиротворение страны, в ней должны быть благо и гармония, задача правителя - подавить смуту. Война как дело жизни не в духе китайской философии. Правитель заботится о подданных, как отец о сыновьях, и те должны быть спокойны и довольны.

Верно ли, что от Европы Китай отличает непрерывность исторического развития? Чем нынешний Китай похож на страну времен империи, где они отличаются?

Мария Семенюк: То, что китайская история непрерывна, от мифических правителей до генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина, думают не историки, а сами китайцы, такова официальная версия. Некоторые шутят, что в Китае история заменяет религию, и это во многом верно. От имперского Китая сегодняшняя страна унаследовала централизованность, культ сильного правителя, большой акцент на бюрократической системе, светский характер власти, очень маленький элемент религиозного вмешательства...

А культ Мао и партии - не религиозное вмешательство?

Мария Семенюк: Религия - это система взглядов и практик, а еще признание некоего сверхъестественного начала. В Китае, когда речь заходит о лидерах страны, такого не встретишь. Другое дело, что там есть традиционное представление о том, как надо чтить предков и уважать старших. У китайца дома висит портрет дедушки. Не будучи религиозным человеком, он проводит перед ним определенные ритуалы, так как думает, что дедушка поддерживает его с небес. Точно так же у него может висеть портрет председателя Мао. А еще какой-нибудь буддистский персонаж - вдруг поможет! У народа, обладающего комплексом натурфилософских представлений и культом покровителей местности, эти вещи сливаются. Китайцы будут поклоняться духу богатства или фотографии того, кто подарил их колхозу трактор - но это не значит, что такова их религия.

Отличие же в том, что традиционная китайская история всегда ссылалась сама на себя. Династия Тан хотела вернуться к заветам династии Хань, династия Сун к династии Тан - и т.д. А в современном Китае есть понятие двух столетних целей (сто лет после основания Компартии и сто лет после основания КНР), которых Китай должен достичь. Теперь они берут как точку отсчета свою новую историю.

То есть они развернулись в будущее?

Мария Семенюк: По крайней мере, прошлое, на которое они ссылаются, стало куда короче. Революционны для Китая лозунг Си Цзиньпина об "обществе средней зажиточности" и то, что каждый человек должен стремиться не к общей цели, а в первую очередь к личному счастью. Традиционное конфуцианство считает, что ты существуешь не для своего личного успеха. Теперь же объявили, что каждый может и должен думать об обогащении, и для Китая это новаторство.

Визитная карточка

Мария Семенюк - старший преподаватель кафедры китайской филологии Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат наук, переводчик, лауреат премии Китайского культурного центра за лучший перевод китайской художественной прозы на русский язык.

 

Пауль, RU15.09.19 16:56
"В результате Китай впервые в своей истории оказался под властью носителей иной культуры, не ханьской, а монгольской династии."

"Перед приездом Марко Поло Китай был очень сильно разделен: существовало царство Киданей, царство Чжурчженей и империя Сун. Но, несмотря на то, что это разные этносы и разные культуры..."

Путается. Точнее - излагает подкитайскую идеологическую концепцию: что китайцы завсегда были господами, а не рабами.

В реальности, проблему постоянных завоеваний Китая варварами, китайцы в историческом плане решают просто - объявляют всех завоевателей "династиями".

И до монголов были Чжоу, кидане, чжурджени.

А что завидно, так это то, что при всех различиях отдельных "китайских" языков, все китайцы именуют себя китайцами, а не так, как у нас: кто русский, кто укр, кто белорус, кто и вовсе русин. При гораздо меньшем различии обычаев и языков.

Сеня Горбунков, RU15.09.19 18:57
в Китае история заменяет религию

У евреев"тора"* заменяет историю

У христиан "библия" заменяет "тору"

У мусульман "коран" заменяет "библию"

Не пора ли нам взяться за своё историческое наследие? Памятники прошлого (аркаим, опоки и т.д.) утвердить наследием предков и все известные элементы нанести на онлайн карту + туристический маршрут и всеобщее поклонение и восхищение, описание от исследователей..

*(еврейские народные сказки) Ссылка

rombell, RU15.09.19 21:10
> Пауль


все китайцы именуют себя китайцами, а не так, как у нас: кто русский, кто укр, кто белорус, кто и вовсе русин.
Не путайте. Русский, белорус, украинец - это национальности, и у них это - хань, больше 90% населения. "Китаец" - это нация, гражданство, и это было вполне аналогично "советский". Нынче пытаются натянуть "россиянин". Не знаю, как у белорусов и укров нынче отличается национальность от гражданства. Если одно слово - то путает. Заметнее всего разница в США - все американцы, но никто не амеиканец по национальности.

GAF, RU15.09.19 22:54
rombell: "Не путайте. Русский, белорус, украинец - это национальности.."
Может всё-таки просветите на предмет выделенных слов, и с датой их явления на белый свет. Язык - самый надёжнный свидетель истории. По крайней мере, в толковом 4-х т. словаре В.Даля их нет. Значит не было ни белорусов, ни украинцев, поскольку автор во всём был вельми
пунктуальным и уж точно не преминул бы их упомянуть.
Главный Злодей, RU16.09.19 02:27
А что завидно, так это то, что при всех различиях отдельных "китайских" языков, все китайцы именуют себя китайцами, а не так, как у нас: кто русский, кто укр, кто белорус, кто и вовсе русин. При гораздо меньшем различии обычаев и языков.
Там полно точнейших аналогов укров, белорусов и прочих русинов: тайваньские, гонконгские, сингапурские и иже сотоварищи.

т-кк, RU16.09.19 07:55
`
"Почему Китай не Европа"

Потому что в европе арийской расе противостоит неандертальско-семитский кагал, а в китае вообще - вторяки вторяков, территория победившей фертильности.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Турция достигла рекордного уровня импорта СПГ за 1 полугодие 2019
» Авторитаризм в Великобритании: попытка Джонсона уничтожить демократию
» Каково же современное лицо армии США?
» Отчёт на 7-е июля 2019 года
» Объявление
» Обрушит ли автомобильный кризис в Китае глобальные финансовые рынки?
» Небольшой отчёт по первой неделе работы новой команды
» Переходный период

 Новостивсе статьи rss

» Москва и Эр-Рияд вместе создадут нефтяные технологии для сохранения климата
» Войска США попали в «ловушку» между армиями Сирии и Турции
» Арабские Эмираты будут воевать на российских самолетах
» Власть в Польше остается у партии умеренных евроскептиков "Право и Справедливость"
» Трамп: Китай начал выполнять условия торговой сделки с США
» Российский фрегат провел стрельбы в Средиземном море
» Handelsblatt: На ЕС ложится 92% убытков от санкций, из них на Германию 38%
» Советник Эрдогана не исключил столкновений между армиями Сирии и Турции

 Репортаживсе статьи rss

» Гонка за Манбидж
» «Мы мечтали быть первыми»: каким был космонавт Алексей Леонов
» Кто не платит по счетам: ООН столкнулась с крупнейшим финансовым кризисом
» Англо-американский бизнес с нацистами
» Новый глава МВФ предупредила о глобальном дефолте
» Как торговая война США и Китая помогла экономике Вьетнама
» 40 лет под санкциями: как живут в Иране
» Путин перевел отношения с Китаем на союзнический уровень

 Комментариивсе статьи rss

» The Daily Telegraph: Европе будет трудно одной без мирового жандарма — США
» Guardian: Эрдоган смог невозможное — объединить всех игроков против себя
» Грета, зеленое безумие, кризис - и новый крестовый поход
» По обстрелу турками американской базы
» Путин в Саудовской Аравии: бизнес прежде всего
» "Иводзима, Иводзима, ихня гордость и краса!"
» Два мира, две Нобелевки
» Нужна ли США Турция?

 Аналитикавсе статьи rss

» «Источнику мира» определили границы
» Вашингтон кинул курдов, кинет и Киев
» Для чего в России существуют либералы
» Аморальный сговор или нравственный подвиг?
» Пощечина для гегемона: как ВПК России стал эффективней ВПК США
» Всемирный банк снова понизил прогноз по росту экономики России
» Великая Депрессия 2.0 или Как скоро Трамп примерит костюм Гувера?
» Кто такая Элизабет Уоррен и что со всего этого нам
 
текстовая версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2019 Inca Group "War and Peace"